Бюджеты РФ (местные бюджеты) и их назначение в социально экономическом развитии территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение местного бюджета города, а также бюджетный процесс в муниципальном образовании.
Исходя из поставленной цели рассматриваются и решаются следующие задачи:
Изучение нормативно - правовой базы, регулирующей отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
изучение состава собственных источников доходов местного бюджета;
анализ бюджетных расходов в зависимости от их экономического содержания;
анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании;
Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 74.79 Кб (Скачать файл)

Средства самообложения, безусловно, имеют налоговую природу. Согласно НК РФ налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения (ст.17). Поэтому  можно сделать вывод о нарушении  конституционного принципа "законно  установленных налогов" (ст.57 Конституции  РФ).

2. Так как все налоги и сборы  устанавливаются федеральным законодательством,  то средства самообложения граждан  могут быть введены только  на добровольной основе путем  референдума либо схода граждан.

Статья 57. Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов

1. Перечень местных налогов и  сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Органы местного самоуправления  городского округа обладают полномочиями  по установлению, изменению и  отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах для органов местного  самоуправления поселений и муниципальных  районов.

3. Доходы от местных налогов  и сборов зачисляются в бюджеты  муниципальных образований по  налоговым ставкам, установленным  решениями представительных органов  местного самоуправления в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений  в соответствии с частью 4 настоящей  статьи, за исключением случаев,  установленных частью 5 статьи 60 и  частью 4 статьи 61 настоящего Федерального  закона.

4. В бюджеты поселений, входящих  в состав муниципального района, в соответствии с едиными для  всех данных поселений нормативами  отчислений, установленными нормативными  правовыми актами представительного  органа муниципального района, могут  зачисляться доходы от местных  налогов и сборов, подлежащие  зачислению в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах в бюджеты  муниципальных районов.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете  муниципального района на очередной  финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

Комментарий к статье 57

1. Часть 1 комментируемой статьи  является отсылочной нормой, так  как устанавливает, что перечень  местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с абз.2 п.2 ст.18 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации", а с его отменой - ч.6 ст.12 НК РФ законодательно закреплен  запрет органам местного самоуправления вводить дополнительные налоги, не предусмотренные федеральным налоговым  законодательством, а равно повышать установленные на федеральном уровне предельные значения налоговых ставок. Конституционность данного положения  подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П.

В связи с тем что ст.15 НК РФ, устанавливающая перечень местных  налогов и сборов, вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации", в настоящее  время продолжают действовать нормы  последнего Закона. В соответствии с ним к местным налогам  и сборам относятся:

1) налог на имущество физических  лиц. Сумма платежей по налогу  зачисляется в местный бюджет  по месту нахождения (регистрации)  объекта налогообложения;

2) земельный налог. Порядок зачисления  поступлений по налогу в соответствующий  бюджет определяется законодательством  о земле;

3) регистрационный сбор с физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью. Сумма сбора зачисляется  в бюджет по месту их регистрации;

4) налог на рекламу. Налог  уплачивают юридические и физические  лица, рекламирующие свою продукцию,  по ставке, не превышающей 5% стоимости  услуг по рекламе.

В настоящее время Государственной  Думой принят в первом чтении проект Федерального закона N 364858-3 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый  кодекс Российской Федерации и признании  утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации".

Согласно этому Законопроекту  не предполагается существенных изменений  состава местных налогов. Они  так и не становятся определяющими  при формировании доходов местных  бюджетов.

К местным налогам и сборам предполагается относить:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

торговый сбор;

транспортный налог.

Как видно, из числа местных налогов  исключен налог на рекламу. Оценивать  это можно по-разному. С одной  стороны, уже неоднократно отмечалось, что налог на рекламу ставит муниципальные  образования в заведомо неравные положения: вполне очевидно, что доходы от этого налога в крупных городах  будут в разы превышать суммы, собираемые в сельских поселениях. С другой стороны, налог на рекламу  в большей степени гарантирует  регулярность поступления платежей в местные бюджеты, чем, например, торговый сбор.

2. Часть 2 комментируемой статьи  устанавливает, что органы местного  самоуправления городского округа  обладают полномочиями органов  местного самоуправления поселений  и муниципальных районов устанавливать,  изменять и отменять местные  налоги и сборы.

3. Доходы от местных налогов  и сборов зачисляются в бюджеты  муниципальных образований. Налоговые  ставки и нормативы отчислений  названных налогов устанавливаются  решениями представительных органов  местного самоуправления в соответствии  с законодательством РФ о налогах  и сборах.

4. Комментируемая часть определяет, что в бюджеты поселений могут  зачисляться доходы от местных  налогов и сборов муниципального  района. Данные отчисления будут  проводиться на основе нормативов  отчислений, установленных нормативными  правовыми актами представительного  органа муниципального района.

Закон вводит запрет на установление нормативов отчислений на ограниченный срок. В условиях изменения налогового потенциала территории данные нормативы  в какой-то мере смогут гарантировать  определенные поступления от местных  налогов из бюджета муниципального района.

Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов

1. Доходы от региональных налогов  и сборов зачисляются в местные  бюджеты по налоговым ставкам,  установленным законами субъектов  Российской Федерации в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений  в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего  Федерального закона, за исключением  случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего  Федерального закона.

2. В местные бюджеты в соответствии  с едиными для всех поселений  или муниципальных районов данного  субъекта Российской Федерации  нормативами отчислений, установленными  законом субъекта Российской  Федерации, могут зачисляться  доходы от определенных видов  региональных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  в бюджет субъекта Российской  Федерации.

Установление указанных нормативов законом субъекта Российской Федерации  о бюджете субъекта Российской Федерации  на очередной финансовый год или  иным законом субъекта Российской Федерации  на ограниченный срок не допускается.

3. В бюджеты поселений, входящих  в состав муниципального района, в соответствии с едиными для  всех данных поселений нормативами  отчислений, установленными решениями  представительного органа муниципального  района, могут зачисляться доходы  от региональных налогов и  сборов, подлежащие зачислению в  соответствии с законом субъекта  Российской Федерации в бюджеты  муниципальных районов.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете  муниципального района на очередной  финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается.

4. Доходы от региональных налогов  и сборов зачисляются в бюджеты  городских округов по налоговым  ставкам и (или) нормативам  отчислений, установленным законами  субъектов Российской Федерации  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах для зачисления дохода  от соответствующего регионального  налога (сбора) в бюджеты поселений  и установленным законами субъектов  Российской Федерации в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  для зачисления дохода от соответствующего  регионального налога (сбора) в  бюджеты муниципальных районов,  за исключением случая, установленного  частью 4 статьи 61 настоящего Федерального  закона.

Комментарий к статье 58

1. Комментируемая часть устанавливает,  что доходы от региональных  налогов и сборов в местные  бюджеты зачисляются по налоговым  ставкам и нормативам отчислений. Размеры налоговых ставок и  нормативов отчислений утверждаются  законами субъектов Федерации,  но в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах. В  случае если уровень расчетной  бюджетной обеспеченности поселений  или муниципальных районов (городских  округов) в два раза выше, чем  в среднем по субъекту РФ, и  муниципалитет не перечисляет  субвенции в фонд финансовой  поддержки, то нормативы отчислений  от региональных налогов и  сборов могут быть снижены.

2. Согласно ч.2 ст.58 регулирующие  доходы, нормативы которых определяются  ежегодно, преобразуются в закрепленные  доходы. В отличие от регулирующих  доходов, нормативы закрепленных  доходов устанавливаются БК РФ  или законом субъекта РФ.

Доходы от определенных видов региональных налогов могут зачисляться в  бюджеты поселений или муниципальных  районов по нормативам, установленным  законом субъекта Федерации. Законодательно установлено, что размер нормативов един и для поселений, и для  муниципальных районов.

3. Комментируемая норма устанавливает,  что в бюджеты поселений могут  зачисляться доходы от региональных  налогов и сборов, предназначенные  бюджету муниципального района. Названные налоговые перечисления  определяются решениями представительного  органа муниципального района. И  размер нормативов перечислений  не может быть изменен ежегодно.

4. Система формирования доходов  городских округов предполагает  получение поступлений от региональных  налогов и сборов для зачисления  доходов в бюджеты поселений  и муниципальных районов. Налоговые  ставки и размер нормативов  отчислений от региональных налогов  и сборов определяются законом  субъекта Федерации в соответствии  с БК РФ и НК РФ.

Статья 59. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов

1. Доходы от федеральных налогов  и сборов зачисляются в местные  бюджеты по нормативам отчислений  в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего  Федерального закона и (или)  по налоговым ставкам, установленным  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, за исключением  случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего  Федерального закона.

2. Бюджетным кодексом Российской  Федерации и (или) законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах устанавливаются единые  для всех поселений или муниципальных  районов налоговые ставки и  (или) нормативы отчислений для  зачисления доходов от определенного  вида федерального налога (сбора)  в соответствующие местные бюджеты.

3. В местные бюджеты в соответствии  с едиными для всех поселений  или муниципальных районов данного  субъекта Российской Федерации  нормативами отчислений, установленными  законом субъекта Российской  Федерации, могут зачисляться  доходы от федеральных налогов  и сборов, подлежащие зачислению  в бюджет субъекта Российской  Федерации в соответствии с  Бюджетным кодексом РФ и/или  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах.

Установление указанных нормативов законом субъекта Российской Федерации  о бюджете субъекта Российской Федерации  на очередной финансовый год и/или  иным законом субъекта Российской Федерации  на ограниченный срок не допускается.

4. В бюджеты поселений, входящих  в состав муниципального района, в соответствии с едиными для  всех данных поселений нормативами  отчислений, установленными решениями  представительного органа муниципального  района, могут зачисляться доходы  от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджеты  муниципальных районов в соответствии  с Бюджетным кодексом Российской  Федерации, законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  и/или законом субъекта Российской  Федерации.

Информация о работе Бюджеты РФ (местные бюджеты) и их назначение в социально экономическом развитии территорий