В
соответствии с Бюджетным кодексом
Республики Беларусь, проект закона
о республиканском бюджете на
очередной финансовый год вносится
в Палату представителей не
позднее 1 ноября года, предшествующего
очередному финансовому году [ст.98].
В
случае отклонения Парламентом
представленного проекта бюджета
постоянные комиссии должны внести
предложения об увеличении доходов,
сокращении расходов или внесении
изменений в налоговое законодательство.
Предложения об уменьшении доходов
республиканского бюджета должны
определять источники компенсации
потерь доходов республиканского
бюджета или виды и объем
расходов, подлежащих соответствующему
сокращению. Предложения об увеличении
расходов республиканского бюджета
должны определять источники
покрытия таких расходов. Проект
бюджета возвращается Правительству
на доработку.
При
несогласии с решением Парламента
глава государства вправе, в соответствии
с Законом о Президенте, не
позднее, чем в 10-дневный срок,
возвратить его со своими возражениями
в Парламент для повторного
об-суждения и голосования. Если
Парламент большинством (не менее
двух тре¬тей от избранных
депутатов) подтвердит ранее принятое
решение, Прези¬дент обязан в
трехдневный срок подписать закон.
Если по истечении указанного
срока закон о бюджете не
возвращается в Парламент, он
считается подписанным в той
редакции, в которой был направлен
главе государства.
Закон
о бюджете должен быть опубликован
в республиканских газетах для
всеобщего сведения.
Аналогично
осуществляется рассмотрение и
утверждение проектов решений
местных Советов депутатов о
бюджете на очередной финансовый
год. Местные исполнительные и
распорядительные органы разрабатывают
проекты решений местных Советов
депутатов о бюджете на очередной
финансовый год и вносят их
для утверждения в соответствующие
местные Советы депутатов. Проекты
решений местных Советов депутатов
о бюджете на очередной финансовый
год рассматривают постоянные
комиссии местных Советов депутатов,
к компетенции которых отнесены
данные вопросы, и готовят заключения
по ним.. Рассмотрение и утверждение
проектов решений местных Советов
депутатов о бюджете на очередной
финансовый год производятся
на сессиях местных Советов
депутатов. Утвержденный местный
бюджет носит характер правового
акта и, следовательно, обязателен
для исполнительно-распоря¬дительных
органов, всех организаций, предприятий
и учрежде-ний, физических лиц,
находящихся на территории данного
Совета,
В
целом, принятие закона о республиканском
бюджете на очередной финансовый
год осуществляется не позднее
1 декабря года, предшествующего
очередному финансовому году. Принятие
решений местными Советами депутатов
о бюджете на очередной финансовый
год осуществляется до начала
планируемого финансового года.
Утверждение нижестоящих бюджетов
производится после утверждения
соответствующих вышестоящих бюджетов
[1, ст. 96].
Однако
следует отметить, что последние
несколько лет скорее правилом,
чем исключением, становится принятие
бюджетов после наступления нового
финансового года. В этой связи
не возникает проблем с формированием
доходной части бюджетов, так
как налоги не привязываются
к годовому периоду, в то
время как расходы осуществляются
в соответствии с годовыми
бюджетными назначениями. Закон
в данном случае регулирует
этот вопрос, придав расходам
особый режим их осуществления.
Так,
статья 97 Бюджетного кодекса Республики
Беларусь предусматривает, что
в случае неутверждения республиканского
бюджета и (или) местных бюджетов
до начала финансового года
осуществляется временное управление
бюджетом. При временном управлении
бюджетом Правительство Республики
Беларусь, местные исполнительные
и распорядительные органы вправе
осуществлять расходы соответствующего
бюджета со следующими ограничениями:
1) ежемесячные
расходы соответствующего бюджета
не должны превышать 1/12 объема
расходов, определенных законом
о республиканском бюджете, решениями
местных Советов депутатов о
бюджете на предыдущий финансовый
год;
2) расходы,
не предусмотренные проектами
закона о республиканском бюджете,
решения местных Советов депутатов
о бюджете на очередной финансовый
год, не финансируются;
3) нормативы
отчислений от регулирующих доходов
в нижестоящие бюджеты, прочие
нормативы, тарифы и ставки, определяемые
законом о республиканском бюджете,
решениями местных Советов депутатов
о бюджете на очередной финансовый
год, применяются в размерах
и порядке, определенных законом
о республиканском бюджете, решениями
местных Советов депутатов о
бюджете на предыдущий финансовый
год.
Также
следует отметить, что при временном
управлении бюджетом Правительство
Республики Беларусь и местные
исполнительные и распорядительные
органы не имеют права предоставлять
бюджетные ссуды, бюджетные займы;
осуществлять финансирование государственных
капитальных вложений; формировать
резервные фонды и осуществлять
расходы из этих фондов; осуществлять
заимствования.
После
принятия закона о бюджете
у Министерства финансов возни-кают
дополнительные обязанности, в
частности, оно должно сообщать
министерствам и другим получателям
бюджетных средств показатели
по ассигнованиям из республиканского
бюджета. Областным и Минскому
городскому Советам депутатов
Министерство финансов доводит
нормативы отчислений от республиканских
налогов и других обязательных
платежей в бюджеты областей
и города Минска.
До
начала фактического финансирования
расходов Министерство финансов
по согласованию с министерствами,
другими органами государственного
управления устанавливает поквартальное
распределение доходов и расходов
республиканского бюджета. Это
является основанием для разработки
и утверждения Министерством
финансов специального документа:
Росписи доходов и расходов
бюджета, источников покрытия
дефицита республиканского бюджета
[4, с.125].
Таким
образом, стадия утверждения бюджета
оканчивается утверждением закона
о бюджете. После этого акта
Советом Министров, Министерством
финансов и местными финансовыми
органами производятся действия
и принимаются документы, конкретизирующие
и детализиру¬ющие отдельные
положения и статьи закона.
3. Организация
исполнения бюджета
Заключение
В
данной курсовой работе были
исследованы основы организации
бюджетного процесса Республики
Беларусь, проанализированы основные
этапы его организации: составление,
рассмотрение, утверждение и исполнение
республиканского и местных бюджетов,
выявлены основные проблемы исполнения
бюджета.
В
ходе исследования были сделаны
следующие выводы:
1. Бюджетный
процесс – регламентируемая законодательством
деятельность государственных органов,
иных участников бюджетного процесса
по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов, а также
составлению, рассмотрению и утверждению
отчетов об их исполнении.
2. Основными
принципами бюджетного процесса
являются:
а)
единство и полнота охвата
всех доходов и расходов;
б)
гласность и публичность;
в)
ежегодность;
г)
специализации бюджетных показателей;
д)
реальность запланированных бюджетных
средств;
е)
самостоятельность;
ж)
сбалансированность;
з)
разграничение компетенции между
органами представительной и
исполнительной власти.
3. Бюджетный
процесс состоит из четырех
стадий: составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение бюджета.
4. Составление
проекта республиканского бюджета
осуществляется Правительством
Республики Беларусь в соответствии
с Бюджетным кодексом Республики
Беларусь и начинается не позднее,
чем за десять месяцев до
начала очередного финансового
года.
5. Стадия
утверждения бюджета оканчивается
утверждением закона о бюджете.
В соответствии с Бюджетным
кодексом Республики Беларусь, проект
закона о республиканском бюджете
на очередной финансовый год
вносится в Палату представителей
не позднее 1 ноября года, предшествующего
очередному финансовому году.
6. Исполнение
бюджета - это процесс, в течение
которого субъек-ты бюджетных
отношений реализуют свои субъективные
права и обязанности. Их целевой
установкой является обеспечение
выполнения бюджета по доходам
и расходам.
7. Наиболее
распространёнными проблемами исполнения
бюджета являются нецелевое использование
бюджетных средств; нарушение
бюджетного законодательства; вынесение
по материалам проверок органи¬заций,
где были установлены нарушения
бюджетного законо¬дательства, несоответствующих
решений о применении экономических
санкций; оформление результатов
проверок, ревизий не в соответствии
с требованиями нормативных документов.
Список
использованных источников
1. Кодекс
Республики Беларусь от 16 июля 2008
г. №412-З "Бюджетный кодекс
Республики Беларусь"
2. Воробей,
Г.А. Финансовое право Республики
Беларусь: учеб. пособие/ Г.А.Воробей.
– Минск: Амалфея, 2006. – 432с.
3. Государственный
бюджет: учеб. пособие / Заяц Н.Е.,
Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. [и
др.]; под общ. ред. М.И. Ткачук.
– Минск: Выш. шк., 1995. - 240с.
4. Карякина,
О.А. Финансы: Курс лекций / О.А.Карякина,
Н.А.Прокопович; Академия управления
при Президенте Республики Беларусь
- Минск, 2002. -174с.
5. Круглов,
В.А. Финансовое право: ответы
на экзаменационные вопросы/ В.А.
Круглов, Е.И. Орлова. – 4-е изд.,
перераб. – Минск: Тетраситемс,
2008. – 160с.
6. Общая
теория финансов / под ред. Л.А.
Дробозиной. - М., 1995.
7. О
республиканском бюджете на 2009 год:
Закон Респ. Беларусь от 13 ноября
2008 г. №450-3: с изм. и доп. от
6 января 2009 г. № 6-З// Национальный
реестр правовых актов Республики
Беларусь. – 2009. - № 16. - 2/1558
8. Сорокина,
Т.В. Бюджетный процесс в Республике
Беларусь. - Минск, 2000. -168с.
9. Сорокина,
Т.В. Государственный бюджет: учеб.пособие
для вузов / Т.В.Сорокина.- 2-е изд.,
перераб.- Минск: БГЭУ, 2004.- 289с.
10. Сорокина,Т.В.
Реформирование бюджетного процесса
Республики Беларусь в условиях
трансформационной экономики: автореф.
дис. на соискание учёной степени
доктора экон. наук: 08.00.10/ Т.В.Сорокина;
Белорус. гос. экон. ун-т. – Минск,
2001. – 40с.
11. Финансовое
право Российской Федерации: учеб.
пособие / под ред. М.В. Карасева.
М.: Юристъ, 2002. - 315 с.