Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

На карте мира не существует федераций, сопоставимых с Россией по числу административно-территориальных образований низового уровня. Обеспечить устойчивость подобной системы, тем более эффективно управлять ею, чрезвычайно сложно. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять социально-экономическое регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..………...3
Глава 1. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе….................5
1.1. Возникновение и развитие территориальных финансов в России………………5
1.2.Финансовые проблемы развития регионов……………………………………...8
1.3. Анализ состояния бюджета Нижегородской области…………………………...10
Глава 2. Анализ бюджетного федерализма в России……………………………...…14
2.1.Сущность бюджетного федерализма…………………………………………...…14
2.2.Сущность межбюджетных отношений на современном этапе…………….….19
2.3. Проблема дотационности российских регионов……………………………...22
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма…………...28
3.1.Источники финансирования муниципального образования…………………….28
3.2. Внебюджетные источники финансирования общеобразовательных учреждений………………………………………………………………..………........33
3.3.Механизм привлечения дополнительных источников финансирования учреждений общего образования…………………………………………...………39
Заключение…………………………………………………………………...................42
Список литературы…………………………………………………………………......44

Файлы: 1 файл

нижний н.doc

— 309.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2. Внебюджетные  источники финансирования общеобразовательных  учреждений

 

В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической  ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового  обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Для большинства школ система многоканального и многоуровневого  финансирования стала действующей  моделью и иного пути они не предполагают.

В данной модели, помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.

Внебюджетные средства - это все средства, получаемые образовательным  учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера  и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги - образовательной деятельности.

 

Многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

Бюджетное

Внебюджетное

 

Текущие расходы

нормативное финансирование текущих расходов образовательного учреждения

Капитальные расходы  программно-целевое финансирование:

- финансирование расходов  по выполнению федеральной, городской  или муниципальной программы  развития;

- целевое финансирование эксперимента или инновации

Благотворительные взносы

- юридических лиц:

- физических лиц

Благотворительные гранты от иностранных организаций и  фондов

Деятельность, связанная  с образовательным процессом

- организация дополнительных  образовательных услуг;

- организация учебно-производств.  деятельности

Деятельность, не связанная  с образовательным процессом

- аренда;

- торговое и посреднические  операции;

- операции с банковскими  вкладами и ценными бумагами;

- производство товаров  и услуг.

 
 
     

 

Любая образовательная  организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

В соответствии с Федеральным  Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

- доходы, полученные за  счет оказания дополнительных  платных образовательных услуг;

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;

- доходы, полученные образовательным  учреждением от предпринимательской  деятельности, предусмотренной его  уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

- средств родителей (законных представителей):

- спонсорских средств:

- сторонних организаций:

- частных лиц. 

Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося.

Необходимо выбрать  вид внебюджетной деятельности и  государственного/муниципального образовательного учреждения, т.е. того, что не финансируется из бюджета, что делается сверх государственного/муниципального заказа на комплекс бесплатных образовательных услуг, определяемых каждому конкретному образовательному учреждению Учредителем.

Деятельность по привлечению  и использованию внебюджетных средств  подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

- реализации одной  или нескольких образовательных  программ, содержании, воспитании обучающихся;

- осуществление научно-методической  деятельности, являющейся неотъемлемой  частью образовательной деятельности;

- обеспечении и обслуживании  образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

1 Образовательные услуги:

- обучение по дополнительным  образовательным программам (за  пределами государственных образовательных  стандартов):

- тестирование школьников;

- репетиторство;

- обучение на курсах  по отдельным дисциплинам;

- дополнительное образование,  включая кружки, секции, клубы;

- прочие образовательные  услуги.

2 Научно-методическая  деятельность:

- создание и передача  научной продукции;

- выполнение научно-исследовательских  работ на конкурсной основе, включая  гранты.

3 Деятельность по обеспечению  образовательного процесса:

- учебно-производственная  деятельность, реализуемая учебными  мастерскими, подразделениями общественного  питания, предприятиями по оказанию  услуг;

- предоставление услуг  библиотек, транспорта, спортивных  сооружений, вычислительной техники,  оргтехники;

- предоставление информационно-коммуникационных  услуг;

- проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий  и выставок:

- предоставление ресурсов  образовательного учреждения - помещений,  оборудования, земельных участков, юридического адреса;

- взносы юридических  и физических лиц - благотворительные  и попечительские, целевые благотворительные  и другие и т.п. 

Образовательным учреждением  выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются  потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими  направления и эффективность  внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных  видов такой деятельности - учебной, научной и иной.

Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Так же, это определяет ряд важнейших количественных и  качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий, реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа  преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

В наше время рейтинг образования достаточно высок. После некоторого спада популярности образование вновь становится безусловной ценностью. Результаты социологического исследования показывают: при любом уровне семейного бюджета значительная часть его тратится на обучение детей.

В данное время, ни школа, ни детский сад не смогут работать успешно, даже если у руководителя есть прекрасные идеи, но нет предпринимательских  способностей.

Еще одна проблема на кого рассчитаны оказываемые услуги. Решение  этой проблемы определяет успех дела. Главное - не создание образовательной продукции, а продажа ее платежеспособным заказчикам. Необходимо выявить социальный запрос, объем услуг и довести их до конкретного покупателя. Школа, как и любая организация, продает в определенной форме и объеме товарную услугу. Это общая «экономическая политика», хотя и относительно новая для системы образования.

3.3.Механизм  привлечения дополнительных источников  финансирования учреждений общего  образования.

 

Бюджетное финансирование российского образования невелико, для многих школ его хватает только для выплаты заработной платы учителям и решения самых неотложных материально-технических проблем. Однако финансовая основа деятельности школы может не исчерпываться финансированием из бюджета. Родители обучающихся, различные юридические лица хотят оказать помощь школе. В разговорной речи лиц, оказывающих помощь школе, называют спонсорами. Но с юридической точки зрения под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) определенного имущественного вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу (ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995г №108-ФЗ). С юридической точки зрения это пожертвование - безвозмездная помощь, а не спонсорство.

Согласно ст. 41.8 Закона РФ «Об образовании», школа имеет  право привлекать в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц, в том числе иностранных граждан или иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение размеров финансирования школы за счет учредителя.

Граждане и организации, желающие на безвозмездной основе помочь школе материально, оформляют договор  пожертвования, заключенный в письменной форме.

Пожертвование, согласно ст. 582.1 ГКРФ, представляет собой дарение вещи или права в общеполезных целях. Договор пожертвования является особым видом договора дарения, по которому одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность или имущественное право (требования) к себе или к третьему лицу в общеполезных целях.

Пожертвование школе  может содержать конкретное условие  использование имущества по определяемому  жертвователем, а может и не содержать  такого условия. В последнем случае имущество используется школой в соответствии с его назначением (ст.582.3 Гражданского Кодекса РФ) в целях осуществления образовательного процесса, а куда конкретно направить полученное имущество, решает администрация школы самостоятельно. Пожертвование может осуществляться как путем непосредственной передачи имущества, в том числе символической передачи, или вручения правоустанавливающих документов, так и путем обещания передать имущество в будущем.

Информация о работе Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы