Бюджеты РФ (местные бюджеты) и их назначение в социально экономическом развитии территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение местного бюджета города, а также бюджетный процесс в муниципальном образовании.
Исходя из поставленной цели рассматриваются и решаются следующие задачи:
Изучение нормативно - правовой базы, регулирующей отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
изучение состава собственных источников доходов местного бюджета;
анализ бюджетных расходов в зависимости от их экономического содержания;
анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании;
Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии территории.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 74.79 Кб (Скачать файл)

2. Органы местного самоуправления  самостоятельно определяют размеры  и условия оплаты труда депутатов,  членов выборных органов местного  самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления, осуществляющих  свои полномочия на постоянной  основе, муниципальных служащих, работников  муниципальных предприятий и  учреждений, устанавливают муниципальные  минимальные социальные стандарты  и другие нормативы расходов  местных бюджетов на решение  вопросов местного значения.

В муниципальных образованиях, уровень  расчетной бюджетной обеспеченности которых, определенный в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными  нормативами, установленными законом  субъекта Российской Федерации.

3. Расходы бюджетов муниципальных  районов на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений осуществляются  в соответствии с частями 3 и 4 статьи 60 настоящего Федерального  закона.

4. Расходы бюджетов муниципальных  районов, в которых формирование  представительных органов муниципальных  районов осуществляется в соответствии  с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего  Федерального закона, на решение  вопросов местного значения межмуниципального  характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего  Федерального закона, осуществляются  в пределах и за счет субвенций,  предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 55 настоящего Федерального закона.

5. Порядок осуществления расходов  местных бюджетов на осуществление  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации, устанавливается соответственно  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных  указанными законами и принятыми  в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных  бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может  регулироваться нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

6. Осуществление расходов местных  бюджетов на финансирование полномочий  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации не допускается, за  исключением случаев, установленных  федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 53

1. Формирование расходов местных  бюджетов осуществляется в соответствии  с расходными обязательствами,  которые установлены комментируемым  Законом. По данным Министерства  финансов РФ до принятия Закона  о местном самоуправлении 2003 г.  расходные полномочия одного  муниципального образования составили  в среднем 112 млн. рублей, а в  новых условиях они составят 34 млн. рублей. Таким образом, расходные  полномочия местного самоуправления  в целом по России сократятся  на 26%, а так как количество  муниципальных образований после  вступления в силу нового Закона  должно увеличиться, расходы в  среднем на одно муниципальное  образование сократятся почти  в 4 раза. Необходимо отметить, что  в приведенных расчетах не  учтены затраты на изменение  территориальной организации местного  самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие расходы и капитальные  расходы. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, которые  обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К данной категории  расходов относят:

статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

расходы, направленные на проведение капитального (восстановительного) ремонта;

иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, которое находится в собственности муниципальных образований.

Текущие расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, которые обеспечивают текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики  в форме дотаций, субсидий и субвенций  на текущее функционирование, а также  другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных  БК РФ.

БК РФ в ст.69 содержит исчерпывающий  перечень форм расходов бюджетов. К  ним относятся: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты юридическим  лицам (в том числе налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих  или вновь создаваемых юридических  лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции  и субсидии бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних  заимствований; кредитов иностранным  государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе  муниципальных гарантий.

Органы местного самоуправления обязаны  вести реестры расходных обязательств муниципальных образований. БК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления, а также муниципальные заказчики  должны вести реестры закупок. При  этом под реестром закупок следует  понимать документ, содержащий в себе перечень приобретенных товаров (работ, услуг) и оплаченных за счет бюджетных  ассигнований (ст.73).

В соответствии с ч.4 ст.77 БК РФ органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных  бюджетных кредитов по получателям  бюджетных кредитов. Под реестром получателей бюджетных кредитов следует понимать документ, содержащий в себе перечень лиц, которым были предоставлены бюджетные кредиты.

2. Законодательно устанавливается,  что органы местного самоуправления  самостоятельно определяют размеры  и условия оплаты труда депутатов,  членов выборных органов местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий,  а также нормативы расходов  местных бюджетов на решение  вопросов местного значения. Однако  такой объем самостоятельности  предоставляется только в том  случае, если муниципалитеты экономически  самостоятельны. Если муниципальному  образованию перечисляются дотации  для выравнивания бюджетной обеспеченности, то размер оплаты вышеназванных  лиц устанавливается законами  субъектов Федерации в соответствии  с предельными нормативами.

3. См. об этом комментарий к  ч. ч.3, 4 ст.60.

4. Законом предусматривается, что  субвенции из бюджетов городских  и сельских поселений в бюджеты  муниципальных районов предоставляются  в обязательном порядке, установленном  ч.4 ст.53 и ч.2 ст.55. Вместе с тем  только добровольный порядок  передачи доходов одного муниципального  образования другому соответствует  принципу самостоятельности бюджетов, установленному ч.1 ст.132 Конституции  РФ и ст.31 БК РФ.

5. Основной принцип этой реформы  в отношении разграничения расходных  обязательств состоит в том,  что уровень власти, который устанавливает  обязательство, должен обеспечить  финансами его исполнение. Таким  образом, комментируемая часть  предусматривает два пути финансирования  расходных полномочий муниципальных  образований: первый - выделение  субвенций из федерального или  региональных бюджетов на финансирование  вопросов местного значения через  фонды финансовой поддержки муниципальных  образований; второй - выделение  субвенций из федерального или  региональных бюджетов на выполнение  отдельных государственных полномочий  органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение в любом  случае остается за уровнем, установившим данное обязательство. Данные схемы  обеспечивают как автономию бюджетов в формировании своих расходов, так  и их защиту от необеспеченных мандатов.

Комментируемая часть закрепляет, что отдельные государственные  полномочия передаются органам местного самоуправления на основании закона.

6. Новый Закон в развитие п.2 ст.132 Конституции РФ содержит  четкий механизм, который регулирует  финансовые отношения органов  местного самоуправления и органов  государственной власти по вопросу  обеспечения переданных государственных  полномочий. При этом финансовое  обеспечение переданных отдельных  государственных полномочий из  доходов местных бюджетов не  допускается. Вместе с тем в  соответствии с ч.5 ст. 19 комментируемого  Закона органы местного самоуправления  на добровольной основе имеют  право дополнительно использовать  собственные материальные ресурсы  и финансовые средства для  осуществления переданных им  отдельных государственных полномочий  в случаях и порядке, предусмотренных  уставом муниципального образования.

4. Бюджетный процесс  в муниципальном образовании

Бюджетный процесс в муниципальном  образовании - это регламентируемая нормами права деятельности органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проекта местного бюджета, его утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением  местного бюджета.

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают  положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании  в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных  бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.

Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в  порядке, установленном уставом  муниципального образования.

В случае, если местный бюджет не утвержден  до 1 января планируемого финансового  года, расходование финансовых средств  муниципального образования до утверждения  местного бюджета производится по соответствующим  статьям местного бюджета истекшего  финансового года ежемесячно в размере  одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Контроль за исполнением местных  бюджетов осуществляется представительными  органами местного самоуправления. Они  вправе привлекать для этой цели аудиторов, так же публикуют сведения об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.

Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в  Государственный комитет Российской Федерации по статистике.

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - Уставы муниципальных  образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении определяются организации и формы  осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая  основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и  порядке деятельности органов и  должностных лиц местного самоуправления.

Признаваемые и гарантируемые  Конституцией РФ организационная обособленность органов местного самоуправления в  системе управления государством, самостоятельность  населения в решении вопросов местного значения, включая выбор  конкретных организационных форм осуществления  местного самоуправления, определение  структуры органов местного самоуправления - все это предопределило необходимость  появления в системе нормативных  правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.

В соответствии с ФЗ Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно. Порядок  его разработки, принятия и изменения  находится в ведении муниципального образования. ФЗ об общих принципах  предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и  населением непосредственно, т.е. местным  референдумом или на сходе граждан.

Информация о работе Бюджеты РФ (местные бюджеты) и их назначение в социально экономическом развитии территорий