Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать современное состояние и перспективы развития бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический и нормативно- правовой материал по теме работы;
- рассмотреть основные принципы и функции бюджетной системы РФ;
- выявить роль и значение бюджетной системы РФ;
- проанализировать сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы;
- провести анализ современного состояния бюджетной системы РФ;
- выявить перспективы развития бюджетной системы РФ;
- дать рекомендации по совершенствованию бюджетной системы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1 Основные принципы и функции бюджетной
системы РФ 7
1.2 Роль и значение бюджетной системы РФ………..……11
1.3 Сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы………………………………………………….12
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………..18
2.1 Общая характеристика бюджетной системы РФ на современном этапе…………………………………………..………18
2.2 Анализ бюджета РФ …………….………………………..21
2.3 Перспективы развития бюджета РФ……………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Расходы на все социальные отрасли в 2014 году сокращаются не только в относительном, но и в номинальном выражении, - отметила первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. - Расходы на здравоохранение составят 91,4% от уровня 2013 года (сокращение идет второй год подряд). Культура и кинематография - 97,3%, образование - 87,1%, ЖКХ - 76%.
Растут расходы на национальную оборону, на обслуживание долга, на физкультуру и спорт (на чемпионат мира по футболу). Формально растут расходы на национальную экономику, но это в большей степени все же формально, потому что там есть большой нераспределенный резерв в 343 млрд. руб., который сейчас записан в национальную экономику".
"В 2014 году объем финансирования национальной безопасности и правоохранительной деятельности (без армии) - то есть прокуратура, полиция и т.д. - примерно совпадает с объемом финансирования национальной экономики, - напомнил депутат Госдумы от КПРФ Владимир Федоткин. - А к 2016 году на национальную экономику будет даже меньше выделяться, чем на силовые структуры без армии.
В следующем году на профессиональный спорт выделяется в четыре раза больше, чем на спорт массовый и народный. А если брать 2016 год, то эта разница увеличивается до 20 раз.
Темпы расходов на научные исследования у нас ниже, чем в Малайзии, Индонезии и Саудовской Аравии, Китай оттеснил на второе место Японию, Россия на уровне Малайзии. Социальные расходы у нас нищие, по здравоохранению мы находимся на 109-м месте в мире в процентах к ВВП, по образованию - на 117-м. Объем трансфертов на 2014 год сокращается на 82 млрд. руб.
Не стоит ждать бюджетного кризиса на федеральном уровне. С региональными бюджетами есть проблемы. Растет долг, растет уровень дефицита во многих регионах, искажаются структуры расходов, т.е. повышение зарплат в образовании происходит за счет отмены других расходов, зачастую также необходимых. Видимо, локальные кризисы на региональном уровне будут точечно "заливаться" деньгами. В общем, в следующем году еще пока в бюджетной сфере такого тотального обострения ситуации, видимо, не будет. Но на следующий год уже повышается уровень неопределенности и напряженности".
"В следующем году мы даже будем накапливать деньги в Резервном фонде, почти 400 млрд. руб. Мы фактически вырезаем расходы и одновременно продолжаем накапливать деньги. Запас, в принципе, пока еще есть на 2014 год, и он будет похуже, чем нынешний, но лучше, чем 2015.
2.3. Перспективы развития бюджета РФ
Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики.
В 2014 - 2016 годах темпы
прироста инвестиций в основной капитал
увеличатся до 6,6% в 2014
году, до 7,2% в 2015 году, до 7,6% в 2016 году, что
также ниже параметров предыдущего прогноза.
По итогам 2013 года ожидается увеличение
реальной заработной платы на 4,5%, а реальных
располагаемых доходов населения - на
3 процента.
В 2014 году прирост данных показателей прогнозируется на уровне 5,2% и 4,4% соответственно, в 2015 году - на 6,0% и 4,6%, в 2016 году - на 6,2% и 4,7 % . В результате снижения цены на нефть до 105 долл. США за баррель в 2013 году и до 101 долл. США за баррель в 2014 году экспорт уменьшится с 528 млрд. долл. США в 2012 году до 503 млрд. долл. США в 2014 году. В 2015 - 2016 годах стабилизация цен на сырьевые товары позволит постепенно развернуть негативную тенденцию, и к 2016 году экспорт повысится до 522 млрд. долл. США. Параметры текущего прогноза по экспорту в 2014 - 2015 годах ниже параметров предыдущего прогноза (в 2014 году - на 3,6%, в 2015 году - на 6,6 процента). Оценка за 2013 год текущего прогноза по цене на нефть является более высокой в сравнении с предыдущим прогнозом. Оценки за 2014 год текущего и предыдущего прогноза не отличаются. Оценка за 2015 год текущего прогноза ниже оценки предыдущего прогноз на 4 долл. США/барр.
Повышение устойчивости
федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических
факторов в долгосрочной перспективе.
По прогнозу к 2030 году
ненефтегазовый дефицит сократится до
6,0% ВВП при сохранении низкого уровня
долговой нагрузки (менее 15% ВВП). В случае
существенного снижения цен на нефть (до
60 долл. США/барр.) средств Резервного фонда
после достижения им нормативной величины
7% ВВП будет достаточно для финансового
обеспечения действующих расходных обязательств
в течение трех лет. В течение этого периода
могут быть реализованы дополнительные
меры по оптимизации расходов и мобилизации
доходных источников.
в 2014 - 2016 годах предусматриваются дополнительные
(по сравнению бюджетными ассигнованиями
на исполнение действующих расходных
обязательств) бюджетные ассигнования
на:
-совершенствование оплаты труда работников федеральных учреждений здравоохранения, образования, культуры, науки и социального обслуживания (всего дополнительные ассигнования определены в объеме 80,2 млрд. рублей в 2014 году, 126,5 млрд. рублей в 2015 году, 181,2 млрд. рублей в 2016 году);
-ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции: 23,1 млрд. рублей в 2014 году, 40,5 млрд. рублей в 2015 году и 57,9 млрд. рублей в 2016 году;
-выплату ежемесячного пособия при рождении третьего ребенка (всего, с учетом дополнительных бюджетных ассигнований: 17,1 млрд. рублей в 2014 году, 26,9 млрд. рублей в 2015 году, 30,2 млрд. рублей в 2016 году);
-увеличение объемов финансирования государственных научных фондов (всего, с учетом дополнительных ассигнований: в 2014 году - 15,0 млрд. рублей, в 2015 году - 17,0 млрд. рублей, в 2016 году - 21,0 млрд. рублей);
-увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (0,1 млрд. рублей в 2014 году, 3,5 млрд. рублей в 2015, 37,7 млрд. рублей в 2016 году);
-совершенствование системы оплаты труда и государственных гарантий федеральных государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности (53,4 млрд. рублей в 2014 году, 60,1 млрд. рублей в 2015 году, 69,1 млрд. рублей в 2016 году).
Кроме того, дополнительные бюджетные ассигнования (на увеличение действующих и на принятие новых расходных обязательств) предусмотрены на:
-предоставление материнского (семейного) капитала (всего, с учетом дополнительных бюджетных ассигнований: 301,0 млрд. рублей в 2014 году, 320,7 млрд. рублей, в 2015 году, 348,8 млрд. рублей, в 2016 году);
-завершение в 2014 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (9 млрд. рублей);
-выплату компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву (всего, с учетом дополнительных бюджетных ассигнований: 19,2 млрд. рублей в 2014 году, 20,2 млрд. рублей в 2015 году, 22,3 млрд. рублей в 2016 году);
-развитие железнодорожной инфраструктуры Московского региона (по 10,0 млрд. рублей в 2014 - 2015 годах);
-строительство стадионов и мероприятия по обеспечению безопасности в рамках программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (30 млрд. рублей в 2014 году, 47,2 млрд. рублей в 2015 году и 38,1 млрд. рублей в 2016 году);
-комплектование должностей солдат и сержантов во внутренних войсках МВД России военнослужащими, проходящими службу по контракту (2,0 млрд. рублей в 2014 году и по 2,1 млрд. рублей ежегодно в 2015 - 2016 годах)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты проведенного исследования, сделаем основные выводы.
Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:
- принцип единства бюджетной системы;
- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- принцип самостоятельности бюджетов;
- принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- принцип сбалансированности бюджета;
- принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- принцип общего (совокупного) покрытия расходов;
- принцип гласности;
- принцип достоверности бюджета;
- принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Значение бюджета проявляется в том, что бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.
Анализ современного состояния бюджетной системы РФ показал, что
что бюджет исполнен с дефицитом.
Одна из самых серьезных проблем исполнения федерального бюджета – накопление в нем значительных неиспользуемых остатков. Накопление остатков объясняется не только низким качеством исполнения бюджета, но и необходимостью борьбы с инфляцией, а также накопления денег «на черный день» в виде сначала «финансового резерва», а теперь «стабилизационного фонда».
В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые рассчитаны также и на среднесрочную перспективу в числе которых является:
- повышение благосостояния населения
и обеспечение устойчивого роста экономики
страны на основе стабильного функционирования
и развития бюджетной системы;
- ориентация бюджетной политики на перспективу,
исходя из четкого понимания возможностей
федерального бюджета и приоритетов в
расходах, обеспечение предсказуемости
условий формирования бюджетов всех уровней;
- продолжение работы
по совершенствованию налоговой системы
и последовательному снижению налогового
бремени;
- повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
- повышение эффективности
расходования бюджетных средств в рамках
четко определенных приоритетов;
- финансирование подготовки специалистов
с высшим профессиональным образованием
в основном на федеральном уровне;
- комплектование российской армии, предусматривающее
замещение призыва на воинскую службу
системой комплектования по контракту;
Библиографический список