Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ бюджетного процесса, его сущности, основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Задачи курсовой работы:
- дать понятие бюджетного процесса и определить его принципы;
- определить полномочия участников бюджетного процесса;
- рассмотреть стадии бюджетного процесса;
- проанализировать реформирование бюджетного процесса;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

kursovaya1.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

- наличие совокупных показателей эффективности расходования бюджетных средств; механизмы оценки и аудита программ;

- система стимулов для распорядителей бюджетных средств.

Государственные программы  являются основным инструментом повышения  эффективности бюджетных расходов и разрабатываются на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»31.  
        Из совокупности инструментов БОР, внедряемых в рамках бюджетной реформы в Российской Федерации, практика формирования долгосрочных целевых и ведомственных программ представляется наиболее успешной. В большинстве субъектов Российской Федерации разработана нормативная правовая база формирования бюджетных программ, мониторинга их исполнения и оценки эффективности реализации, накоплен опыт практического использования долгосрочных целевых и ведомственных программ в бюджетном процессе. Бюджетные программы обеспечивают увязку проблемы, путей её решения, конкретных мероприятий, объёмов финансового обеспечения и результатов, прогнозируемых в условиях реализации предлагаемых мер.

 Следующим направлением  реформы бюджетного процесса  является развитие новых форм  оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг. Целью и задачей создания условий для повышения эффективного оказания государственных (муниципальных) услуг является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление. Эти принципы утверждены Федеральным законом № 83-ФЗ32
Положениями Федерального закона № 83-ФЗ созданы условия для повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на финансовое обеспечение услуг. Это достигается путем создания стимулов для учреждений к сокращению внутренних издержек, а для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления стимулов к оптимизации подведомственной им сети учреждений. 
Современные подходы к государственному управлению требуют изменения условий и принципов деятельности учреждений, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности руководства и сотрудников учреждений за результаты работы, совершенствования финансовых и экономических инструментов, используемых учредителями в целях развития  подведомственных  учреждений.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, также как и федеральные органы исполнительной власти до недавнего времени зачастую просто осуществляли содержание существующей сети бюджетных учреждений вне зависимости от объёма и качества оказываемых ими услуг. Важным результатом в данном направлении должно стать повышение качества оказания государственных услуг, в том числе через Интернет — портал, а также прозрачности бюджетного процесса. Это выражается в размещении всех нормативных правовых актов, а также их проектов на сайтах органов исполнительной власти, проведении публичных слушаний по бюджету и изучении мнения населения о качестве оказания государственных и муниципальных услуг. 
Ещё одним направлением реформы бюджетного процесса является создание и развитие интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»33, которая включает: 
        1) Создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании электронной информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.

2) Переход на юридически  значимый электронный документооборот  в сфере управления общественными  финансами. 

3) Автоматизация учётной  деятельности, интеграция и обеспечение  взаимосвязи всех видов учёта  и отчетности публично-правовых образований.

       4) Интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований.

       5) Обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности.

6) Обеспечение прозрачности  и публичности информации о  деятельности публично-правовых  образований в сфере управления  общественными финансами. 

Таким образом, изучение основных направлений реформирования бюджетного процесса, изучение опыта субъектов Российской Федерации в сфере внедрения БОР, позволило сделать выводы следующего характера. 
       1. В современной теории финансов выделяется две альтернативные модели организации бюджетного процесса: бюджетирование по затратам и бюджетирование, ориентированное на результат.

2. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат,  является основной целью бюджетной  реформы, реализуемой в Российской  Федерации на  современном этапе.

3. Высокая степень  самостоятельности публично-правовых  образований в сфере организации бюджетного процесса, выборе методов и инструментов обеспечения рационального и эффективного использования бюджетных средств в условиях безусловного выполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части сбалансированности и устойчивости бюджетов, обусловила дифференциацию территорий по степени внедрения инновационных практик управления бюджетными средствами. 
        4. В целях обеспечения единой траектории бюджетной реформы на федеральном уровне был принят ряд программных документов, положения которых носят рекомендательный характер для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и могут рассматриваться в качестве ориентиров при выборе направлений, целей, задач и методов совершенствования бюджетного процесса на региональном уровне. Помимо этого, мерами, направленными на активизацию деятельности публично-правовых образований в части внедрения инновационных инструментов бюджетирования, являются финансовые стимулы (долевое финансирование программ реформирования), мониторинг и формирование рейтингов по качеству управления общественными финансами.

5. Несмотря на широкое  использование указанных выше  мер и инструментов воздействия,  уровень активности части субъектов  Российской Федерации в части  совершенствования бюджетного процесса остается недостаточно высоким, качество бюджетирования — не обеспечивающим эффективное распределение и использование бюджетных средств и поддержание высокого уровня бюджетной устойчивости. 
Принцип комплексного подхода, а также роль органов власти регионального уровня в достижении цели повышения благосостояния населения и создания условий сбалансированного экономического роста обуславливают первоочередный характер задачи по повышению качества управления региональными финансами, главным образом, путём совершенствования бюджетного процесса.

6. Исходя из выявленных  проблем и специфики модели  бюджетирования определяются направления  совершенствования бюджетного процесса, приемлемые и необходимые на  соответствующем этапе эволюции  организационных основ бюджетного процесса и практики его осуществления: применение программно-целевых методов; развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг; развитие интегрированной информационной системы управления общественными финансами. 
       Указанные направления совершенствования бюджетного процесса соответствуют логике проводимой на современном этапе бюджетной реформы, содействуют поступательному расширению практики применения инновационных элементов бюджетирования. Данные мероприятия позволят повысить оценку качества управления общественными финансами. Помимо этого, предлагаемые преобразования будут содействовать внедрению в перспективе более радикальных инструментов управления «по результатам». 
Вместе с тем, необходимо отметить, что предложенные мероприятия не исчерпывают круг возможных направлений совершенствования бюджетного процесса и не должны рассматриваться в качестве основы формирования системы бюджетирования, ориентированного на результат. Становление и развитие бюджетирования по результатам — комплексный, долговременный, итеративный процесс, невозможный вне системных преобразований, не ограничиваемых финансовой сферой, но требующий модернизацию всех элементов управления и переосмысления широкого круга вопросов государственного менеджмента34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Бюджетный процесс –  регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс представляет собой важнейшее направление финансовой деятельности государства и муниципальных образований и особую деятельность участников бюджетного процесса.

Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регулирующим бюджетную  деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:

а) составление проектов бюджетов. На этой стадии производится сбор информации о социально-экономическом состоянии той или иной территории, ее потенциале, о потребностях субъектов публичного права в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства и муниципальных образований. На основе собранных сведений прогнозируются возможностей аккумулирования денежных средств, а также потребностей в их распределении и использовании;

б) рассмотрение и утверждение  законов (решений) о бюджете. На данной стадии план аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований приобретает юридическую силу, становится обязательным для всех, кому он адресован. При рассмотрении проектов бюджетов согласуются интересы различных политических групп, которые по-разному видят приоритеты государственного и муниципального развития и соответствующее этим приоритетам финансирование. Результатом согласования этих позиций и становится утвержденный закон (решение) о бюджете; 
     в) исполнение законов (решений) о бюджете. На стадии исполнения закона (решения) о бюджете основные финансовые планы государства (муниципальных образований) воплощаются в жизнь; формируются и расходуются доходы на цели, определенные в законе (решении) о бюджете; 
    г) составление и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность отражает результаты исполнения законов (решений) о бюджете и необходима для контролирования правильности формирования, эффективностью и целевым характером использования бюджетных средств. При этом приоритетное направление контроля над исполнением бюджета - определение результативности расходования бюджетных средств. В качестве такого результата выступает достижение получателями средств бюджетов общественно значимых целей, на которые были выделены средства.

Изучение основных направлений реформирования бюджетного процесса, изучение опыта субъектов Российской Федерации в сфере внедрения БОР, позволило сделать выводы следующего характера. 
       1. В современной теории финансов выделяется две альтернативные модели организации бюджетного процесса: бюджетирование по затратам и бюджетирование, ориентированное на результат.

2. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат,  является основной целью бюджетной  реформы, реализуемой в Российской Федерации на  современном этапе.

3. Высокая степень  самостоятельности публично-правовых  образований в сфере организации  бюджетного процесса, выборе методов  и инструментов обеспечения рационального  и эффективного использования  бюджетных средств в условиях безусловного выполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части сбалансированности и устойчивости бюджетов, обусловила дифференциацию территорий по степени внедрения инновационных практик управления бюджетными средствами. 
        4. В целях обеспечения единой траектории бюджетной реформы на федеральном уровне был принят ряд программных документов, положения которых носят рекомендательный характер для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и могут рассматриваться в качестве ориентиров при выборе направлений, целей, задач и методов совершенствования бюджетного процесса на региональном уровне. Помимо этого, мерами, направленными на активизацию деятельности публично-правовых образований в части внедрения инновационных инструментов бюджетирования, являются финансовые стимулы (долевое финансирование программ реформирования), мониторинг и формирование рейтингов по качеству управления общественными финансами.

5. Несмотря на широкое  использование указанных выше мер и инструментов воздействия, уровень активности части субъектов Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса остается недостаточно высоким, качество бюджетирования — не обеспечивающим эффективное распределение и использование бюджетных средств и поддержание высокого уровня бюджетной устойчивости. 
Принцип комплексного подхода, а также роль органов власти регионального уровня в достижении цели повышения благосостояния населения и создания условий сбалансированного экономического роста обуславливают первоочередный характер задачи по повышению качества управления региональными финансами, главным образом, путём совершенствования бюджетного процесса.

6. Исходя из выявленных  проблем и специфики модели  бюджетирования определяются направления совершенствования бюджетного процесса, приемлемые и необходимые на соответствующем этапе эволюции организационных основ бюджетного процесса и практики его осуществления: применение программно-целевых методов; развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг; развитие интегрированной информационной системы управления общественными финансами. 
        Таким образом, центральное место в системе управления общественными финансами занимает организация и осуществление бюджетного процесса. От достоверности финансово-бюджетного прогнозирования, качества планирования бюджетных показателей, обоснованности разграничения бюджетных полномочий между публично-правовыми образованиями, уровня технологий исполнения бюджетов, а также от прозрачности систем учёта и контроля зависит эффективность использования общественных финансовых ресурсов и результативность решения социальных, экономических и иных проблем.

 

1 ст. 6 БК РФ

2  Финансы Учебник / Под ред. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2012. – С. 372

3 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. – С. 205

4 Бюджетная система Росси: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. – С. 59

5 Финансовое право: Учебник /Под ред. Химичевой Н.И. – М.:  Юристъ, 2002. – С. 138

6 Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др Финансовое право: Учебник -  М.: Проспект, 2004. – С. 356 

7 Бюджетное право: Учебник / Под ред. Н.А. Саттаровой. – М.: Деловой двор, 2009 – С. 136

8 ст. 164 БК РФ

9 ст. 165 БК РФ

10 Финансы: Учебник / Под ред. Ковалёва В.В. - М: Проспект, 2007 – С. 213

11 Финансы Учебник / Под ред. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2012. – С 378

Информация о работе Бюджетный процесс