Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:56, доклад

Описание работы

ЗАДАНИЕ 1: Нарисовать схему бюджетного механизма по доходам. Показать, как доходы бюджета могут влиять на социально-экономические процессы.
Все виды поступлений систематизированы на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения между различными уровнями бюджетной системы, учитываются отдельно.

Файлы: 1 файл

дз бюджет.docx

— 131.24 Кб (Скачать файл)

\Тема1

ЗАДАНИЕ 1: Нарисовать схему бюджетного механизма по доходам. Показать, как доходы бюджета могут  влиять на социально-экономические  процессы.

 

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА


Механизм формирования доходной части бюджета.


 



Органы Казначейства России, обеспечивающие получение и учет поступивших  налогов и платежей


Коммерческие банки и учреждения Банка России, осуществляющие безналичные  расчеты между плательщиками  и получателями средств



 

Налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей


Органы ФНС России, регулирующие отношения между плательщиками  и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из бюджета



 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение бюджетов по доходам  предусматривает выполнение следующих  операций:

1. перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

2. распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;

3. возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет

 учет доходов в соответствии  с бюджетной классификацией и  составление отчетности о доходах  бюджета;

На лицевые счета органов  казначейства доходы поступают ежедневно. Их зачисление подтверждается выпиской банка с копиями платежных  документов. По каждому платежному документу казначейство учитывает  вид доходов, поступивших в бюджет, и их сумму.

Все виды поступлений систематизированы  на основе бюджетной классификации, им присвоены соответствующие коды. Учет налогов и неналоговых доходов  ведется согласно присвоенным кодам. Регулирующие налоги, требующие распределения  между различными уровнями бюджетной  системы, учитываются отдельно.

На этой основе составляется ежедневный отчет о суммах доходов, поступивших в бюджет государства. Порядок и сроки подготовки такой  отчетности определяет вышестоящий  орган Федерального казначейства. Помимо этого, доходы бюджета учитываются  нарастающим итогом, в результате чего формируются месячные, квартальные  и годовые отчеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орган Федерального казначейства


Налогоплательщик



Банк



Инспекции МНС России





3


4


4



2



 

Минфин РФ



Местная администрация, администрация  субъекта РФ


Федеральный бюджет


Местный бюджет, бюджет субъекта РФ



 

 

 

 

 

 

Рис.1 Исполнение бюджетов по доходам

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

Доходы бюджета – это  часть бюджетных отношений, связанных  с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя денежные ресурсы между отдельными социальными группами, а также изменяет структуру накоплений субъектов хозяйствования.

 

Тема 4

Задание 4. Проанализируйте  динамику доходов бюджета Калужской  области в 209-2011 гг. Охарактеризуйте  основные источники поступлений  в доход бюджета Калужской  области и обобщите выводы.

    Калужская область, как и любой субъект РФ, обеспечивает осуществление экономических и социальных программ из средств местного бюджета в соответствии с федеральными законами.

Калужская область относится к числу регионов с высоким уровнем инвестиционной активности и благоприятным инвестиционным климатом. По итогам 2011 года объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Калужской области составил 58.8 тыс. руб., что выше, чем в ЦФО и России в целом. Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в Калужской области по итогам 2011 года составила 37.1%, что также выше, чем по России в целом. Активность зарубежных инвесторов в Калужской области, несмотря на влияние финансового кризиса, остается на высоком уровне. По объему иностранных инвестиций на душу населения в 2011 году Калужская область занимает 2 е место ЦФО и занимает лидирующие позиции среди всех субъектов РФ. В регионе созданы и успешно функционирует ряд предприятий, с участием иностранного капитала.

Существенным позитивным фактором является рост налоговых поступлений в Калужской области. По итогам 9 месяцев 2011 года поступление налогов и сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на территории Калужской области составило 26.99 млрд. руб., что на 56.8% больше, чем за аналогичный период 2011 года (в целом по России на 22.6%). За последние годы сокращение налоговых платежей наблюдалось только в 2011 году, и было обусловлено финансовым кризисом. Причем темпы снижения в 2011 году были ниже, чем по России в целом. В качестве позитивного фактора необходимо назвать невысокий уровень задолженности по налоговым платежам в Калужской области. По данным на 1 января 2011 года, отношение задолженности по налогам к объему налоговых поступлений, зачисляемых во все уровни бюджетной системы, составила 6.2%, что лучше аналогичного показателя по России в целом (10.7%).

Доходы бюджета Калужской  области в целом характеризуются  растущим трендом. Исключением является 2009 год когда, как и во многих других регионах, доходы бюджета Калужской области снизились, однако темпы снижения были относительно невысоки. За период с 2007 по 2011 года доходы областного бюджета Калужской области увеличивались в ежегодно среднем на 21.6%, а доходы консолидированного бюджета – на 23.1% . По итогам января – сентября 2011 года доходы областного бюджета Калужской области составили 21.1 млрд. руб., а доходы консолидированного бюджета 28.4 млрд. руб., что соответственно на 26.0% и на 23.1% больше, чем за аналогичный период 2009 года.

Основным фактором, оказывающим  негативное воздействие на оценку кредитоспособности, является высокий уровень долговой нагрузки. По данным на 1 ноября 2011 года объем государственного долга Калужской области составляет 13883.7 млн. руб., что на 24.9% больше, чем на начало года.Отношение суммарного объема государственного долга Калужской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов по итогам 2009 года составило 82.88%, что является одним из самых высоких значений среди субъектов РФ. Вместе с тем необходимо учитывать, что в структуре государственного долга большая часть приходится на государственные гарантии. По данным на 1 января 2011 года доля государственных гарантий Калужской области в структуре государственного долга составляла 62%, а на 1 ноября 2010 года – 58.4%. Отношение государственного долга без учета государственных гарантий к объему доходов без учета безвозмездных поступлений от других бюджетов по итогам 2009 года составляет 31.5%, что является приемлемым значением. Кроме того, можно отметить, что в 2010 году наблюдается опережающий рост доходов, что способствует снижению уровня долговой нагрузки. Высокий объем государственных гарантий во многом обусловлен высокой инвестиционной активностью в регионе и реализацией мер по повышению инвестиционной привлекательности Калужской области.

В качестве негативного фактора  можно назвать довольно высокую зависимость доходной части бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета. По итогам 2009 года доля безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы РФ в суммарном объеме доходов областного составляла 39.3%, что выше, чем по России в целом. При этом в 2011 году наблюдается тенденция к снижению зависимости доходной части бюджета Калужской области от финансовой помощи из федерального бюджета вследствие существенного роста собственных доходов. В январе – сентябре 2011 года их объем увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 64.2% по областному бюджету Калужской области и на 44.8% по консолидированному бюджету. По итогам 9 месяцев 2011 года доля безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы РФ в суммарном объеме доходов областного бюджета составила 24%.

Общий объем доходов областного бюджета, утвержденный Законом Калужской  области от  02.12.2010 № 75-ОЗ (в редакции Закона Калужской области от 08.12.2011 № 228-ОЗ), составил 33765,3 млн. рублей, в  том числе  объем безвозмездных  поступлений 9277,3 млн. рублей (27,5% от общего объема доходов). Фактически в 2011 году в областной бюджет поступило  доходов в сумме 33425,3 млн. рублей, в том числе безвозмездные  поступления – 11144 млн. рублей (33,3% от общего показателя). Несмотря на то, что  в 2011 г. не удалось полностью выполнить  установленный план по совокупному  объему доходов, очевидно, что отклонения фактического и запланированного этого  показателя незначительны, что может  свидетельствовать об успешности исполнения данной бюджетной статьи .

Для сравнения, в 2009 году общий  объем доходов региона составил 22103,44 млн. рублей, в 2010 г. – 28166,08 млн. рублей, в 2011 г. – 33425,3 млн. руб., что говорит  об его ежегодном темпе прироста  (в 2010 г. по отношению к 2009 г. – 27,4%, в 2011 г. к 2010 г. – 18%). Исходя из этого, можно сделать вывод, что исследуемый регион развивается быстрыми темпами, так как совокупный объем его доходов за последние два года вырос на 51,2%

В 2011г. в бюджет Калужской  области поступили денежные средства в размере 41,23 млн. руб. по такой бюджетной  статье, как государственная пошлина. Было установлено перевыполнение плана  по данному показателю на 2,3%, которое  было связано с поступлением в  казну государственной пошлины  за совершение действий, связанных  с лицензированием, с проведением  аттестации в случаях, если такая  аттестация предусмотрена законодательством  Российской Федерации. По сравнению  с 2010 годом поступления по указанному виду госпошлины выросли на 33 млн. рублей или в 8 раз. По сравнению с 2009 г. показатель вырос на 41,07 млн. руб. или в 258 раз.

В основном экономический потенциал  Калужской области формируется 94 крупными и основными ее организациями. На их долю приходится порядка 46 процентов  общих поступлений в консолидированный  бюджет Калужской области. Доходы консолидированного бюджета Калужской области на 90-93 % сформированы за счет налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, акцизов и имущественных налогов. Обеспечен рост поступлений по основным доходным источникам. Так, в частности по налогу на доходы физических лиц запланированные показатели исполнены на 100 %. Прирост налога по сравнению с 2010 годом составил 841,2 млн. рублей или 11,3%, с 2009г. – 21,4% . Его удельный вес среди других налогов составляет 39,9% от всех налоговых поступлений.

Таким образом, можно отметить, что доходы бюджета Калужской  области увеличиваются. За исключением 2009 г., когда, доходы бюджета исследуемого региона были недостаточно высоки. Доходы бюджета в 2011 г. составили 33425,34 млн. руб. и  за последние два года увеличились на 51,2%. Таким образом, можно говорить о растущем экономическом  потенциале региона и его постоянном развитии. Доходы бюджета Калужской  области предопределяют расходы  данного региона по его целевым  программам.

 

Тема 5.

Задание 2. Составьте таблицу налоговых доходов федерального бюджета и проанализируйте их назначение.

 

Налоговые доходы федерального бюджета РФ

налог

норматив, %

Налог на добавленную стоимость

100

акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья

50

акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением  пищевого

100

акцизы на спиртосодержащую продукцию

50

акцизы на табачную продукцию

50

акцизы на автомобили легковые и мотоциклы

100

акцизы по подакцизным  товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ

100

Налог на прибыль организации

100

Налог на доходы физических лиц

 

Государственная пошлина

100

Водный налог

100

Сбор за право пользования  объектами животного мира и водными  биологическими ресурсами

20

Страховые взносы

 

Налог на добычу полезных ископаемых

100

Налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами

 

 

С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных  ресурсов. Управление бюджетными ресурсами, сосредоточение их на ключевых направлениях экономического и социального развития страны позволяет реализовать финансовую политику на всей территории страны.

За счет налоговых поступлений  государству удается удовлетворить  различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в  центральных бюджетах развитых стран  составляет 80-90%.

Информация о работе Бюджетная система