БЮДЖЕТНЫЙ
ПРОЦЕСС, ПРОЕКТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА,
ПРОЕКТ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА, ОТЧЁТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ
БЮДЖЕТА
Содержание
1. Основы
организации бюджетного процесса……………………………..5
2. Основные
этапы бюджетного процесса: составление,
рассмотрение, утверждение………………………………………………………………10
3. Организация
исполнения бюджета……………………………………..17
Список
использованных источников………………………………………….27
1. Основы
организации бюджетного процесса
Бюджетное
законодательство Республики Беларусь
закрепляет основы бюджетного
процесса и детально регламентирует
его. Бюджетный процесс является
составной частью бюджетного
пра¬ва - это один из институтов
подотрасли «бюджетное право», который
устанавливает порядок применения
норм материально¬го права. В
них регламентирован весь цикл
формирования бюджета от момента
его составления до момента
утверждения отчёта об его
исполнении, порядок и последовательность
вступления в бюджетные правоотношения
различных субъектов - участников
этих правоотношений на разных
стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные
нормы бюджетного права, строгое
их соблюдение являются гарантией
законности применения материальных
норм бюджетного права, т.е.
гарантией правильности и своевременности
поступления в бюджет доходов,
своевременности и строго целевого
расходова¬ния бюджетных средств.
В
соответствии с Бюджетным кодексом
Республики Беларусь от 16 июля 2008
г. №412-З, бюджетный процесс
– регламентируемая законодательством
деятельность государственных органов,
иных участников бюджетного процесса
по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов, а также
составлению, рассмотрению и утверждению
отчетов об их исполнении [1].
Участниками
бюджетного процесса являются:
•
Президент Республики Беларусь;
•
Парламент Республики Беларусь;
•
Правительство Республики Беларусь;
•
местные Советы депутатов;
•
местные исполнительные и распорядительные
органы;
•
органы Комитета государственного
контроля Республики Беларусь;
•
Национальный банк Республики
Беларусь;
•
иные государственные органы, на
которые в соответствии с законодательством
возложены права и обязанности
по регулированию бюджетных отношений,
организации и осуществлению
бюджетного процесса;
•
распорядители и получатели бюджетных
средств;
•
банки, иные организации и физические
лица, участвующие в бюджетном
процессе [1, ст.78].
Принципами
бюджетного процесса являются:
а)
единство и полнота охвата
всех доходов и расходов;
б)
гласность и публичность;
в)
ежегодность;
г)
специализации бюджетных показателей;
д)
реальность запланированных бюджетных
средств;
е)
самостоятельность;
ж)
сбалансированность;
з)
разграничение компетенции между
органами представительной и
исполнительной власти.
Единство
и полнота охвата доходов и
расходов означает, что при составлении
проекта бюджета должны быть
учтены все источники доходов
на предстоящий бюджетный год,
а также планирование их на
последующие годы с учетом
экономических показателей общественного
производства. При планировании
расходной части бюджета должны
быть строго выдержаны па¬раметры
его расхода на душу населения
равномерно по всей стране.
Принцип
гласности и публичности предполагает,
что про¬ект бюджета до его
принятия широко обсуждается
как предста¬вительными органами,
так и общественностью. Принятый
бюджет обязательно публикуется в печати.
Сюда можно отнести и публичную отчетность
исполнительных органов перед пред¬ставительными
органами власти об исполнении бюджетов
[2, с.144].
Ежегодное
повторение всех стадий позволяет
выделить такой принцип, как
принцип ежегодности.
Сквозным,
охватывающим все стадии бюджетного
процесса, являет¬ся принцип специализации
бюджетных показателей. Это выражается
в части доходов в единых
источниках, расходов — целевых
направлениях. Принцип специализации
бюджетных показателей воплощен
в единой бюджетной классификации,
систематизированной группировке
доходов и расходов бюджета
по однородным признакам. Бюджетная
классифика¬ция является также
важным юридическим актом, регулирующим
отно¬шения на всех стадиях
бюджетного процесса [17, с.131].
Реальность
запланированных бюджетных средств
должна соответство¬вать возможности
бюджета произвести запланированные
расходы, желательно их сбалансировать,
т.е. установления правильного
соотношения между доходами и
расходами. Важное условие это¬го
принципа — соответствие расходов
бюджета его доходам, со¬здание
денежных резервов.
Принцип
самостоятельности бюджетов обеспечивается
наличием у бюджетов всех уровней
бюджетной системы Республики
Беларусь собственных источников
доходов и правом соответствующих
государственных органов в порядке,
установленном законодательством,
определять направления рас¬ходов,
самостоятельно составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять бюджет.
Принцип
сбалансированности бюджетов означает,
что объем предус¬мотренных бюджетом
расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников
финансирования его дефици¬та.
При составлении, рассмотрении, утверждении
и исполнении бюджета го¬сударственные
органы должны исходить из
необходимости минимизации размера
дефицита бюджета.
Распределение
полномочий в бюджетном процессе
основано на принципе разграничения
компетенции между органами представительной
и исполнительной власти. Составление
и исполнение бюджета относится
к компетенции исполнительной
власти, рассмотрение и утверждение
– представительной власти, контроль
за исполнением бюджета – совместной
компетенции той или другой
ветвей власти.
Бюджет
действует в течение года. В
Республике Беларусь, как и во
многих
других странах, бюджетный (финансовый)
год для всех бюджетов совпадает
с календарным, т.е. начинается
1 января и заканчивается 31 декабря.
Но срок действия бюджета не
совпадает с бюджетным циклом,
под которым понимается время
от начала составления проекта
бюджета до утверждения отчета
о его исполнении.
Бюджетный
процесс состоит из четырех
стадий: составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение бюджета.
В литературе нет однозначного
мнения относительно составления
и утверждения отчета об исполнении
бюджета. Однако на наш взгляд,
целесообразным будет отнести
это к заключительному этапу
стадии исполнения бюджета.
Стадии
бюджетного процесса следуют
строго последовательно, и этот
порядок не может быть изменен.
При этом все стадии, жестко
регламентированы процессуальными
нормами бюджет¬ного права, призванными
обеспечить четкое бюджетное
плани¬рование и строжайшее соблюдение
бюджетной дисциплины.
Регулирование
бюджетного процесса осуществляется
посредством применения норм
бюджетного права, закрепленных
в законе о бюджет¬ной системе,
ежегодно принимаемых законах
о бюджете на предстоящий год.
Однако в силу того, что бюджетная
деятельность регламентируется
также нормами государственного
права, субъекты бюджетного процесса
руководствуются нормативами регламентного
характера, содержащими¬ся в законах
о Национальном собрании, Президенте,
Совете Министров. а также подзаконными
актами. Особо в этой связи
следует выделить нор-мативные
акты, издаваемые Министерством
финансов, в функции кото¬рого
входит организация бюджетного
процесса в Республике Беларусь.
Органы местного самоуправления
в пределах предоставленных им
пол¬номочий разрабатывают свою
нормативную базу, регламентирующую
осу-ществление бюджетного процесса
в регионах [17, с.131].
Республиканский
бюджет утверждается законом
Республики Беларусь, местные бюджеты
- решениями местных Советов депутатов.
Правительство
Республики Беларусь устанавливает
для Министерства финансов сроки
составления расчетных показателей
по доходам и расходам консолидированного
бюджета Республики Беларусь, республиканского
бюджета и консолидированных
бюджетов областей и города
Минска.
Областными
(Минским городским) исполнительными
и распорядительными органами
устанавливаются для финансовых
органов сроки составления расчетных
показателей по доходам и расходам
консолидированных бюджетов соответствующих
административно-территориальных единиц,
местных бюджетов. При этом окончательное
составление местных бюджетов на очередной
финансовый (бюджетный) год производится
после утверждения вышестоящими местными
Советами депутатов нормативов отчислений
от республиканских налогов и других обязательных
платежей в соответствующие местные бюджеты.
Рассмотрение
и утверждение бюджетов и отчетов
об их исполнении производятся
гласно, за исключением случаев,
когда рассматриваются вопросы,
отнесенные законодательством Республики
Беларусь к категории государственных
секретов.
Для
определения бюджетно-финансовой
политики в соответствии с
программой социально-экономического
развития Республики Беларусь
областные (Минский городской)
исполнительные и распорядительные
органы представляют в Министерство
финансов консолидированные бюджеты
на очередной финансовый (бюджетный)
год и отчеты об исполнении
бюджетов за предыдущий финансовый
(бюджетный) год в порядке и
сроки, установленные Министерством
финансов.
Порядок
и сроки составления и представления
местными исполнительными и распорядительными
органами консолидированных местных
бюджетов на очередной финансовый
(бюджетный) год и отчетов об
их исполнении за предыдущий
финансовый (бюджетный) год устанавливаются
финансовыми органами местных
исполнительных и распорядительных
органов вышестоящего уровня
с учетом порядка и сроков,
установленных для них Министерством
финансов.
Правительство
Республики Беларусь обеспечивает
исполнение республиканского бюджета.
Местные исполнительные и распорядительные
органы обеспечивают исполнение
соответствующих местных бюджетов
[9, с.113].
Министерство
финансов составляет отчет об
исполнении консолидированного
бюджета республики за предыдущий
финансовый (бюджетный) год, включающий
отчеты об исполнении республиканского
бюджета и бюджетов областей
и города Минска, и представляет
его Правительству Республики
Беларусь.
Формы
бюджетной документации по республиканскому
и местным бюджетам определяются
Министерством финансов.
Таким
образом, бюджетный процесс –
важнейшая составная часть бюджетного
права, установленный правовыми
нормами процесс деятельности
государства в лице его органов
по составлению и рассмотрению
проектов бюдже¬тов и внебюджетных
фондов, утверждению и исполнению
бюджетов, а также составлению,
рассмотрению и ут-верждению отчетов
об исполнении бюджетов и внебюд¬жетных
фондов.
2. Основные
этапы бюджетного процесса: составление,
рассмотрение, утверждение
Самостоятельность
всех звеньев бюджетной системы
не исключает единства в подходах
к составлению проектов бюджетов.
Они закрепле¬ны в процессуальных
юридических нормах, содержащихся
в государствен¬ном и бюджетном
законодательстве.