Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 20:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать современное состояние и перспективы развития бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический и нормативно- правовой материал по теме работы;
- рассмотреть основные принципы и функции бюджетной системы РФ;
- выявить роль и значение бюджетной системы РФ;
- проанализировать сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы;
- провести анализ современного состояния бюджетной системы РФ;
- выявить перспективы развития бюджетной системы РФ;
- дать рекомендации по совершенствованию бюджетной системы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1 Основные принципы и функции бюджетной
системы РФ 7
1.2 Роль и значение бюджетной системы РФ………..……11
1.3 Сущность бюджета РФ и его роль в организации бюджетной системы………………………………………………….12
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………..18
2.1 Общая характеристика бюджетной системы РФ на современном этапе…………………………………………..………18
2.2 Анализ бюджета РФ …………….………………………..21
2.3 Перспективы развития бюджета РФ……………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Таблица 3
Динамика доходов федерального бюджета
Наименование показателей |
2013 год (Закон № 216-ФЗ) |
2014 год |
2015 год |
2016 год (проект) | ||
закон № 216-ФЗ |
проект |
закон № 216-ФЗ |
проект | |||
Доходы, всего |
12865,9 |
14063,4 |
13485,5 |
15 615,5 |
14 767,5 |
15 908,1 |
в %% ВВП |
19,3 |
19,0 |
18,2 |
18,8 |
18,0 |
17,4 |
в том числе: | ||||||
Нефтегазовые доходы |
5925,5 |
6279,3 |
5944,5 |
6933,9 |
6404,9 |
6 586,7 |
в %% ВВП |
8,9 |
8,5 |
8,0 |
8,4 |
7,8 |
7,2 |
Ненефтегазовые доходы |
6940,4 |
7784,1 |
7541,0 |
8681,6 |
8681,6 |
8362,6 |
Доля в общем объеме доходов, % |
10,4 |
10,5 |
10,2 |
10,5 |
10,2 |
10,2 |
в том числе: | ||||||
Нефтегазовые доходы |
46,1 |
44,6 |
44,1 |
44,4 |
43,4 |
41,4 |
Ненефтегазовые доходы |
53,9 |
55,4 |
55,9 |
55,6 |
56,6 |
58,6 |
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % |
100,1 |
109,3 |
104,8 |
111,0 |
109,5 |
107,7 |
Общий объем расходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы определен в соответствии с принятыми в 2012 году положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающими правила определения объема расходов федерального бюджета и использования нефтегазовых доходов («бюджетные правила»).
«Бюджетные правила» основаны на использовании базовой цены на нефть, которая определяется на основании отчетных данных. В 2013 году базовая цена была установлена на уровне средней цены на нефть за пять лет, в последующие годы период для расчета средней ежегодно увеличивается на 1 год до достижения 10-ти летнего периода (таблица 3).
Расчет базовой цены на нефть
Цена на нефть (прогнозная) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год | |
Базовая цена |
94,4 |
61,1 |
78,2 |
109,4 |
110,5 |
105 |
101 |
100 | |
2013 |
91 |
94,0 |
61,0 |
78,0 |
109,0 |
112,2 ⃰ |
- |
- |
- |
2014 |
93 |
94,0 |
61,0 |
78,0 |
109,0 |
110,5 |
105 |
- |
- |
2015 |
94 |
94,0 |
61,0 |
78,0 |
109,0 |
110,5 |
105 |
101 |
|
2016 |
95 |
94,0 |
61,0 |
78,0 |
109,0 |
110,5 |
105 |
101 |
100 |
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при расчете базовой цены на нефть на очередной финансовый год цена на нефть в текущем финансовом году принимается равной фактической цене на нефть за первое полугодие. Таким образом, при определении базовой цены на 2013 год использовалась фактическая средняя цена на нефть за первое полугодие 2012 года, которая составила 112,23 долл. США/баррель. Для расчета базовой цены на нефть в последующие годы используется фактическое значение цены на нефть за 2012 год – 110,5 долл. США/баррель.
Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2014 год базовая цена на нефть определяется на уровне 93 долл.США за баррель, на 2015 год – 94 долл.США за баррель и на 2016 год – 95 долл.США за баррель.
Предельный объем расходов федерального бюджета устанавливается исходя из доходов при базовой цене на нефть, увеличенных на 1% ВВП (предельный размер «расчетного дефицита» федерального бюджета).
При этом согласно «бюджетным правилам» общий объем расходов на очередной год и 1-й год планового периода не может быть снижен более чем на объем условно-утвержденных расходов (для 1-ого года планового периода – 2,5% от суммы расходов).
2.2. Анализ бюджета РФ
Согласно Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" новый бюджет получится дефицитным. Это значит, что его расходы превысят доходы. всю трехлетку бюджет будет с дефицитом. Объем ВВП: в 2014 году - 73 315,0 млрд рублей, в 2015 году - 79 660,0 млрд рублей; в 2016 году - 86 835,0 млрд рублей. Ежегодный рост - от 3% в 2014 году до 3,3% - в 2016-м. Уровень инфляции в 2014 году составит, по прогнозам, 5%, в два следующие года - 4,5%. (Таблица 1)
Таблица 1
Общая таблица доходов и расходов бюджета РФ на период 2014-2016 года
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доходы трлн руб |
13,57 |
14,564 |
15,906 |
Расходы трлн руб |
13,96 |
15,361 |
16,392 |
Дефицит бюджета |
389,6 |
796,600 |
486,5 |
% ВВП |
0,5 |
1,00 |
0,6 |
% Инфляция |
5 |
4,5 |
4,5 |
Резервный фонд трлн. руб |
2,806 |
3,191 |
3,271 |
Общая тенденция к снижению доли доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП определяет тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам, за исключением раздела "Национальная оборона" (Таблица 2)
По всем разделам, за исключением разделов "Общегосударственные вопросы", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" и "Средства массовой информации" объем расходов в 2016 году в реальном выражении будет существенно превышать уровень 2013 года.
По разделу "Образование" расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в реальном выражении в 2016 году выше уровня 2013 года в 1,27 раза. Однако отношение указанных расходов к ВВП сократилось с 4,3% до 4,0 процентов. Такая динамика связана с ростом расходов федерального бюджета по разделу "Образование" (без учета межбюджетных трансфертов) темпами меньше темпов роста ВВП.
В расходах федерального бюджета на образование более 80% приходится на сферу высшего образования, а с учетом отрицательной динамики прогнозной численности населения в возрасте 17 лет в краткосрочной перспективе, влияющей на численность студентов, предусмотренных в федеральном бюджете объемов бюджетных ассигнований достаточно для поддержания системы образования на оптимальном уровне и ее развития.
Таблица 2
Расходы по разделам классификации расходов бюджетов
Наименование покзателя |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Расходы, всего в % к ВВП |
37,6 |
35,8 |
35,4 |
34,9 |
в том числе: | ||||
Общегосударственные вопросы |
2,1 |
2,0 |
1,9 |
1,7 |
Национальная оборона |
3,2 |
3,4 |
3,8 |
3,8 |
Национальная безопастность и правоохранительная деятельность |
3,2 |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
Национальная экономика |
4,7 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
Жилищно-комунальное - хозяйство |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
Охрана окружающей среды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Образование |
4,3 |
4,1 |
4,0 |
4,0 |
Культура и кинематография |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Здравохранение |
3,7 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
Социальная политика |
12,8 |
11,8 |
11,3 |
11,1 |
Физическая культура и спорт |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Средства массовой информации |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
На борьбу с нелегальной миграцией выделено
2,1 млрд рублей. Средства пойдут на строительство
изоляторов временного содержания нелегальных мигрантов.
300 млн рублей выделено на обеспечение
жильем детей, оставшихся без попечения
родителей.
Дополнительно 500 млн. рублей выделено
на строительство школ.
На субсидии
общественным организациям инвалидов
будет выделено 165 млн рублей. 250 млн. рублей
будут направлены в 2014 году на разработку
системы ЕГЭ. На осуществление технической
и технологической модернизации сельского
хозяйства через Росагролизинг будет
направлено 2 млрд. рублей, 30 млрд рублей
– на кредитование сезонных сельскохозяйственных
работ.
4,7 млрд. рублей пойдут на технические
средства помощи инвалидам.
На строительство жилья для военнослужащих
дополнительно выделено 10 млрд рублей.
На борьбу
с нелегальной миграцией выделено 2,1 млрд.
рублей. Средства пойдут на строительство
изоляторов временного содержания нелегальных
мигрантов. 300 млн рублей выделено на обеспечение
жильем детей, оставшихся без попечения
родителей. школ.
На финансирование
епархии РПЦ в 2014-2015 годах будет направлено
1,758 млрд рублей. В бюджете заложена реставрация
объектов культурного наследия. На поддержание
объектов Соловецкого монастыря выделено
800 млн. рублей, 300 млн. рублей выделяется
на его инфраструктуру. 50 млн. рублей пойдут
женскому монастырю в Кашине.
В соответствии с Бюджетным посланием при формировании проекта федерального бюджета на 2014 - 2016 годы реализован ряд мер по оптимизации сложившейся структуры бюджетных расходов ( Таблица 3 )
Наиболее значимым направлением оптимизации расходов федерального бюджета является сокращение межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страхователями (работодателями) в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, уплаты работодателями страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 2% или 6% исходя из выбора застрахованным лицом 1967 г. р. и моложе варианта своего пенсионного обеспечения, полноценного учета переходящих остатков неиспользованных средств, реализации ранее определенных правил для формирования и использования накопительной части страховых взносов.
Основные меры по оптимизации расходов федерального бюджета
в 2014 - 2016 годах
Таблица 3
2014 год |
2015 год |
2016 год | |
Всего млрд. руб |
724,7 |
999,9 |
1 493,2 |
Из них: | |||
Сокращение межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам, направляемых на обеспечение сбалансированности их бюджетов |
552,7 |
822,7
|
624,3
|
Сокращение бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг |
116,5 |
121,9 |
122,0 |
Оптимизация иных действующих расходных обязательств |
60,4 |
45,4 |
36,2 |