Средства самообложения, безусловно,
имеют налоговую природу. Согласно
НК РФ налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены
элементы налогообложения (ст.17). Поэтому
можно сделать вывод о нарушении
конституционного принципа "законно
установленных налогов" (ст.57 Конституции
РФ).
2. Так как все налоги и сборы
устанавливаются федеральным законодательством,
то средства самообложения граждан
могут быть введены только
на добровольной основе путем
референдума либо схода граждан.
Статья 57. Доходы местных бюджетов
от местных налогов и сборов
1. Перечень местных налогов и
сборов и полномочия органов местного
самоуправления по их установлению, изменению
и отмене устанавливаются законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Органы местного самоуправления
городского округа обладают полномочиями
по установлению, изменению и
отмене местных налогов и сборов,
установленными законодательством
Российской Федерации о налогах
и сборах для органов местного
самоуправления поселений и муниципальных
районов.
3. Доходы от местных налогов
и сборов зачисляются в бюджеты
муниципальных образований по
налоговым ставкам, установленным
решениями представительных органов
местного самоуправления в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах,
а также по нормативам отчислений
в соответствии с частью 4 настоящей
статьи, за исключением случаев,
установленных частью 5 статьи 60 и
частью 4 статьи 61 настоящего Федерального
закона.
4. В бюджеты поселений, входящих
в состав муниципального района,
в соответствии с едиными для
всех данных поселений нормативами
отчислений, установленными нормативными
правовыми актами представительного
органа муниципального района, могут
зачисляться доходы от местных
налогов и сборов, подлежащие
зачислению в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах в бюджеты
муниципальных районов.
Установление указанных нормативов
решением представительного органа
муниципального района о бюджете
муниципального района на очередной
финансовый год или иным решением
на ограниченный срок не допускается.
Комментарий к статье 57
1. Часть 1 комментируемой статьи
является отсылочной нормой, так
как устанавливает, что перечень
местных налогов и сборов и полномочия
органов местного самоуправления по их
установлению, изменению и отмене устанавливаются
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.18 Закона
РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации", а с его отменой
- ч.6 ст.12 НК РФ законодательно закреплен
запрет органам местного самоуправления
вводить дополнительные налоги, не
предусмотренные федеральным налоговым
законодательством, а равно повышать
установленные на федеральном уровне
предельные значения налоговых ставок.
Конституционность данного положения
подтверждена Постановлением Конституционного
Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П.
В связи с тем что ст.15 НК РФ,
устанавливающая перечень местных
налогов и сборов, вводится в действие
со дня признания утратившим силу
Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в
Российской Федерации", в настоящее
время продолжают действовать нормы
последнего Закона. В соответствии
с ним к местным налогам
и сборам относятся:
1) налог на имущество физических
лиц. Сумма платежей по налогу
зачисляется в местный бюджет
по месту нахождения (регистрации)
объекта налогообложения;
2) земельный налог. Порядок зачисления
поступлений по налогу в соответствующий
бюджет определяется законодательством
о земле;
3) регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью. Сумма сбора зачисляется
в бюджет по месту их регистрации;
4) налог на рекламу. Налог
уплачивают юридические и физические
лица, рекламирующие свою продукцию,
по ставке, не превышающей 5% стоимости
услуг по рекламе.
В настоящее время Государственной
Думой принят в первом чтении проект
Федерального закона N 364858-3 "О внесении
изменений и дополнений в Налоговый
кодекс Российской Федерации и признании
утратившим силу Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы
в Российской Федерации".
Согласно этому Законопроекту
не предполагается существенных изменений
состава местных налогов. Они
так и не становятся определяющими
при формировании доходов местных
бюджетов.
К местным налогам и сборам предполагается
относить:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
торговый сбор;
транспортный налог.
Как видно, из числа местных налогов
исключен налог на рекламу. Оценивать
это можно по-разному. С одной
стороны, уже неоднократно отмечалось,
что налог на рекламу ставит муниципальные
образования в заведомо неравные
положения: вполне очевидно, что доходы
от этого налога в крупных городах
будут в разы превышать суммы,
собираемые в сельских поселениях.
С другой стороны, налог на рекламу
в большей степени гарантирует
регулярность поступления платежей
в местные бюджеты, чем, например,
торговый сбор.
2. Часть 2 комментируемой статьи
устанавливает, что органы местного
самоуправления городского округа
обладают полномочиями органов
местного самоуправления поселений
и муниципальных районов устанавливать,
изменять и отменять местные
налоги и сборы.
3. Доходы от местных налогов
и сборов зачисляются в бюджеты
муниципальных образований. Налоговые
ставки и нормативы отчислений
названных налогов устанавливаются
решениями представительных органов
местного самоуправления в соответствии
с законодательством РФ о налогах
и сборах.
4. Комментируемая часть определяет,
что в бюджеты поселений могут
зачисляться доходы от местных
налогов и сборов муниципального
района. Данные отчисления будут
проводиться на основе нормативов
отчислений, установленных нормативными
правовыми актами представительного
органа муниципального района.
Закон вводит запрет на установление
нормативов отчислений на ограниченный
срок. В условиях изменения налогового
потенциала территории данные нормативы
в какой-то мере смогут гарантировать
определенные поступления от местных
налогов из бюджета муниципального
района.
Статья 58. Доходы местных бюджетов
от региональных налогов и сборов
1. Доходы от региональных налогов
и сборов зачисляются в местные
бюджеты по налоговым ставкам,
установленным законами субъектов
Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах,
а также по нормативам отчислений
в соответствии с частями 2
и 3 настоящей статьи, частью 2 статьи
60 и частью 3 статьи 61 настоящего
Федерального закона, за исключением
случаев, установленных частью 5
статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего
Федерального закона.
2. В местные бюджеты в соответствии
с едиными для всех поселений
или муниципальных районов данного
субъекта Российской Федерации
нормативами отчислений, установленными
законом субъекта Российской
Федерации, могут зачисляться
доходы от определенных видов
региональных налогов и сборов,
подлежащие зачислению в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах
в бюджет субъекта Российской
Федерации.
Установление указанных нормативов
законом субъекта Российской Федерации
о бюджете субъекта Российской Федерации
на очередной финансовый год или
иным законом субъекта Российской Федерации
на ограниченный срок не допускается.
3. В бюджеты поселений, входящих
в состав муниципального района,
в соответствии с едиными для
всех данных поселений нормативами
отчислений, установленными решениями
представительного органа муниципального
района, могут зачисляться доходы
от региональных налогов и
сборов, подлежащие зачислению в
соответствии с законом субъекта
Российской Федерации в бюджеты
муниципальных районов.
Установление указанных нормативов
решением представительного органа
муниципального района о бюджете
муниципального района на очередной
финансовый год или иным решением
на ограниченный срок не допускается.
4. Доходы от региональных налогов
и сборов зачисляются в бюджеты
городских округов по налоговым
ставкам и (или) нормативам
отчислений, установленным законами
субъектов Российской Федерации
в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах
и сборах для зачисления дохода
от соответствующего регионального
налога (сбора) в бюджеты поселений
и установленным законами субъектов
Российской Федерации в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах
для зачисления дохода от соответствующего
регионального налога (сбора) в
бюджеты муниципальных районов,
за исключением случая, установленного
частью 4 статьи 61 настоящего Федерального
закона.
Комментарий к статье 58
1. Комментируемая часть устанавливает,
что доходы от региональных
налогов и сборов в местные
бюджеты зачисляются по налоговым
ставкам и нормативам отчислений.
Размеры налоговых ставок и
нормативов отчислений утверждаются
законами субъектов Федерации,
но в соответствии с законодательством
РФ о налогах и сборах. В
случае если уровень расчетной
бюджетной обеспеченности поселений
или муниципальных районов (городских
округов) в два раза выше, чем
в среднем по субъекту РФ, и
муниципалитет не перечисляет
субвенции в фонд финансовой
поддержки, то нормативы отчислений
от региональных налогов и
сборов могут быть снижены.
2. Согласно ч.2 ст.58 регулирующие
доходы, нормативы которых определяются
ежегодно, преобразуются в закрепленные
доходы. В отличие от регулирующих
доходов, нормативы закрепленных
доходов устанавливаются БК РФ
или законом субъекта РФ.
Доходы от определенных видов региональных
налогов могут зачисляться в
бюджеты поселений или муниципальных
районов по нормативам, установленным
законом субъекта Федерации. Законодательно
установлено, что размер нормативов
един и для поселений, и для
муниципальных районов.
3. Комментируемая норма устанавливает,
что в бюджеты поселений могут
зачисляться доходы от региональных
налогов и сборов, предназначенные
бюджету муниципального района.
Названные налоговые перечисления
определяются решениями представительного
органа муниципального района. И
размер нормативов перечислений
не может быть изменен ежегодно.
4. Система формирования доходов
городских округов предполагает
получение поступлений от региональных
налогов и сборов для зачисления
доходов в бюджеты поселений
и муниципальных районов. Налоговые
ставки и размер нормативов
отчислений от региональных налогов
и сборов определяются законом
субъекта Федерации в соответствии
с БК РФ и НК РФ.
Статья 59. Доходы местных бюджетов
от федеральных налогов и сборов
1. Доходы от федеральных налогов
и сборов зачисляются в местные
бюджеты по нормативам отчислений
в соответствии с частями 2
- 4 настоящей статьи, частью 2 статьи
60 и частью 3 статьи 61 настоящего
Федерального закона и (или)
по налоговым ставкам, установленным
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах, за исключением
случаев, установленных частью 5
статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего
Федерального закона.
2. Бюджетным кодексом Российской
Федерации и (или) законодательством
Российской Федерации о налогах
и сборах устанавливаются единые
для всех поселений или муниципальных
районов налоговые ставки и
(или) нормативы отчислений для
зачисления доходов от определенного
вида федерального налога (сбора)
в соответствующие местные бюджеты.
3. В местные бюджеты в соответствии
с едиными для всех поселений
или муниципальных районов данного
субъекта Российской Федерации
нормативами отчислений, установленными
законом субъекта Российской
Федерации, могут зачисляться
доходы от федеральных налогов
и сборов, подлежащие зачислению
в бюджет субъекта Российской
Федерации в соответствии с
Бюджетным кодексом РФ и/или
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах.
Установление указанных нормативов
законом субъекта Российской Федерации
о бюджете субъекта Российской Федерации
на очередной финансовый год и/или
иным законом субъекта Российской Федерации
на ограниченный срок не допускается.
4. В бюджеты поселений, входящих
в состав муниципального района,
в соответствии с едиными для
всех данных поселений нормативами
отчислений, установленными решениями
представительного органа муниципального
района, могут зачисляться доходы
от федеральных налогов и сборов,
подлежащие зачислению в бюджеты
муниципальных районов в соответствии
с Бюджетным кодексом Российской
Федерации, законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах
и/или законом субъекта Российской
Федерации.