Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:08, контрольная работа
Целью работы является определение экономической сущности бюджетного планирования Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать определение содержанию, значению и задачам бюджетно-финансовой политике и бюджетному процессу;
- рассмотреть принципы составления проекта бюджета;
- основы бюджетного прогнозирования.
Введение………………………………………………………………………..3
I. Основы бюджетного планирования в РФ…………………………5
1. Бюджетное планирование, основные понятия…………………5
2. Понятие и принципы бюджетного процесса……………………8
2.1 Бюджетный период…………………………………………..8
2.2 Основные задачи бюджетного процесса……………………9
2.3 Принципы бюджетного процесса……………………………9
2.4 Участники бюджетного процесса…………………………..13
3. Методы планирования бюджета………………………………..14
II. Бюджетное прогнозирование………………………………………16
1. Цели бюджетного прогнозирования……………………………16
2. Методические принципы бюджетного прогнозирования……..18
3. Методы бюджетного прогнозирования…………………………19
III. Составление проекта бюджета………………………………………22
1. Составление проектов бюджетов………………………………..22
2. Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………24
3. Исполнение бюджета……………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………31
В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР составляется на основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР соответствующей территории.
Финансовые органы вправе получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных и местных органов власти и юридических лиц.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год. На основе данных плана-прогноза МФ РФ разрабатывает основные характеристики бюджета и распределение расходов бюджета. Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и пенсий, их индексации. МФ РФ в двухнедельный срок со дня принятия Правительством основных характеристик бюджета и распределения расходов бюджета направляет проектировки основных показателей бюджета федеральным исполнительным органам для распределения по конкретным бюджетополучателям и уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ.
Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и по получателям средств, разработка указанными органами предложений о проведении экономических преобразований, отмене нефинансируемых нормативных актов, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной комиссией, возглавляемой министром финансов РФ.
Не позднее 15 июля года, предшествующего
очередному финансовому году, федеральные
исполнительные органы должны завершить
разработку и согласование показателей
бюджета, представляемых одновременно
с ним документов и материалов
(прогноз консолидированного бюджета,
адресная инвестиционная программа, план
развития государственного (муниципального)
сектора экономики, структура государственного
(муниципального) долга и программа
заимствований для его
С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и материалами) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - БК РФ (15 августа), бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ, местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же законодательными (правовыми) актами определяется и порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены изменения.
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (До 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и предложениями депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы, которая может обсуждать его в четырех чтениях.
В первом чтении: ГД обсуждает
концепцию и прогноз социально-
Во втором чтении ГД утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фона финансовой поддержки субъектов РФ. Если ГД отклоняет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
В третьем чтении ГД рассматривает
расходы федерального бюджета по
подразделам функциональной классификации,
распределение средств Фонда
федеральной поддержки
Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении - 30 дней со дня внесения в ГД, во втором - 15 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 25 дней со дня принятия во втором, в четвертом - 15 дней со дня принятия в третьем чтении.
Принятый Государственной
Думой Федеральный закон о
федеральном бюджете на очередной
финансовый год в течение 5 дней со
дня его принятия передается на рассмотрение
Совета Федерации. СФ рассматривает
закон в течение 14 дней со дня
представления Государственной
Думой и голосует в целом. В
случае одобрения в течение 5 закон
направляется Президенту РФ для подписания
и обнародования. В случае отклонения
проекта он передается в согласительную
комиссию, перерабатывается, передается
в Государственную Думу для утверждения
в одном чтении, затем повторно
передается в Совет Федерации
для окончательного утверждения. Вето
Совета Федерации может быть отклонено
Государственной Думой
В случае непринятия ГД закона
о федеральном бюджете до 1 декабря
текущего года или невступления его
в силу до 1 января по другим причинам
Государственная Дума может принять
федеральный закон о
Исполнение бюджетов начинается
после их утверждения в установленном
порядке (для федерального бюджета
- подписания Президентом РФ). В Российской
Федерации устанавливается
Исполнение бюджетов всех
уровней осуществляется на основе бюджетной
росписи - документа о поквартальном
распределении доходов и
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
Бюджеты по расходам исполняются
в пределах фактического наличия
бюджетных средств на едином счете
бюджета с соблюдением процедур
санкционирования и финансирования.
Основные этапы санкционирования: составление
и утверждение бюджетной
За исполнение доходной части
бюджета отвечают Государственная
налоговая служба и Государственный
таможенный комитет (и их органы на
местах), которые, помимо сбора налогов
и других платежей в бюджет обязаны
представлять информацию об исполнении
бюджетов в Казначейство, а также
органы, распоряжающиеся
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).
Уполномоченный исполнительный
орган представляет ежеквартальные,
полугодовые и годовые отчеты
об исполнении бюджета в представительный,
контрольный орган и
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом. Однако исполнение бюджета Российской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью. Например, по данным 1997 года: Исполнение федерального бюджета в 1997 г. составило по доходам 341,5 трлн., по расходам 427,9 трлн. неденоминированных руб., или соответственно 77,2 и 79,5 % бюджетных назначений. По данным 1998 г.: За январь-май 1998 г. доходы федерального бюджета составили 105,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах больше показателей прошлого года на 5 %. В январе-мае доходы бюджета превысили текущие расходы, что привело к первичному профициту бюджета на сумму 13,4 млрд. руб., или 1,4 % от ВВП. Однако дефицит консолидированного бюджета РФ в январе-апреле составил 33,1 млрд. руб., или 4,3 % от ВВП (при норме 3-3,4 %). В мае произошло снижение поступлений налоговых доходов (на 16 % меньше, чем в мае 1997 г.). Из-за финансового кризиса, явно проявившегося с апреля 1998 г. ухудшились макроэкономические показатели. Прекратился рост производства, перестал выполняться план по доходам бюджета. Продолжающийся кризис неплатежей и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках также оказали свое негативное воздействие. Крайне негативное влияние имел резкий рост процентных расходов (уже сейчас они составляют четверть расходов бюджета, а во второй половине 1998 г. их доля могла превысить 35 %). В результате Россия вплотную подошла к угрозе невыплаты долговых обязательств, вследствие чего девальвация рубля стала почти необходимостью. С целью исправить положение Правительством РФ были приняты жесткие решения августа 1998 г. (главное из них - реструктуризация внутреннего долга). Однако эти решения вкупе с политическим кризисом спровоцировали обвал валютного курса рубля и новый виток инфляции.