Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является определение экономической сущности бюджетного планирования Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- дать определение содержанию, значению и задачам бюджетно-финансовой политике и бюджетному процессу;
- рассмотреть принципы составления проекта бюджета;
- основы бюджетного прогнозирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
I. Основы бюджетного планирования в РФ…………………………5
1. Бюджетное планирование, основные понятия…………………5
2. Понятие и принципы бюджетного процесса……………………8
2.1 Бюджетный период…………………………………………..8
2.2 Основные задачи бюджетного процесса……………………9
2.3 Принципы бюджетного процесса……………………………9
2.4 Участники бюджетного процесса…………………………..13
3. Методы планирования бюджета………………………………..14
II. Бюджетное прогнозирование………………………………………16
1. Цели бюджетного прогнозирования……………………………16
2. Методические принципы бюджетного прогнозирования……..18
3. Методы бюджетного прогнозирования…………………………19
III. Составление проекта бюджета………………………………………22
1. Составление проектов бюджетов………………………………..22
2. Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………24
3. Исполнение бюджета……………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Контра по БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ!!!.docx

— 66.26 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации устанавливается  принцип достоверности бюджета,

Он означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

При составлении проекта  бюджета опытные экономисты сначала  изучают реальную социально-экономическую  ситуацию на территории Российской Федерации, затем составляют прогнозы социально-экономического развития страны, в том числе вычисляют  уровень планируемой инфляции.

Исходными макроэкономические показатели для составления проекта  бюджета 

являются:

1) объем валового внутреннего  продукта на очередной финансовый  год и темп роста валового  внутреннего продукта в очередном  финансовом году;

2) уровень инфляции (темп  роста цен) (декабрь очередного  финансового года к декабрю  текущего года).

Следует отметить, что валовой  внутренний продукт выражает в рыночных ценах совокупную стоимость конечного  продукта, созданного внутри страны с  использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. Валовой  внутренний продукт может исчисляться  следующим образом:

1)как сумма добавленных  стоимостей во всех отраслях  экономики; 

2)как сумма доходов  от использованных в течение  года факторов производства;

3) как сумма расходов  на приобретение товаров, работ  и услуг, созданных в течение  года в стране.

Понятие инфляции определяется как обесценивание денег, проявляющееся  в форме роста цен на товары, работы и услуги, не обусловленного их качеством. Инфляция возникает в  связи с переполнением каналов  денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного  увеличения товарной массы.

 

 

 

    1. Методические принципы бюджетного прогнозирования

 

Разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ осуществляется в двух денный срок вне зависимости от их временного горизонта должна основываться на следующих  методических принципах:

- научная обоснованность  прогнозирования, означающая, что  прогнозирование осуществляется  на основе проведения комплексных  научных исследований, базой для  которых являются соответствующие  работы, проводимые научными организациями,  министерствами и ведомствами;

- единство политики и  экономики в государственном  прогнозировании, состоящее в  том, что целевые прогнозы и  программы социально-экономического  развития должны отражать и  реализовать экономическую политику  Правительства Российской Федерации  на соответствующем этапе;

- участие в государственном  прогнозировании основных экономических  субъектов - федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, объединений  предпринимателей, профсоюзов и  других;

- взаимодействие всех  участников государственного прогнозирования  с целью достижения согласованного  представления о перспективах  развития (интерактивный принцип);

- последовательное уточнение  государственных прогнозов в  ходе взаимодействия участников  прогнозного процесса (итеративный  принцип);

- единство методических  подходов и информационного обеспечения  всей системы прогнозов, что  предполагает возможность перехода  от показателей прогнозов с  одним временным горизонтом к  показателям прогноза с другим  горизонтом. Реализация этого принципа  должна обеспечивать также и  воспроизводимость результатов  прогнозов при использовании  единообразной исходной информации  и методов прогнозирования;

- системность государственного  прогнозирования, предполагающего  охват отраслей, секторов, сфер и  субъектов хозяйственно-экономической  деятельности и территорий, а  также различных форм собственности,  достаточный для целостного представления  о социально-экономической ситуации  в перспективе и для принятия  решений в области экономической,  социальной и инновационной политики. Для различного временного горизонта  целостное представление достигается  согласованными, но различными наборами  показателей. С этим принципом  неразрывно связан следующий  принцип:

- сбалансированность номенклатуры  и состава прогнозных показателей  и временного горизонта прогноза. Для краткосрочного прогноза  номенклатура шире, для долгосрочного,  соответственно, уже. Состав показателей  также отличается. Если для краткосрочного  прогноза большое значение имеет  финансовый аспект развития экономики,  то для долгосрочного прогноза  основной упор необходимо делать  на вещественно-ресурсный аспект;

- непрерывность прогнозирования  и скользящий характер прогнозов,  обеспечивающий в каждом временном  периоде достаточный горизонт  для принятия обоснованных решений  в области экономической политики;

- сочетание поискового (на  основе исследования существующих  тенденций и факторов) и целевого  подходов к прогнозированию, что  создает условия для обоснованного  и реалистичного выбора целей  и путей их достижения, определения  направлений реализации задач,  стоящих перед государством и  обществом, в том числе с  использованием программ различного  уровня (федеральных, региональных, отраслевых и т.д.);

- вариантность прогнозов,  что является необходимым условием  для обеспечения реализации предыдущего  принципа.

Правительство РФ выбирает из предложенных вариантов план-прогноз  функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащий основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние  экономики.

Все эти принципы в той  или иной форме должны находить отражение  при разработке всех видов прогнозов.

 

    1. Методы бюджетного прогнозирования

 

Методология прогнозирования бюджета впервые в нашей стране была разработана и апробирована в 1976 г. Г. Б. Поляком в ходе подготовки и реализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальных единиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также в работах С. К. Битокова, Н.М.Дементьевой, Т. Т. Тулебаева.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

1) Метод экстраполяции,  т. е. составление перспективы  исходя из практики предшествующих  периодов. Однако этот метод пригоден  для прогнозирования лишь некоторых  статей расходов и доходов  бюджета, имеющих более или  менее стабильный характер.

2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на  базе оценок, сделанных и обоснованных  компетентными специалистами в  отдельных отраслях науки и  народного хозяйства, также не  лишен недостатков, поскольку  имеет элемент субъективизма.

3) Применение этих двух  методов одновременно; при этом  используются как объективные  тенденции развития, так и мнения  экспертов.

Одним из способов экстраполяции  основных финансовых закономерностей  могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные  показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным  прогнозом следует начать с выявления  и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К  таким факторам следует отнести  развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных  финансовых ресурсов, демографические  изменения, развитие отраслей хозяйства  и др.

Для расчетов основных показателей  федерального бюджета на перспективу  могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов  федерального бюджета и двумя  переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими  показателями и налогом на прибыль. Коэффициенты корреляции показывают большую  тесноту в изучаемых связях, и  это понятно: доходы бюджета формируются  прежде всего за счет национального  дохода, а связь между налогом  на прибыль и самой прибылью очевидна.

При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу  следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций. Качественный анализ показал, что статистические модели, с помощью которых определяются ресурсы федерального бюджета, дали хорошо согласовывающиеся данные, касающиеся его объема на ближайшую перспективу.

Уравнения регрессии с  указанными выше двумя переменными  величинами имеют линейный вид:

у = а0 + а1х,

где у — объем ресурсов федерального бюджета;

х— 1) произведенная в  отраслях народного хозяйства продукция,

2) произведенный национальный  доход; ,

а0 + а1х, — коэффициенты линии  регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.

При разработке этих моделей  самостоятельную проблему представляет нахождение значений независимых переменных (национальный доход и произведенная  продукция) в прогнозируемом периоде. Для их определения используются прогнозные расчеты указанных общих  экономических показателей. Экономический  анализ дополняется изучением темпов развития исследуемых показателей, их взаимными соотношениями, расчетами  среднегодовых темпов исследуемых  явлений по годам, сопоставлением их развития с темпами других экономических  величин (производственными основными  фондами, численностью населения и  др.). Такой анализ необходим потому, что федеральный бюджет связан с  реальными экономическими ситуациями и поэтому быстро реагирует на изменения в любой отрасли  народного хозяйства, связан с политикой  в области социальной защиты населения, изменениями в порядке финансирования основных затрат государства и т.д.

В результате прогноза определяются объемы и динамика внутреннего валового продукта; прогноз инфляции; объемы производства и реализации товаров, работ и услуг; объемы инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета); расчеты фонда оплаты труда; объемы прибыли (доходов);показатели экспорта и импорта; прогноз валютного  курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; проектировки основных характеристик  сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

В соответствии с полученными  показателями составляется бюджетная  роспись, т.е. вычисление конкретных видов  доходов и расходов, средств для  покрытия бюджетного дефицита. Только в таком случае бюджет, составленный на предстоящий год, будет считаться  достоверным, экономически обоснованным, реальным и выполнимым на практике.

Это и есть в общем виде прогноз социально-экономического развития который в последствии  после рассмотрения Правительством Российской Федерации передается в  Министерство финансов для составления  перспективного финансового плана.

 

 

    1. Составление проекта бюджета

 

    1. Составление проектов бюджетов

 

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению  проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг и иных установленных нормативов.

Президент РФ не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором  определяет бюджетную политику на очередной  финансовый год.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства  РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований.

Составление бюджета основывается на:

  • Бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ (региона, территории) формируется перспективный  финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета  по мобилизации доходов, привлечению  государственных или муниципальных  заимствований и финансированию основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается. Цели разработки ПФП: информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер. ПФП разрабатывается на три года (первый - год, на который разрабатывается бюджет, два следующих - плановый период, на протяжении которого прослеживаются результаты заявленной экономической политики).

Информация о работе Бюджетный процесс