Составление
проекта республиканского бюджета
имеет целью опреде¬лить сумму
денежных средств, которая должна
быть сосредоточена в рес¬публиканском
бюджете, в бюджетах областей
и города Минска и в целом
в консолидированном бюджете
республики для направления на
финансиро-вание расходов и мероприятий
общегосударственного и местного
значения.
Составление
проекта бюджета в свою очередь
также происходит в несколько
этапов. Вначале Минфин доводит
по поручению Совета Министров
до всех заинтересованных инстанций
указания о сроках составления
рес¬публиканского и местных
бюджетов. Далее организуется работа
по опре¬делению общего объема
доходов и расходов региона
в целом и каждого бюджета,
суммы отдельных видов доходов
и расходов, размера собствен¬ных
доходов бюджета каждого уровня,
потребности в суммах отчисле¬ний
от общереспубликанских и других
налогов и доходов [17, с.132].
Далее
производится разработка прогнозов
основных параметров экономического
развития Республики Беларусь, параметров
важнейших денежно-кредитных показателей
Республики Беларусь и основных
направлений бюджетно-финансовой
и налоговой политики Республики
Беларусь на очередной финансовый
год, включая среднесрочную финансовую
программу.
В
соответствии с Бюджетным кодексом
Республики Беларусь от 16 июля 2008
г. №412-З, прогнозы основных
параметров экономического развития
Республики Беларусь и параметров
важнейших денежно-кредитных показателей
Республики Беларусь разрабатываются
на три года (с учетом года,
на который составляется бюджет)
и ежегодно уточняются. Министерство
экономики Республики Беларусь
до 1 апреля года, предшествующего
плановому, представляет в Министерство
финансов прогноз основных параметров
экономического развития Республики Беларусь
на три года. Национальный банк Республики
Беларусь до 1 апреля года, предшествующего
плановому, представляет в Министерство
финансов прогноз параметров важнейших
денежно-кредитных показателей Республики
Беларусь на три года [1, ст. 83].
В
соответствии с этим составлению
проекта бюджета предшествует
разработка соответствующих организационных
мероприятий: определяются основные
этапы и виды работ, ожидаемое
исполнение доходов и расходов
консолидированного бюджета республики
и его составных частей за
текущий финансовый год, производится
анализ статистических отчетных
данных о развитии экономики
республики в целом и отдельных
административно-территориальных единиц;
системати-зируются для учета
в проекте бюджета принятые
законодательные и норма¬тивные
акты об изменении налогового
и другого законодательства, поручения
Президента, постановления Правительства
о приоритетном финансировании
отдельных отраслей экономики
и социальной сферы.
Составление
проекта республиканского бюджета
осуществляется Правительством
Республики Беларусь в соответствии
с Бюджетным кодексом Республики
Беларусь и начинается не позднее,
чем за десять месяцев до
начала очередного финансового
года.
Распорядители
бюджетных средств, областные
(Минский городской) исполнительные
комитеты в соответствии с
указаниями о порядке и сроках
представления материалов должны
своевременно, достоверно и в
полном объеме представлять в
Министерство финансов требуемые
материалы. Министерством финансов
с участием представителей распорядителей
бюджетных средств, областных
(Минского городского) исполнительных
комитетов производится рассмотрение
указанных материалов с учетом
их соответствия цели, приоритетности
и эффективности использования
бюджетных средств.
На
основе согласованных материалов
Министерство финансов разрабатывает
проект республиканского бюджета
на очередной финансовый год,
который в форме проекта закона
вместе с расчетами, аналитическими
и другими материалами в соответствии
с законодательством вносится
на рассмотрение Правительства
Республики Беларусь.
После
рассмотрения и одобрения Правительством
Республики Беларусь проекта
закона о республиканском бюджете
на очередной финансовый год
Министерство финансов сообщает
распорядителям бюджетных средств
– суммы бюджетных средств
из республиканского бюджета,
учтенные в проекте закона
о республиканском бюджете на
очередной финансовый год, а
областным (Минскому городскому)
исполнительным комитетам – расчетные
показатели по консолидированным
бюджетам областей и бюджету
г. Минска и планируемые нормативы
отчислений от регулирующих доходов
республиканского бюджета в соответствующие
бюджеты.
В
соответствии с Бюджетным кодексом,
рассмотренные и одобренные Правительством
Республики Беларусь проект закона
о республиканском бюджете и
расчетные показатели по консолидированному
бюджету Республики Беларусь
на очередной финансовый год
не позднее 1 сентября года, предшествующего
очередному финансовому году, представляются
на рассмотрение Президенту Республики
Беларусь [1, ст.91].
В
целом, при подготовке проекта
закона о республиканском бюджете
на очередной финансовый год
составляются следующие документы
и материалы:
•
основные направления бюджетно-финансовой
и налоговой политики Республики
Беларусь, включая среднесрочную
финансовую программу;
•
оценка ожидаемого исполнения
республиканского бюджета и консолидированного
бюджета Республики Беларусь
за текущий финансовый год;
•
пояснительная записка к проекту
республиканского бюджета и расчетным
показателям консолидированного
бюджета Республики Беларусь
на очередной финансовый год,
включая информацию об экономическом
положении государства и основных
прогнозных макроэкономических
показателях Республики Беларусь
на очередной финансовый год;
•
расчетные показатели по консолидированному
бюджету Республики Беларусь
на планируемый финансовый год;
•
основные показатели взаимоотношений
республиканского бюджета с местными
бюджетами;
•
прогнозные расчеты по основным
видам доходов и расходов республиканского
бюджета;
•
справочно-аналитическая информация
к перечню бюджетных программ,
финансирование которых предусматривается
за счет средств республиканского
бюджета;
•
сведения о государственном долге
Республики Беларусь, в том числе
по формам долговых обязательств;
•
другие документы и материалы,
установленные законодательством.
Рассмотрим
процесс составления проекта
местного бюджета. Местными исполнительными
и распорядительными органами
устанавливаются порядок и сроки
составления проекта местного
бюджета. Его составление непосредственно
производится местным финансовым
органом (бюджетов первичного
уровня – соответствующими исполнительными
и распорядительными органами) на
основе ожидаемого исполнения
местного бюджета за текущий
финансовый год. Областными (Минским
городским) исполнительными комитетами
устанавливаются для местных
финансовых органов сроки составления
расчетных показателей по консолидированным
бюджетам соответствующих административно-территориальных
единиц, местным бюджетам. При этом
окончательное составление местных
бюджетов на очередной финансовый
год осуществляется после утверждения
вышестоящими местными Советами
депутатов нормативов отчислений
от регулирующих доходов в
соответствующие местные бюджеты.
После
утверждения республиканского бюджета
и нормативов отчислений от
регулирующих доходов в консолидированные
бюджеты областей и бюджет
г. Минска осуществляется окончательное
составление областных бюджетов,
бюджета г. Минска и расчетных
показателей по консолидированным
бюджетам районов, бюджетам городов
областного подчинения и областным
бюджетам для определения нормативов
отчислений от регулирующих доходов
в эти бюджеты и сумм межбюджетных
трансфертов.
После
утверждения областных бюджетов
и нормативов отчислений от
регулирующих доходов в консолидированные
бюджеты районов осуществляется
окончательное составление районных
бюджетов и расчетных показателей
по бюджетам сельсоветов, поселков
городского типа, городов районного
подчинения для определения нормативов
отчислений от регулирующих доходов
в эти бюджеты и сумм межбюджетных
трансфертов с их последующим
утверждением.
Проекты
местных бюджетов представляются
для рассмотрения в соответствующие
местные исполнительные и распорядительные
органы, которые, в свою очередь,
рассматривают проекты местных
бюджетов и нормативы отчислений
от регулирующих доходов в
нижестоящие бюджеты и вносят
их для утверждения в соответствующие
местные Советы депутатов.
Рассмотрение
и утверждение бюджета в целом
относится к компетенции представительной
власти. Однако элементы рассмотрения
при¬сутствуют и на стадии
составления проекта бюджета.
Так, Совет Министров рассматривает
на своем заседании представленный
Министерством финан¬сов проект
республиканского бюджета и консолидированного
бюджета рес¬публики, а также
предложения о размерах нормативов
отчислений от обще¬республиканских
налогов в местные бюджеты
областей и города Минска.
Но
действующему в настоящее время
порядку представленный Прези¬дентом
проект республиканского бюджета
до внесения его на утверждение
сессии Парламента рассматривается
в постоянных комиссиях. Аналогич¬ный
порядок существует и на уровне
местного самоуправления. К рассмот¬рению
представленных материалов по
проекту бюджета постоянные ко¬миссии
имеют право привлекать представителей
Правительства и Мини¬стерства
финансов. По результатам рассмотрения
постоянные комиссии вносят предложения
о принятии проекта бюджета
или его отклонении.
Остановимся
более подробно на механизме
про¬хождения республиканского
бюджета.
С
докладом о проекте бюджета
выступает представитель Правительства.
Содоклад по этому вопросу
делает председатель комиссии
по бюджету и финансам. Затем
начинаются прения по сделанным
докладам. На голосование выносятся
основные показатели доходной
и расходной частей республиканского
бюджета, нормативы отчислений
от общереспубликанских налогов
и доходов, предельный размер
дефицита бюджета. Решение по
поставленным на голосование
бюджетным показателям считается
при¬нятым, если за него проголосовало
большинство избранных депутатов.
При
обсуждении вносимых поправок
в представленный проект бюд-жета
первоначально обсуждаются и
утверждаются поправки, предусмат-ривающие
сокращение расходов, затем поправки,
предусматривающие увеличение доходов.
Принятый
Национальным собранием республиканский
бюджет офор¬мляется законом,
в котором отражаются:
- превышение
доходов над расходами бюджета
или расходов над доходами (бюджетный
дефицит), предельный размер дефицита
по республиканскому бюджету,
бюджетам областей и города
Минска, внутренние и внешние
источники
финансирования дефицита республиканского
бюджета;
- распределение
доходов между республиканским
и местными бюд-жетами и нормативы
отчислений от республиканских,
налогов и других
'обязательных
платежей в бюджет областей
и города Минска;
- доходы
республиканского бюджета в общей
сумме, по разделам и
подразделам
функциональной бюджетной классификации
и по ведомственной бюджетной
классификации;
- перечень
республиканских целевых программ,
финансирование которых предусмотрено
из средств республиканского
бюджета;
-объем
ассигнований на государственные
капитальные вложения в
отраслевом
разрезе, финансирование которых
предусмотрено из средств
республиканского
бюджета;
-перечень
защищенных статей; размер оборотной
кассовой наличности по республиканскому
бюджету.
В
законе о бюджете устанавливается
также размер прироста внутренне¬го
и лимит внешнего государственного
долга, лимит участия Национального
банка в кредитовании республиканского
бюджета, размер платы за обслу¬живание
Национальным банком внутреннего
государственного долга [17, c.135].