Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Для Украины парадоксально так же и то, что наш бюджетный дефицит формируется исключительно из долгов – как внутренних, так и внешних. Безумная политика бесконечных займов, начатая еще советскими руководителями, была с успехом продолжена и современными украинскими правителями. Самое поразительное в этой ситуации то, что взятые в долг деньги никогда на украинскую экономику не работали – по большей части они оказывались на личных счетах высокопоставленных чиновников и их семей. Аналогично и с внутренним долгом.

Файлы: 1 файл

БД курсовая МАН.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

6.Оформление  задолженности государственными  ценными бумагами по выданным  кредитам правительственным структурам.

7.Сохранение  финансирования только важнейших  социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, которые требуют значительного бюджетного финансирования.

8.Привлечение  в страну иностранного капитала.

9.Эмиссия денежных  средств.

10.Снижение безработицы [35].

3.3. Балансирование государственного  бюджета

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год [35].

Существуют  три концепции балансирования государственного бюджета.

Первая концепция  базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Ежегодно балансируемый бюджет углубляет  колебания экономического цикла.

Например, допустим, что экономика сталкивается с  длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются.  Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

На другом примере  можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать  инфляцию. В условиях инфляции, при  повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над  расходами  правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Ежегодно балансируемый  бюджет в начале прошлого века считался основной целью государственных  финансов в развитых капиталистических  странах. Однако такая концепция  регулирования бюджета не является экономически нейтральной, она наоборот усугубляет цикличность экономики. Например, если происходит падение производства, что приводит в свою очередь к увеличению безработицы, а следовательно и к падению налоговых поступлений, то в таком случае, чтобы не дать вырасти бюджетному дефициту необходимо либо увеличить ставки налогов для увеличения доходной части, либо уменьшить государственные расходы, либо применить комбинацию этих методов. Однако, эти меры по своей сути являются сдерживающими для экономики, следовательно они приведут к уменьшению совокупного спроса и значит только углубят падение производства.

С другой стороны  такая концепция регулирования  бюджета может вызывать ускорение  инфляции. Если в процессе инфляции увеличиваются доходы, это приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений. Для  ликвидации бюджетных излишков государство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать комбинацию этих методов. Все это в свою очередь приведет к усилению инфляционного давления [36].

На основе этих примеров видно что ежегодно балансируемый  бюджет обладает основным недостатком  – он усугубляет цикличность экономики. Однако ряд экономистов выступает  в поддержку такого бюджета, так как по их мнению это дает возможность ограничить нежелательное и неэкономическое расширение государственного сектора. Можно сказать, что в этом случае на экономику действует политика, так как по мнению этих экономистов, дефицит бюджета позволяют политикам проводить популистскую политику, увеличивать государственные расходы на всякие дающие им популярность среди народа цели, без принятия при этом непопулярных но сбалансированных действий по увеличению например налогов.

Вторая концепция  базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.

Например, наступает  инфляция, правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее  на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Бюджет балансируемый  на циклической основе как раз  и предполагает борьбу с цикличностью. При этом регулирование происходит не в пределах года, а шире – в пределах цикла подъема или спада. Для того, чтобы противостоять спаду, необходимо увеличить расходы и снизить налоги, что должно привести к увеличению бюджетного дефицита. Это должно сказаться на инфляции. В процессе дальнейшего инфляционного подъема можно увеличить налоги и уменьшить государственные расходы. Доходы бюджета  увеличатся и превысят расходы, возникающее при этом положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга возникшего в период спада. Таким образом, фискальные  действия правительства должны создать позитивную антициклическую силу, которая даст возможность  сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за несколько лет.

Минусом такой  концепции регулирования бюджетного дефицита является неравномерность по длительности и самих циклов подъема и спада.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит  в том, что подъемы и спады  в экономическом цикле  могут  быть неодинаковы по глубине и  длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большего дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

Третья концепция  связана с идеей, так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической  основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим  и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших государственных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, наша налоговая система такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного ЧНП, будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична. И наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим государственным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагает большинство людей.

Вторая и  третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного хозяйства  страны. 

Основа системы  государственного регулирования бюджета, составляют действия перераспределения доходов.

Представляется  несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство  доходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или  семьи.

С помощью бюджета  регулируются социальные программы, обеспечение сохранности окружающей среды, происходит стимуляция научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, и др. государственные функции [37].

Государство формирует  бюджет того, чтобы иметь возможность  предоставлять особые блага, общественные товары, которые удовлетворяют совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

 

 

 

Выводы и предложения

В курсовой работе были определены такие понятия, как  бюджетный дефицит, т.е. такие объективные экономические отношения, которые возникают между участниками общественного производства касательно использования денежных средств больше, чем присущие закрепленные источники доходов бюджета в силу роста предельных расходов производства, и государственный долг, который определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты.

Согласно рассмотренным концепциям регулирования бюджетного дефицита, размер валовых затрат в экономике полной занятости не всегда совпадает с объемом сделанной в экономике полной занятости продукции. Если валовые затраты меньше объема выпущенной в стране продукции, то возникает "рецессионный разрыв". Такая ситуация возникает из-за существования "предельной склонности к сбережению" - определенную часть своих прибылей люди тратят на сбережение, и именно они, сбережение, и есть источником финансирования увеличение государственных затрат.

Бюджетный дефицит - это хорошо или плохо? Конечно, однозначный  ответ дать нельзя. Хотя бы потому, что  различна природа дефицитов. Дефицит  может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Многое зависит  и от того, из каких источников финансируется  дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный трехтрилионный долг безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В Украине долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках украинского правительства, а в руках их кредиторов.

Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплектом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако, именно бюджет, показывает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Информация о работе Бюджетный дефицит