Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа
Для Украины парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов – как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными украинскими правителями. Самое поразительное в этой ситуации то, что взятые в долг деньги никогда на украинскую экономику не работали – по большей части они оказывались на личных счетах высокопоставленных чиновников и их семей. Аналогично и с внутренним долгом.
Способы финансирования дефицита госбюджета:
-кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
-увеличение налоговых поступлений в госбюджет.
-выпуск займов;
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения
уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи
- сознательное затягивание
Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях — во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены — заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей [18].
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные
платежи накапливаются в
Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.
Если дефицит
госбюджета финансируется с помощью
выпуска государственных
Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.
Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций. При этом иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается.
Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций [19].
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов
(членов "Парижского клуба"):
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее
продление сроков долговых
3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.
Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.
Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в Украины и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами - бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности [20].
Внутренний государственный долг на 29 февраля 2012 года увеличился на $52 млн до $21,96 млрд. Объем гарантированного государством долга за первый месяц года повысился на $100 млн до $14,599 млрд, в том числе внутренний уменьшился на $8 млн до $1,524 млрд, внутренний - увеличился на $108 млн и на 31 января составил $13,075 млрд.
Верховная Рада установила предельный размер государственного долга 415,326 338 млрд гривен на 31 декабря 2012 года. Об этом говорится в Законе Украины "О государственном бюджете на 2012 год", подписанном президентом Виктором Януковичем.
"Установить на 31 декабря 2012 года предельный объем государственного долга в сумме 415 326 338,2 тыс. гривен", - отмечается в документе.
На ноябрь 2011 года Украина – второй самый крупный должник Международного валютного фонда (МВФ) после Греции. Каждый пятый доллар суммарного долга всех стран мира перед МВФ — долг Украины.
По данным на конец 2010 года, украинский фондовый рынок находится на крайне низком уровне развития, отставая от Вьетнама, Ботсваны, Нигерии и ряда других африканских стран.
Также сделать вывод
о состоянии нашего государства
можно проанализировав
В 2011 году экспорт составил 82,6 млрд. долл. США. в том числе экспорт услуг - 13,6 млрд. Импорт 88,7 млрд., в том числе импорт услуг - 6,24 млрд. долл. США. Дефицит торгового баланса составил - 6,11 млрд. (таблица 2.1) [21]
Таблица 2.1
Данные экспорта и импорта Украины 2000-2011
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Внешнеторговый оборот |
33 168 |
36 732 |
40 181 |
51 807 |
69 035 |
79 498 |
Экспорт |
18 060 |
19 809 |
22 012 |
27 328 |
37 980 |
40 422 |
Импорт |
15 108 |
16 923 |
18 169 |
24 479 |
31 055 |
39 076 |
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Внешнеторговый оборот |
94 628 |
123 38 |
170 46 |
99 911 |
129 78 |
170 62 |
Экспорт |
45 874 |
58 287 |
78 744 |
49 301 |
63 190 |
82 107 |
Импорт |
48 754 |
65 651 |
92 002 |
50 610 |
66 188 |
88 855 |
Источник: [Составлена автором].
Дефицит государственного бюджета является важным экономическим показателем, ведь благодаря ему можно определить в каком состоянии находится государство, проследить за ее экономической активностью, он играет существенную роль в механизме эффективной бюджетной политики в период мирового финансового кризиса.
Искусственное ограничение дефицита бюджета в условиях кризиса потребует либо сокращения важных расходов для обеспечения социальных стандартов и осуществлению государственных инвестиций, или усиление налогового давления. Вместе с тем, неконтролируемое увеличение дефицита бюджета может привести к нарушению макроэкономической стабильности, которая является необходимым условием экономического развития.
Учитывая быстрый рост бюджетного дефицита и государственного долга в большинстве стран мира, а также угрозы вследствие этого, нужно учитывать определенные риски для Украины с целью заблаговременного обоснования оптимальных кризисных мер, которые должны употребляться не для преодоления последствий кризиса, а для ее предупреждения. В этом контексте своевременная идентификация и надлежащая реакция на финансовые риски должны стать ключевыми приоритетами современной национальной экономической политики, направленной на ускорение посткризисного восстановления экономики Украины.
Одним из вызовов макроэкономической стабилизации в нашей стране есть порушенння координации и согласованности развития финансового и реального секторов экономики вследствие неудовлетворительных темпов реформирования и ряда просчетов в экономической политике, прежде разбалансированности бюджета в течение последних пяти лет. Правительство Украины интенсивно работает над решением проблем, тормозящих развитие реального сектора экономики.
Как видно, размер бюджетного дефицита все же превышает допустимую норму (3% от ВВП), что во время экономического кризиса не желательное явление, поскольку Украина входит в долговую яму, за которую расплачиваться будут будущие поколения. Поэтому нужно осторожно осуществлять расходы на социальные программы, чтобы не увеличивать бюджетный дефицит. Вместе с тем следует учитывать возможности бюджета по осуществлению таких мероприятий на средне-и долгосрочную перспективу. Приоритетными направлениями бюджетного финансирования должны стать общегосударственные функции, инвестиции в инфраструктуру и фундаментальную науку, обеспечение минимальных социальных стандартов с одновременным развитием смешанной пенсионной системы и системы медицинского страхования. Успешность реализации такой модели прослеживается в США, Ирландии, Новой Зеландии [22].