Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является определение экономической сущности бюджетного планирования Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать определение содержанию, значению и задачам бюджетно-финансовой политике и бюджетному процессу;
- рассмотреть принципы составления проекта бюджета;
- основы бюджетного прогнозирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
I. Основы бюджетного планирования в РФ…………………………5
1. Бюджетное планирование, основные понятия…………………5
2. Понятие и принципы бюджетного процесса……………………8
2.1 Бюджетный период…………………………………………..8
2.2 Основные задачи бюджетного процесса……………………9
2.3 Принципы бюджетного процесса……………………………9
2.4 Участники бюджетного процесса…………………………..13
3. Методы планирования бюджета………………………………..14
II. Бюджетное прогнозирование………………………………………16
1. Цели бюджетного прогнозирования……………………………16
2. Методические принципы бюджетного прогнозирования……..18
3. Методы бюджетного прогнозирования…………………………19
III. Составление проекта бюджета………………………………………22
1. Составление проектов бюджетов………………………………..22
2. Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………24
3. Исполнение бюджета……………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Контра по БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ!!!.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

Ежегодно изменяются потребности  в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в  зависимости от того, как будет  развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем  году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

 

    1. Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

 

2.3  В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

  • единства бюджетной системы;
  • принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
  • принцип самостоятельности;
  • сбалансированности;
  • гласности;
  • достоверности;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все эти принципы в той или иной мере присущи  и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

  1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
  2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
  3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
  4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят:
  • классификация доходов бюджетов РФ;
  • функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
  • экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
  • классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;
  • классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
  • ведомственная классификация расходов РФ.

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация - специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и  исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность  правильно и в сроки, установленные  законодательством, составить, утвердить  и исполнить бюджет. Основными  принципами организации бюджетного процесса являются:

  • единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством;
  • реальность планируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и социально-экономическим обоснованием расходов бюджетов;
  • гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению;
  • соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы;
  • периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год;
  • отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Бюджетный процесс в Российской Федерации строится в соответствии с законодательством Российской Федерации - Законом РФ "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и Бюджетным  кодексом Российской Федерации, а также  законами республик в составе  России.

Бюджетный процесс в Российской Федерации состоит из следующих  стадий бюджетной деятельности: составление  проекта бюджета; рассмотрение проекта  бюджета и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление и  утверждение отчета об исполнении бюджета. Стадии бюджетного процесса РФ показаны на схеме (рис. 1).

 


Рис. 1. Схема бюджетного процесса по стадиям

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития России, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка перспективного финансового плана, баланса ресурсов, на основании которых органы исполнительной власти и участники бюджетного процесса осуществляют разработку проектов бюджетов.


 

 

2.4  Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент  РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители  бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии со ст. 153 и 154 Бюджетного Кодекса РФ органы законодательной  и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии со ст. 151.

В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной трактовки  бюджетной системы РФ, входят и  органы управления соответствующими государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования  РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетов соответствующих  фондов, представляют их для утверждения  в Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

 

    1. Методы планирования бюджета

 

Нормативный метод. Он находит широкое применение в планировании и базируется на определении и использовании системы норм и нормативов. В самом определении понятия «норма», как научно обоснованной меры общественно необходимых затрат ресурса на единицу потребления, заложено важное преимущество нормативного метода — установление в процессе планирования четкой зависимости между расходуемыми ресурсами и ожидаемыми результатами. В бюджетном планировании это особенно важно.

В настоящее время в  бюджетном планировании начинают использовать социальные стандарты на душу населения, индексы бюджетных расходов, налоговый  потенциал. Все это нормативный  метод бюджетного планирования в  разных форматах проявления.

Метод системного анализа и синтеза в планировании основывается на разделении, расчленении экономических систем на составные части, определении в них главных проблем перспективного развития, выявлении и учете положительных и негативных факторов в тех или иных составных частях системы.

Экономико-математические методы и модели. Сферой их применения является планирование в условиях стандартных и структурированных проблем. Экономико-математические методы основываются на применении математических приемов при анализе экономических систем, прогнозировании экономического роста, оценке финансового потенциала и т.д. Эконом и коматематические модели в процессе перспективного планирования могут отрабатываться для системы национальных счетов, моделирования финансовых ресурсов, затрат и т.п. Их применение значительно повышает эффективность планирования.

Следует отметить, что данные методы являются основополагающими  в бюджетном планировании, они  действуют в различных экономических  условиях. Но в целях развития теории и практики бюджетного планирования, на наш взгляд, в бюджетном планировании требуется использовать еще такие  методы, как перманентный, вариантный, резервирования. Необходимость использования этих методов подтверждает практика бюджетного планирования последних лет.

Перманентный  метод предполагает среднесрочное бюджетное планирование и взаимосвязь бюджетов во времени по доходным и расходным показателям. Перманентность в бюджетном планировании — это гарантия бюджетной стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Бюджетное прогнозирование

 

    1. Цели и задачи бюджетного прогнозирования

 

Важнейшее условие успешного  ведения хозяйства — постоянное совершенствование методов его  управления. Управлять — значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а  значит и научного прогнозирования. Прогнозирование параметров натуральных  показателей должно сопровождаться прогнозом финансовых ресурсов, так  как невозможно качественное прогнозирование  развития хозяйства без учета  перспективы роста этих ресурсов.

В отличие от финансового  планирования осуществляемого, как  правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный  период, т. е. не более чем на год. Но так как основная подавляющая  часть показателей сводного финансового  баланса включает ряд бюджетных  показателей, то при составлении  перспективного сводного финансового  баланса необходимо проводить прогнозные расчеты основных бюджетных показателей.

Под прогнозом развития бюджета  подразумевается комплекс вероятностных  оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования  — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических  условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные  пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов  такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных  мер в финансовой политике государства, региона.

Расчет прогнозируемых бюджетных  показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей  годового бюджета. Если показатели годовых  и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических  и финансовых параметров, то при  определении прогнозных бюджетных  показателей, как правило, такой  возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

Бюджетное социально-экономическое  прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу, а именно выше упомянутого перспективного финансового плана. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Гапанов, Л. П. Евстигнеева, В. С. Павлов, Г. Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Информация о работе Бюджетный процесс