Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного процесса, его сущности, основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие бюджетного процесса и определить его принципы;
- определить полномочия участников бюджетного процесса;
- рассмотреть стадии бюджетного процесса;
- проанализировать реформирование бюджетного процесса;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

kursovaya1.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. С его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. Бюджет принимает форму закона в ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс –  совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой. Он состоит из следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного или муниципального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Задачами и целями бюджетного процесса являются:

- организация формирования, распределения и использования бюджета;

- выявление возможных резервов поступления ресурсов в собственность публично-правовых образований для реализации функций государства на различных уровнях;

- эффективное распределение бюджетных ресурсов между различными субъектами в целях обеспечения функционирования государства;

- контроль движения бюджетных средств от момента их формирования до момента использования;

- исключение нецелевого использования средств и др.

Целью работы является анализ бюджетного процесса, его сущности, основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.

Объектом работы является бюджетный процесс как самостоятельный институт бюджетного и финансового права.

Предметом работы является неотъемлемые части и элементы бюджетного процесса.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких ученых как Грязнова, Саттарова, Грачева и других авторов, а также учебные пособия, ресурсы интернет, материалы периодических изданий. Правовой основой курсовой работы является Конституция РФ и Бюджетный Кодекс РФ.

Задачи курсовой работы:

- дать понятие бюджетного процесса  и определить его принципы;

- определить полномочия участников  бюджетного процесса;

- рассмотреть стадии бюджетного процесса;

- проанализировать реформирование бюджетного процесса;

              - сделать выводы.

 

Структура работы. Работа состоит из  введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие, сущность и участники бюджетного процесса

 

1.1 Понятие и сущность бюджетного процесса

 Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

 Бюджетный процесс  – регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность  органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности1.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным  и бюджетным устройством страны, бюджетными полномочиями соответствующих  органов власти и органов местного самоуправления. Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса, являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы, законы и муниципальные правовые акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях. Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соответствующих уровней регулируется Указами Президента РФ, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления. Конституция РФ определяет федеративное устройство РФ, общие основы разграничения полномочий Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в области бюджетного процесса на разных уровнях.

 Бюджетным кодексом РФ определяются, с одной стороны, основы организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ, включая принципы организации и функционирования этой системы, полномочия участников бюджетного процесса, основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, вопросы формирования

доходов и осуществления  расходов бюджетов, бюджетную классификацию,

установление форм бюджетной  документации и отчетности, санкции за нарушение бюджетного законодательства, организацию бюджетного учета и отчетности и, с другой стороны, порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, находящегося в ведении федеральных органов власти, — федерального бюджета.

 Вопросы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения региональных бюджетов регламентируются бюджетным законодательством субъектов РФ. Бюджетный процесс на местном уровне регулируется муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регулирующим бюджетную  деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:

а) составление проектов бюджетов;

б) рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете; 
        в) исполнение законов (решений) о бюджете; 
        г) составление внешняя проверка, рассмотрение утверждение и бюджетной отчетности2.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

       В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.

       Бюджетный год - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК РФ, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода3.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:   

       -  выявление материальных и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный  к реальности расчет доходов  бюджетов;

- максимально точный  расчет расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной  сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

- осуществление бюджетного  регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства,  экономическими регионами и др4.

  В основе организации бюджетного процесса лежат общие принципы организации бюджетной системы. Однако некоторые из них имеют в бюджетном  процессе  свою  интерпретацию  и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы:

   1. Принцип последовательности  вступления  в  бюджетный  процесс  органов исполнительной и представительной власти. Стадии  бюджетного  процесса делятся примерно поровну между  органами  исполнительной  власти  (они составляют проект  бюджета  и  исполняют  бюджет)  и  представительной  власти (а они  рассматривают  и  утверждают  проект  бюджета  и  после исполнения бюджета, рассматривают и  утверждают  отчет  об  исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

   2. Принцип  ежегодности бюджета - бюджет  должен быть утвержден  до  начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более  полно  учесть происходящие  изменения  в  темпах  роста  производства,   внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

   3.  Принцип   публичности  и  гласности  -  имеет  особое  значение,  т.к.

 бюджетный процесс, процедура абсолютно  публичная  и  гласная,  бюджет обсуждается в представительных  органах  открыто,  освещается  в  СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или  иного  уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов  об  исполнении бюджетов в средствах  массовой  информации  должны  быть  опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

   4. Принцип  специализации бюджетных показателей  - он основан на  бюджетной  классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. Принцип специализации показателей бюджета осуществляется  на  всех стадиях  бюджетного  процесса5.  

Соблюдение вышеуказанных  принципов дает возможность правильно  составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для государства.

 

1.2 Полномочия участников бюджетного процесса

 Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Задачи и функции органов, обладающих бюджетными полномочиями, определяются соответствующими нормативно-правовыми актами органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. К ним относятся:

- финансовые органы:

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля.  

Наряду с ними бюджетными полномочиями обладают также органы законодательной (представительной) и  исполнительной власти, права которых  закреплены в ст. 153 и 154 Бюджетного кодекса  РФ, а также Президент РФ, который  ежегодно инициирует бюджетный процесс, направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ и завершает его, подписывая Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год6.

Участники бюджетного процесса – это органы государственной  власти и местного самоуправления, Банк России и бюджетные учреждения, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над исполнением, ведению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.      

В статье 152 БК РФ содержится перечень участников бюджетного процесса и порядок  определения особенностей их полномочий на разных уровнях – федеральном, региональном, местном.      

Бюджетный кодекс РФ закрепляет одиннадцать групп  участников бюджетного процесса:      

1. Президент Российской Федерации  является участником бюджетного  процесса федерального уровня. Согласно  ст. 170 БК РФ, Глава государства направляет Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, Бюджетное послание, в котором определяется бюджетная политика России на очередной финансовый год и плановый период.      

2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования выделены в новой редакции Бюджетного кодекса РФ в отдельную группу: они являются участниками бюджетного процесса соответственно регионального и местного уровней.       

3. Законодательные (представительные) органы государственной власти  и представительные органы местного  самоуправления. Их общие  полномочия закреплены в ст. 153 БК РФ. На федеральном уровне это - Государственная Дума Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ (ст. 164 БК РФ).      

Информация о работе Бюджетный процесс