Доходы бюджетной системы, их содержание и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
В работе рассмотрены принципы формирования доходов бюджета РФ, их экономическое содержание и классификация. Здесь наиболее подробно раскрыто понятие налоговых доходов, так как, налоги являются основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, в условиях перехода на рыночные механизмы, как и в странах с развитой рыночной экономикой.

Содержание работы

Введение ...........................................................................................................3

Экономическое содержание доходов бюджета ..............................................4
Налоговые и неналоговые доходы ……………………………………………5
Доходы региональных и местных бюджетов................................................9
Совершенствование государственного финансового контроля....................14

Заключение......................................................................................................20

Список использованных источников..............................................................21

Файлы: 1 файл

KR_Byudzhetnaya_sistema_RF.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

• контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных  доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:                         

• земельный налог;

• налог на имущество  физических лиц;

• налог на рекламу;

• налог на наследство или  дарение;

• местные лицензионные сборы.

В свою очередь земельный  налог включает:

• земельный налог и  арендную плату за земли сельскохозяйственного  назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

• земельный налог и  арендную плату за земли несельскохозяйственного  назначения;

• доходы от централизации  средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного  назначения, земли городов и других населенных пунктов;

• возмещение потерь сельскохозяйственного  производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным

образованиям), в том числе:

• доходы  от  приватизации  объектов  государственной  и  муниципальной

собственности;

• доходы от продажи земли;

• доходы от продажи квартир  гражданам.

Средства обязательного  медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять  хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся  расходы местных бюджетов при  недостаточном росте объема собственных  доходов вызывали необходимость  наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом  за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

• от налога на добавленную  стоимость;

• от акцизов;

• от налога на прибыль (доход) предприятий;

• от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в  зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его  собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в  доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении  финансовыми ресурсами местных  органов власти, но и в повышении  их заинтересованности в мобилизации  средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Существующая система  регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет  обеспечить необходимыми средствами местные  бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки  к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом  урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Увеличение числа городских  жителей, рост крупных городов, где  бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в  малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы  роста которых опережают темпы  роста звеньев местных бюджетов.

Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными   методами   перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.

 

 

Совершенствование государственного финансового контроля.

 

Четкое определение и  законодательное закрепление сферы  действия государственного финансового  контроля – одна из ключевых теоретических проблем. Государство в рыночной экономике рассматривается как одна из фирм, производящих специфический товар – общественные блага и услуги. Для этого помимо властных полномочий оно располагает собственностью, финансами и занимается предпринимательством. Система государственного финансового контроля, как часть общей системы контроля и аудита, должна действовать во всех составляющих государственного сектора, который в результате масштабной приватизации существенно сократился. Теоретическому переосмыслению, организационному, экономическому, законодательному оформлению подвергается каждая из его составляющих.

В начале рыночных реформ проблемы, связанные с преобразованиями

государственной собственности, разгосударствлением и приватизацией, стали первоочередными в реальной экономике и общественном сознании. Сокращение числа государственных  унитарных предприятий, реформирование государственного предпринимательства  названы одними из приоритетных задач  долгосрочной и среднесрочных программ Правительства РФ до 2010 г.

Далее, принципиальное значение для государственного финансового  контроля имеют теоретическое обоснование  и практическое использование казны  как важной составляющей государственного сектора.

Государственный сектор экономики  России и все его составляющие – государственные и муниципальные финансы, государственная собственность, государственное предпринимательство – претерпели количественные и качественные изменения за годы экономических реформ рыночного типа. Величина государственных и муниципальных финансов (доходы консолидированного бюджета и государственных социальных внебюджетных фондов) по отношению к ВВП снизилась с 60-70% в советское время, до 33-35% в 1994-2003 гг.

 Доля консолидированного бюджета в валовом продукте в последнее десятилетие составляла 25-34%. Еще 6-8% ВВП за этот же период консолидируется в финансовую систему через государственные социальные внебюджетные фонды. Следовательно, через бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды перераспределяется не половина, а чуть больше трети ВВП страны.

Что касается форм собственности, число зарегистрированных предприятий  и организаций в государственном  и муниципальном секторе с 1995 по 2000 г. сократилось вдвое - с 23,1 до 11 % общей численности, в частном секторе - возросло с 63 до 75%, количество общественных объединений выросло с 4,2 до 7% 1.  При этом предприятиями и организациями государственного сектора производилось около трети объемов промышленной продукции.

Таким образом, результатом  либеральной направленности рыночных реформ стало масштабное сокращение всех составляющих государственного сектора и ресурсов, им располагаемых. Однако при этом задачи, стоящие перед государством, не только не снижаются, а даже растут. Речь идет о поддержании макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста, национального суверенитета в условиях глобализации мировой экономики, об улучшении качества предоставления традиционных общественных благ, а также расширении новых их видов. В связи с этим актуализировались проблемы совершенствования управления государственными ресурсами, важнейшим направлением чего является усиление государственного финансового контроля.

В России на начальном этапе  развития рыночных отношений предполагалось, что старая система государственного контроля себя изжила, а новую рынок  построит сам, автоматически отрегулирует экономические отношения, все расставит  на свои места и потребность в  контроле, а уж тем более – государственном, отпадет2. Это привело к тому, что система контроля в целом, финансового в частности и государственного финансового контроля в особенности была практически ликвидирована. Однако, как демонстрирует практика развитых рыночных экономик, а также многочисленные исследования западных экспертов, развитие в целом, экономическое и социальное, невозможно без эффективного государства. Государство не может быть эффективным без устойчивой системы учета и контроля.

Как нам представляется, зона действия государственного финансового  контроля существенно сужена – под него попадают преимущественно бюджетные ресурсы, да и то, как правило, федерального бюджета, государственные социальные внебюджетные фонды, часть государственного имущества. Практически утерян муниципальный финансовый контроль, сокращен ведомственный контроль. Сфера государственного финансового контроля должна быть существенно расширена. В этой связи весьма перспективны разработки такой экономической категории, как государственная казна в контексте изменений в отношениях собственности.

С переходом к рыночным отношениям расширились содержание и структура форм собственности, в том числе государственной. Экономическое содержание собственности отражает экономические отношения и роль объекта в соответствующей системе общественного воспроизводства и возможности присвоения результатов ее функционирования собственником. При этом изменяются представления об объекте собственности. Под ним при упрощенном толковании понимается имущество. Но такой подход приводит к определению собственности как имущественных отношений, формируемых лишь на уровне присвоения результатов производства. Главным в современной трактовке объекта собственности как экономической категории является наличие товара, в том числе денег, а также прав на различные виды ресурсов (материальных, информационных, интеллектуальных и др.). Экономические интересы государственного, частного (в том числе индивидуального) собственников сосредоточены в сфере максимизации результатов функционирования объектов собственности.

Соответственно следует  признать, что выработанное экономической  наукой и используемое практикой  хозяйствования представление о  содержании государственной собственности  и государственной казны должно быть конкретизировано и дополнено  новыми составляющими3.

Казна представляет собой  составную часть экономического механизма функционирования и реструктуризации государственного сектора экономики и государственной собственности. Она включает совокупность имущественной и финансовой составляющих.

Гражданский кодекс РФ вслед  за Конституцией признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности  и предусматривает, что права  всех собственников защищаются равным образом При этом не выделяется в  качестве самостоятельной формы  собственность общественных организаций. Следовательно, существуют частная, государственная, муниципальная, смешанная и другие формы собственности.

Государственная собственность  подразделяется на собственность Российской Федерации и собственность субъектов  Федерации, к муниципальной отнесена собственность, принадлежащая сельским и городским поселениям и другим муниципальным образованиям, а в  составе государственной и муниципальной  собственности выделено имущество, составляющее соответственно государственную  и муниципальную казну. Достаточно широко распространена точка зрения, согласно которой к государственной  собственности относится «все материальное и нематериальное имущество, принадлежащее государству»4. Ст. 214 Гражданского кодекса РФ к государственной собственности в РФ относит имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, ее субъектам; землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований; государственную казну.

Имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование  и распоряжение ст. 214 (п. 4).

В этой же статье дается крайне общее юридическое толкование государственной  казны. Средства соответствующего бюджета  и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе  Российской Федерации, казну края, области, городе федерального значения, автономной области, автономною округа. Однако дальнейшей нормативно-законодательной проработки и конкретизации понятие казны  не получило.

Вместе с тем, практически  исчезнув из современного лексикона  специалистов, понятие "казна" имеет  глубокие традиции и исторические корни. Она обозначала не только богатство, доход, имущество, но и специальные  учреждения. В XIX в. окончательно формируется  представление о казне как  совокупности имущества и имущественных  средств государства в противопоставлении с частным, общественным, общинным имуществом.

Информация о работе Доходы бюджетной системы, их содержание и состав