Доходы бюджетной системы, их содержание и состав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
В работе рассмотрены принципы формирования доходов бюджета РФ, их экономическое содержание и классификация. Здесь наиболее подробно раскрыто понятие налоговых доходов, так как, налоги являются основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, в условиях перехода на рыночные механизмы, как и в странах с развитой рыночной экономикой.

Содержание работы

Введение ...........................................................................................................3

Экономическое содержание доходов бюджета ..............................................4
Налоговые и неналоговые доходы ……………………………………………5
Доходы региональных и местных бюджетов................................................9
Совершенствование государственного финансового контроля....................14

Заключение......................................................................................................20

Список использованных источников..............................................................21

Файлы: 1 файл

KR_Byudzhetnaya_sistema_RF.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

В дореволюционной экономической  литературе понятия "государственный" и "казенный" использовались как  синонимы. Академик И. И. Янжул в "Основных началах финансовой науки", определяя  содержание государственных (казенных) имуществ, писал: "Под именем "государственных  имуществ" или "домен" (от франц. – domaine - владение) в широком смысле разумеется всякое имущество, движимое и недвижимое, принадлежащее государству как нравственному лицу, как юридическому субъекту и (или) находящееся во всеобщем пользовании всех жителей государства, или же вверенное правительству как представителю страны"5. В составе государственного (казенного) имущества выделялись две части – имущественная и денежная (государственный бюджет). В лице казны государство юридически выступает как субъект определенных имущественных прав и интересов.

Интересна эволюция представлений о структуре казны, в которой четко отслеживается перенос акцентов с имущественной составляющей на финансовую, что связано с усилением роли финансов в современной экономике. Такой подход сохранялся довольно длительный период времени, что во многом определялось до недавнего времени абсолютным превосходством государственной собственности в административной экономике и тотальным контролем государства над всеми финансовыми потоками.

Когда речь идет о современной  трактовке казны, в первую очередь  необходим сбалансированный подход к ее составляющим – денежной, как части финансовой, и имущественной. Что касается денежной составляющей казны в понимании, адекватно отражающем рыночную ориентацию экономических реформ и развитие процессов бюджетно-налогового федерализма в России, это уже не государственный бюджет, часто отождествляемый с федеральным бюджетом, а общественные: федеральный, субфедеральные  и муниципальные бюджеты, государственные социальные внебюджетные фонды, включая их территориальные структуры, местные внебюджетные фонды.6 Именно важностью бюджета как инструмента государственного регулирования экономического, социального и регионального развития, а также масштабами перераспределяемых финансовых потоков вызвано повышенное внимание структур государственного финансового контроля в исполнительной и законодательной власти преимущественно к бюджетам – федеральному, меньше – региональным.

Вместе с тем в бюджетно-налоговом  законодательстве отсутствует развернутое  определение государственной казны, ее структуры, правил функционирования, что существенно затрудняет государственный  контроль за ее сохранением, приумножением  и использованием. На наш взгляд, государственный финансовый контроль денежной составляющей казны должен быть расширен и дополнен контролем  за ее имущественной составляющей, включая доходы от собственности  и предпринимательской деятельности, нематериальными активами, в том  числе интеллектуальной собственностью.

Перечень объектов государственной  собственности помимо традиционных (имущество РФ, в том числе федеральная  недвижимость, земля, природные ресурсы  и т. д., имущество субъектов РФ) необходимо, с нашей точки зрения, дополнить такими объектами, как  имущественные права (право присвоения результатов функционирования различных  объектов государственной собственности) и неимущественные права (в том  числе на интеллектуальную собственность, информационные ресурсы, льготы и т. д.).

Каждый из перечисленных  объектов собственности может быть структурирован самостоятельно. Например, права на объекты интеллектуальной собственности могут реализовываться  в виде авторских и смежных  прав, патентных прав, средств индивидуализации, ноу-хау в режиме коммерческой тайны, защиты против недобросовестной конкуренции7.

Представляется весьма конструктивной идея законодательного, бюджетно-налогового и организационного упорядочения отношений  по поводу владения, распоряжения и  использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству.

По оценкам специалистов, в развитых странах стоимость  объектов интеллектуальной собственности  составляет более половины стоимости  любого предприятия. В нашей стране такие объекты практически повсеместно  не включаются в состав нематериальных активов предприятия и не учитываются в составе имущества.

Отсутствие же достаточного государственного контроля и дисциплины со стороны исполнителей научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, производимых за счет бюджетных средств, экспертной оценки и обязательной государственной  регистрации результатов исследований приводит к массовой "утечке умов", новейших технологий за рубеж, масштабы которых носят характер, угрожающий экономической безопасности страны8.

Еще одной проблемой казны  должен стать учет другого актива – разнообразных льгот и преференций, представляемых бюджетами разного уровня различным коммерческим предприятиям и проектам.

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ, предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение  права государственной или муниципальной  собственности на эквивалентную  часть их уставного капитала и  имущества. Вместе с тем толкование бюджетных инвестиций исключительно  в денежной форме, а не в любых  других – в форме имущества, льгот по налогам, гарантий и т. д. приводит к существенным потерям для государства.

Государственная казна должна быть организационно оформлена в отдельное ведомство на базе объединения ряда существующих федеральных структур – Министерства имущественных отношений РФ, Российского фонда федерального имущества, вероятно и Федерального казначейства, являющегося в настоящее время структурой Министерства финансов РФ. Гораздо более важным является разработка и принятие федерального закона (либо внесение дополнений в действующее бюджетно-налоговое и другое законодательство) о Государственной казне. В нем должны быть тщательно прописаны содержание, структура, способы формирования, распоряжения, использования и контроля за элементами казны на всех стадиях воспроизводственного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

Процесс преобразования бюджетной  системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют  больше из своих доходов. Структура  доходов непостоянна и зависит  от конкретных экономических условий  развития страны,  рыночной конъюнктуры  и осуществляемой экономической  политикой политики. Любое изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения в экономических  процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

 

  1. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 703 с. – (серия «Золотой фонд российских учебников»).
  2. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2006 – 568 с.
  3. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 308 с.
  4. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах: учебное пособие, 2-е изд., перераб. И доп. / Ермасова Н.Б. –М.: Высшее образование, 2008 – 516 с. – (Основы наук).
  5. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. - М.: Дашков и К. - 2002.-  С. 14
  6. Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука. – М.: Финансовый контроль. - 2003. -  С. 9.
  7. Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика- 1998.
  8. Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. - М.: Финансовый контроль. -  2003.-  С. 54.
  9. Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. -М.: Финансовый контроль.- 2003.- С. 59.
  10. Пономаренко Е. В. Финансы общественного сектора России. - М.: Экономика. -2001
  11. Черковец В. Н., Кульков В.М. Собственность в экономической системе России. - М.: ТЕИС.- 1998.- С. 309.
  12. Пономаренко Е. В. Государственная казна.//Экономист.-№3.-2004.-С.36-40
  13. Сенчагов В. К., Гельвановский М. И. , Гловацкая Н. Г. и др. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2006 г. и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации//Банковское дело.-№11.-2005.-С.6-10

1 Российский статистический ежегодник. Официальное издание 2000. - М.: Госкомстат РФ. , - 2000. -  277с.; Россия в цифрах. - М., -  2001. - 155с.

2 Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука. – М.: Финансовый контроль., - 2003. -  С. 9.

3 См.: Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. - М.: Дашков и К. - 2002.-  С. 14.

4 Черковец В. Н., Кульков В.М. Собственность в экономической системе России. - М.: ТЕИС.- 1998.- С. 309.

5 Янжул И. И. Основные начала финансовой науки.- СПб., - 1904.- С. 101.

6 См.: Пономаренко Е. В. Финансы общественного сектора России. - М.: Экономика. -2001.

7 См.: Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. -М.:Финансовый контроль.- 2003.- С. 59.

8 См.: Лопатии В. Н. О проблемах разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического форума. - М.: Финансовый контроль. -  2003.- С. 54.




Информация о работе Доходы бюджетной системы, их содержание и состав