Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:56, доклад
ЗАДАНИЕ 1: Нарисовать схему бюджетного механизма по доходам. Показать, как доходы бюджета могут влиять на социально-экономические процессы.
Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно.
\Тема1
ЗАДАНИЕ 1: Нарисовать схему бюджетного механизма по доходам. Показать, как доходы бюджета могут влиять на социально-экономические процессы.
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА
Механизм формирования доходной части бюджета.
Органы Казначейства России, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей
Коммерческие банки и
Налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей
Органы ФНС России, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из бюджета
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает выполнение следующих операций:
1. перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
2. распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;
3. возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет
учет доходов в соответствии
с бюджетной классификацией и
составление отчетности о
На лицевые счета органов казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму.
Все виды поступлений систематизированы
на основе бюджетной классификации,
им присвоены соответствующие
На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой отчетности определяет вышестоящий орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные и годовые отчеты.
Орган Федерального казначейства
Налогоплательщик
Банк
Инспекции МНС России
3
4
4
2
Минфин РФ
Местная администрация, администрация субъекта РФ
Федеральный бюджет
Местный бюджет, бюджет субъекта РФ
Рис.1 Исполнение бюджетов по доходам
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Доходы бюджета – это часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя денежные ресурсы между отдельными социальными группами, а также изменяет структуру накоплений субъектов хозяйствования.
Тема 4
Задание 4. Проанализируйте динамику доходов бюджета Калужской области в 209-2011 гг. Охарактеризуйте основные источники поступлений в доход бюджета Калужской области и обобщите выводы.
Калужская область, как и любой субъект РФ, обеспечивает осуществление экономических и социальных программ из средств местного бюджета в соответствии с федеральными законами.
Калужская область относится к числу регионов с высоким уровнем инвестиционной активности и благоприятным инвестиционным климатом. По итогам 2011 года объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Калужской области составил 58.8 тыс. руб., что выше, чем в ЦФО и России в целом. Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в Калужской области по итогам 2011 года составила 37.1%, что также выше, чем по России в целом. Активность зарубежных инвесторов в Калужской области, несмотря на влияние финансового кризиса, остается на высоком уровне. По объему иностранных инвестиций на душу населения в 2011 году Калужская область занимает 2 е место ЦФО и занимает лидирующие позиции среди всех субъектов РФ. В регионе созданы и успешно функционирует ряд предприятий, с участием иностранного капитала.
Существенным позитивным фактором является рост налоговых поступлений в Калужской области. По итогам 9 месяцев 2011 года поступление налогов и сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на территории Калужской области составило 26.99 млрд. руб., что на 56.8% больше, чем за аналогичный период 2011 года (в целом по России на 22.6%). За последние годы сокращение налоговых платежей наблюдалось только в 2011 году, и было обусловлено финансовым кризисом. Причем темпы снижения в 2011 году были ниже, чем по России в целом. В качестве позитивного фактора необходимо назвать невысокий уровень задолженности по налоговым платежам в Калужской области. По данным на 1 января 2011 года, отношение задолженности по налогам к объему налоговых поступлений, зачисляемых во все уровни бюджетной системы, составила 6.2%, что лучше аналогичного показателя по России в целом (10.7%).
Доходы бюджета Калужской
области в целом
Основным фактором, оказывающим негативное воздействие на оценку кредитоспособности, является высокий уровень долговой нагрузки. По данным на 1 ноября 2011 года объем государственного долга Калужской области составляет 13883.7 млн. руб., что на 24.9% больше, чем на начало года.Отношение суммарного объема государственного долга Калужской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов по итогам 2009 года составило 82.88%, что является одним из самых высоких значений среди субъектов РФ. Вместе с тем необходимо учитывать, что в структуре государственного долга большая часть приходится на государственные гарантии. По данным на 1 января 2011 года доля государственных гарантий Калужской области в структуре государственного долга составляла 62%, а на 1 ноября 2010 года – 58.4%. Отношение государственного долга без учета государственных гарантий к объему доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов по итогам 2009 года составляет 31.5%, что является приемлемым значением. Кроме того, можно отметить, что в 2010 году наблюдается опережающий рост доходов, что способствует снижению уровня долговой нагрузки. Высокий объем государственных гарантий во многом обусловлен высокой инвестиционной активностью в регионе и реализацией мер по повышению инвестиционной привлекательности Калужской области.
В качестве негативного фактора можно назвать довольно высокую зависимость доходной части бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета. По итогам 2009 года доля безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы РФ в суммарном объеме доходов областного составляла 39.3%, что выше, чем по России в целом. При этом в 2011 году наблюдается тенденция к снижению зависимости доходной части бюджета Калужской области от финансовой помощи из федерального бюджета вследствие существенного роста собственных доходов. В январе – сентябре 2011 года их объем увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 64.2% по областному бюджету Калужской области и на 44.8% по консолидированному бюджету. По итогам 9 месяцев 2011 года доля безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы РФ в суммарном объеме доходов областного бюджета составила 24%.
Общий объем доходов областного бюджета, утвержденный Законом Калужской области от 02.12.2010 № 75-ОЗ (в редакции Закона Калужской области от 08.12.2011 № 228-ОЗ), составил 33765,3 млн. рублей, в том числе объем безвозмездных поступлений 9277,3 млн. рублей (27,5% от общего объема доходов). Фактически в 2011 году в областной бюджет поступило доходов в сумме 33425,3 млн. рублей, в том числе безвозмездные поступления – 11144 млн. рублей (33,3% от общего показателя). Несмотря на то, что в 2011 г. не удалось полностью выполнить установленный план по совокупному объему доходов, очевидно, что отклонения фактического и запланированного этого показателя незначительны, что может свидетельствовать об успешности исполнения данной бюджетной статьи .
Для сравнения, в 2009 году общий объем доходов региона составил 22103,44 млн. рублей, в 2010 г. – 28166,08 млн. рублей, в 2011 г. – 33425,3 млн. руб., что говорит об его ежегодном темпе прироста (в 2010 г. по отношению к 2009 г. – 27,4%, в 2011 г. к 2010 г. – 18%). Исходя из этого, можно сделать вывод, что исследуемый регион развивается быстрыми темпами, так как совокупный объем его доходов за последние два года вырос на 51,2%
В 2011г. в бюджет Калужской
области поступили денежные средства
в размере 41,23 млн. руб. по такой бюджетной
статье, как государственная пошлина.
Было установлено перевыполнение плана
по данному показателю на 2,3%, которое
было связано с поступлением в
казну государственной пошлины
за совершение действий, связанных
с лицензированием, с проведением
аттестации в случаях, если такая
аттестация предусмотрена
В основном экономический потенциал
Калужской области формируется 94
крупными и основными ее организациями.
На их долю приходится порядка 46 процентов
общих поступлений в
Таким образом, можно отметить, что доходы бюджета Калужской области увеличиваются. За исключением 2009 г., когда, доходы бюджета исследуемого региона были недостаточно высоки. Доходы бюджета в 2011 г. составили 33425,34 млн. руб. и за последние два года увеличились на 51,2%. Таким образом, можно говорить о растущем экономическом потенциале региона и его постоянном развитии. Доходы бюджета Калужской области предопределяют расходы данного региона по его целевым программам.
Тема 5.
Задание 2. Составьте таблицу налоговых доходов федерального бюджета и проанализируйте их назначение.
Налоговые доходы федерального бюджета РФ | |
налог |
норматив, % |
Налог на добавленную стоимость |
100 |
акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья |
50 |
акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого |
100 |
акцизы на спиртосодержащую продукцию |
50 |
акцизы на табачную продукцию |
50 |
акцизы на автомобили легковые и мотоциклы |
100 |
акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ |
100 |
Налог на прибыль организации |
100 |
Налог на доходы физических лиц |
|
Государственная пошлина |
100 |
Водный налог |
100 |
Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами |
20 |
Страховые взносы |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
100 |
Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами |
С помощью доходов осуществляется
процесс формирования бюджетных
ресурсов. Управление бюджетными ресурсами,
сосредоточение их на ключевых направлениях
экономического и социального развития
страны позволяет реализовать
За счет налоговых поступлений
государству удается