Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 17:39, реферат

Описание работы

Бюджетное законодательство Республики Беларусь закрепляет основы бюджетного процесса и детально регламентирует его. Бюджетный процесс является составной частью бюджетного пра¬ва - это один из институтов подотрасли «бюджетное право», который устанавливает порядок применения норм материально¬го права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Содержание работы

1. Основы организации бюджетного процесса……………………………..5
2. Основные этапы бюджетного процесса: составление, рассмотрение, утверждение………………………………………………………………10
3. Организация исполнения бюджета……………………………………..17
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.docx

— 37.58 Кб (Скачать файл)

 В  соответствии с Бюджетным кодексом  Республики Беларусь, проект закона  о республиканском бюджете на  очередной финансовый год вносится  в Палату представителей не  позднее 1 ноября года, предшествующего  очередному финансовому году [ст.98].

 В  случае отклонения Парламентом  представленного проекта бюджета  постоянные комиссии должны внести  предложения об увеличении доходов,  сокращении расходов или внесении  изменений в налоговое законодательство. Предложения об уменьшении доходов  республиканского бюджета должны  определять источники компенсации  потерь доходов республиканского  бюджета или виды и объем  расходов, подлежащих соответствующему  сокращению. Предложения об увеличении  расходов республиканского бюджета  должны определять источники  покрытия таких расходов. Проект  бюджета возвращается Правительству  на доработку. 

 При  несогласии с решением Парламента  глава государства вправе, в соответствии  с Законом о Президенте, не  позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями  в Парламент для повторного  об-суждения и голосования. Если  Парламент большинством (не менее  двух тре¬тей от избранных  депутатов) подтвердит ранее принятое  решение, Прези¬дент обязан в  трехдневный срок подписать закон.  Если по истечении указанного  срока закон о бюджете не  возвращается в Парламент, он  считается подписанным в той  редакции, в которой был направлен  главе государства. 

 Закон  о бюджете должен быть опубликован  в республиканских газетах для  всеобщего сведения.

 Аналогично  осуществляется рассмотрение и  утверждение проектов решений  местных Советов депутатов о  бюджете на очередной финансовый  год. Местные исполнительные и  распорядительные органы разрабатывают  проекты решений местных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год и вносят их  для утверждения в соответствующие  местные Советы депутатов. Проекты  решений местных Советов депутатов  о бюджете на очередной финансовый  год рассматривают постоянные  комиссии местных Советов депутатов,  к компетенции которых отнесены  данные вопросы, и готовят заключения  по ним.. Рассмотрение и утверждение  проектов решений местных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год производятся  на сессиях местных Советов  депутатов. Утвержденный местный  бюджет носит характер правового  акта и, следовательно, обязателен  для исполнительно-распоря¬дительных  органов, всех организаций, предприятий  и учрежде-ний, физических лиц,  находящихся на территории данного  Совета,

 В  целом, принятие закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый  год осуществляется не позднее  1 декабря года, предшествующего  очередному финансовому году. Принятие  решений местными Советами депутатов  о бюджете на очередной финансовый  год осуществляется до начала  планируемого финансового года. Утверждение нижестоящих бюджетов  производится после утверждения  соответствующих вышестоящих бюджетов [1, ст. 96].

 Однако  следует отметить, что последние  несколько лет скорее правилом, чем исключением, становится принятие  бюджетов после наступления нового  финансового года. В этой связи  не возникает проблем с формированием  доходной части бюджетов, так  как налоги не привязываются  к годовому периоду, в то  время как расходы осуществляются  в соответствии с годовыми  бюджетными назначениями. Закон  в данном случае регулирует  этот вопрос, придав расходам  особый режим их осуществления. 

 Так,  статья 97 Бюджетного кодекса Республики  Беларусь предусматривает, что  в случае неутверждения республиканского  бюджета и (или) местных бюджетов  до начала финансового года  осуществляется временное управление  бюджетом. При временном управлении  бюджетом Правительство Республики  Беларусь, местные исполнительные  и распорядительные органы вправе  осуществлять расходы соответствующего  бюджета со следующими ограничениями: 

1) ежемесячные  расходы соответствующего бюджета  не должны превышать 1/12 объема  расходов, определенных законом  о республиканском бюджете, решениями  местных Советов депутатов о  бюджете на предыдущий финансовый  год; 

2) расходы,  не предусмотренные проектами  закона о республиканском бюджете,  решения местных Советов депутатов  о бюджете на очередной финансовый  год, не финансируются; 

3) нормативы  отчислений от регулирующих доходов  в нижестоящие бюджеты, прочие  нормативы, тарифы и ставки, определяемые  законом о республиканском бюджете,  решениями местных Советов депутатов  о бюджете на очередной финансовый  год, применяются в размерах  и порядке, определенных законом  о республиканском бюджете, решениями  местных Советов депутатов о  бюджете на предыдущий финансовый  год. 

 Также  следует отметить, что при временном  управлении бюджетом Правительство  Республики Беларусь и местные  исполнительные и распорядительные  органы не имеют права предоставлять  бюджетные ссуды, бюджетные займы;  осуществлять финансирование государственных  капитальных вложений; формировать  резервные фонды и осуществлять  расходы из этих фондов; осуществлять  заимствования. 

 После  принятия закона о бюджете  у Министерства финансов возни-кают  дополнительные обязанности, в  частности, оно должно сообщать  министерствам и другим получателям  бюджетных средств показатели  по ассигнованиям из республиканского  бюджета. Областным и Минскому  городскому Советам депутатов  Министерство финансов доводит  нормативы отчислений от республиканских  налогов и других обязательных  платежей в бюджеты областей  и города Минска.

 До  начала фактического финансирования  расходов Министерство финансов  по согласованию с министерствами, другими органами государственного  управления устанавливает поквартальное  распределение доходов и расходов  республиканского бюджета. Это  является основанием для разработки  и утверждения Министерством  финансов специального документа:  Росписи доходов и расходов  бюджета, источников покрытия  дефицита республиканского бюджета  [4, с.125].

 Таким  образом, стадия утверждения бюджета  оканчивается утверждением закона  о бюджете. После этого акта  Советом Министров, Министерством  финансов и местными финансовыми  органами производятся действия  и принимаются документы, конкретизирующие  и детализиру¬ющие отдельные  положения и статьи закона.  
 
 

3. Организация  исполнения бюджета  

 Заключение 

 В  данной курсовой работе были  исследованы основы организации  бюджетного процесса Республики  Беларусь, проанализированы основные  этапы его организации: составление,  рассмотрение, утверждение и исполнение  республиканского и местных бюджетов, выявлены основные проблемы исполнения  бюджета. 

 В  ходе исследования были сделаны  следующие выводы:

1. Бюджетный  процесс – регламентируемая законодательством  деятельность государственных органов,  иных участников бюджетного процесса  по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов, а также  составлению, рассмотрению и утверждению  отчетов об их исполнении.

2. Основными  принципами бюджетного процесса  являются:

 а)  единство и полнота охвата  всех доходов и расходов;

 б)  гласность и публичность; 

 в)  ежегодность; 

 г)  специализации бюджетных показателей; 

 д)  реальность запланированных бюджетных  средств; 

 е)  самостоятельность; 

 ж)  сбалансированность;

 з)  разграничение компетенции между  органами представительной и  исполнительной власти.

3. Бюджетный  процесс состоит из четырех  стадий: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. 

4. Составление  проекта республиканского бюджета  осуществляется Правительством  Республики Беларусь в соответствии  с Бюджетным кодексом Республики  Беларусь и начинается не позднее,  чем за десять месяцев до  начала очередного финансового  года.

5. Стадия  утверждения бюджета оканчивается  утверждением закона о бюджете.  В соответствии с Бюджетным  кодексом Республики Беларусь, проект  закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год  вносится в Палату представителей  не позднее 1 ноября года, предшествующего  очередному финансовому году.

6. Исполнение  бюджета - это процесс, в течение  которого субъек-ты бюджетных  отношений реализуют свои субъективные  права и обязанности. Их целевой  установкой является обеспечение  выполнения бюджета по доходам  и расходам.

7. Наиболее  распространёнными проблемами исполнения  бюджета являются нецелевое использование  бюджетных средств; нарушение  бюджетного законодательства; вынесение  по материалам проверок органи¬заций, где были установлены нарушения  бюджетного законо¬дательства, несоответствующих  решений о применении экономических  санкций; оформление результатов  проверок, ревизий не в соответствии  с требованиями нормативных документов.  

 Список  использованных источников 

1. Кодекс  Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З "Бюджетный кодекс  Республики Беларусь"

2. Воробей,  Г.А. Финансовое право Республики  Беларусь: учеб. пособие/ Г.А.Воробей.  – Минск: Амалфея, 2006. – 432с. 

3. Государственный  бюджет: учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. [и  др.]; под общ. ред. М.И. Ткачук. – Минск: Выш. шк., 1995. - 240с. 

4. Карякина, О.А. Финансы: Курс лекций / О.А.Карякина, Н.А.Прокопович; Академия управления  при Президенте Республики Беларусь - Минск, 2002. -174с. 

5. Круглов,  В.А. Финансовое право: ответы  на экзаменационные вопросы/ В.А.  Круглов, Е.И. Орлова. – 4-е изд., перераб. – Минск: Тетраситемс, 2008. – 160с. 

6. Общая  теория финансов / под ред. Л.А.  Дробозиной. - М., 1995.

7. О  республиканском бюджете на 2009 год:  Закон Респ. Беларусь от 13 ноября 2008 г. №450-3: с изм. и доп. от 6 января 2009 г. № 6-З// Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь. – 2009. - № 16. - 2/1558

8. Сорокина, Т.В. Бюджетный процесс в Республике  Беларусь. - Минск, 2000. -168с. 

9. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб.пособие  для вузов / Т.В.Сорокина.- 2-е изд., перераб.- Минск: БГЭУ, 2004.- 289с. 

10. Сорокина,Т.В.  Реформирование бюджетного процесса  Республики Беларусь в условиях  трансформационной экономики: автореф.  дис. на соискание учёной степени  доктора экон. наук: 08.00.10/ Т.В.Сорокина; Белорус. гос. экон. ун-т. – Минск, 2001. – 40с. 

11. Финансовое  право Российской Федерации: учеб. пособие / под ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. - 315 с.


Информация о работе Бюджетный процесс