Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:01, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотреть бюджетно-налоговую политику с теоретической точки зрения.
Введение……………………………………………………..…………………….2
1. Сущность и задачи бюджетно-налоговой (фискальной) политики……..…..3
2. Виды бюджетной политики государства…………………...…...………..…10
2.1. Цели и задачи перераспределения финансовых ресурсов……………..…12
2.2. Регулирование бюджетных потоков………………………………...……..14
2.3. Методы бюджетного финансирования…………………………………….16
2.4. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга…………….18
3. Государственное регулирование бюджетно-налоговой политики и ее эффективность…………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список литературы………………………………………………………………27
Налог — это обязательный
платеж, который поступает к
Следует отметить, что если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя заплатить налог, то у него есть право получить так называемый налоговый кредит. Это своеобразная льгота, которая может быть заключена на основании кредитного соглашения между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. Разумеется, если в течение длительного срока, скажем, более двух лет, плательщик не платит налогов, то налоговая служба имеет право на иск о том, чтобы признать такого плательщика банкротом.
Расходование государственного
бюджета — это экономические
отношения, которые возникают в
процессе распределения бюджетных
средств на нужды хозяйства и
на выполнение функций государства.
Расходы правительства
Перераспределительные процессы, участниками которых являются бюджеты различных уровней, вызывают движение денежных потоков. Их обслуживают налоговые органы, органы федерального казначейства, расчетно-кассовые центры и коммерческие банки. Появляется проблема временного лага, связанная с прохождением платежей. Особенно это касается формирования федерального бюджета и финансирования федеральных расходов.
Для изучения перераспределительной функции бюджета представляется целесообразным ввести понятия восходящих и нисходящих бюджетных потоков. Под восходящим понимается реальный денежный поток платежей в бюджет, состоящий из доходов и поступлений. Под нисходящим — реальный денежный поток платежей из бюджета, состоящий из расходов и отчислений. Разграничим их на внутренние и внешние бюджетные потоки. Внутренние ограничены рамками бюджетной системы: движением регулирующих налогов, бюджетными трансфертами, включая субвенции и дотации, передаваемые в другие бюджеты и внебюджетные фонды. Внешние вызваны платежами в бюджет налогоплательщиков, финансированием из бюджета предприятий, организаций, учреждений и граждан.
Оптимизация бюджетных потоков
важна с целью
2.2. Регулирование бюджетных потоков.
Федеральный бюджет является вершиной бюджетной пирамиды. Он главный регулятор восходящих и нисходящих денежных потоков. Можно выделить два мощных нисходящих денежных потока: обеспечивающий финансирование предприятий и учреждений федеральной собственности, социальные программы, управление, оборону и т.п. ; поток, поступающий в бюджеты субъектов Федерации в целях формирования их доходной базы. Разграничение их принципиально важно для эффективного управления централизованными финансовыми ресурсами и преодоления структурного кризиса в экономике России.
Денежный поток, направляемый
в предприятия и учреждения федеральной
собственности, зависит от масштабов
этой собственности и темпов ее приватизации,
рентабельности производства, накопления
капитала, потребности в инвестициях.
Минимизация его может
Весьма важным представляется
разработка порядка, при котором
выделение средств из федерального
бюджета на безвозмездной основе
на строительство, техническое перевооружение
и реконструкцию предприятий
и организаций предусматривает
увеличение (оформление) доли федеральной
собственности на таких предприятиях
и в организациях путем получения
дополнительного пакета акций, подлежащего
в дальнейшем обязательной продаже.
Это, по сути, приравнивает бюджетные
ассигнования к широко распространенному
способу инвестирования частного капитала,
сопровождающемуся
Денежный поток, обеспечивающий
поступление финансовых ресурсов из
федерального бюджета в бюджеты
субъектов Федерации (без учета
регулирующих налогов), должен быть обусловлен
только необходимостью развития социальной
сферы и финансирования целевых
и долговременных программ, имеющих
как региональное, так и общегосударственное
значение. Аналогично должны строиться
взаимоотношения между
Самые негативные последствия
связаны с несвоевременным
В странах с рыночной экономикой
несбалансированность доходной и расходной
частей бюджета явление обычное.
Связано это с тем, что существует
рынок капиталов, на котором бюджет
может выступить в роли заемщика
и гаранта по привлекаемым денежным
средствам. Но рынок капиталов функционирует
по своим внутренним законам, один из
которых — прибыльное размещение
средств инвесторами и
В процессе бюджетного регулирования появляются дополнительные нисходящий и восходящий денежные потоки. Возникает альтернатива в решении вопроса о том, какой из методов их регулирования более предпочтителен в складывающейся экономической ситуации, какой подход может быть реализован безусловно и с наименьшими потерями в будущем. Следствие функционирования дополнительного восходящего бюджетного потока — государственный долг, обслуживание которого становится частью дополнительного нисходящего бюджетного потока.
Обозначим совокупный восходящий денежный поток поступлений Сумма Qij, а совокупный нисходящий поток финансирования Сумма Zij.
Если Qij – Zij >=0, то бюджет имеет дефицит или сбалансирован, Qij – Zij < 0 означает бюджетный дефицит, при Qij – Zij > 0 привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.
Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и приобретает следующий вид: Qij + Xij = Zij + Yij. Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.
2.3. Методы бюджетного финансирования.
В самом широком понимании существует два метода мобилизации средств в бюджет и выделения средств из него: безвозвратный и возвратный. Безвозвратный метод мобилизации средств предполагает использование налогового принципа взаимоотношений между субъектами предпринимательства и бюджетом; безвозвратный метод выделения средств из бюджета — это трансферты, не вызывающие и не погашающие встречных финансовых требований. Возвратный метод мобилизации средств в бюджет — это займы на внутреннем и внешнем рынке капиталов, стоимость которых определяется как средняя доходность размещения ресурсов на различных сегментах этого рынка. Возвратный метод выделения средств из бюджета — это бюджетные ссуды, проценты по которым привязаны к учетной ставке Центрального банка.
Типичным для бюджета является безвозвратная мобилизация и выделение средств, так как возвратный метод ставит доходы бюджета в зависимость от погашения задолженности и стоимости долга. Возвратный метод мобилизации средств обусловлен финансированием бюджетного дефицита, а выделение бюджетных ссуд — необходимостью пополнения оборотных средств предприятий и осуществления эффективных капитальных вложений. Возвратный метод мобилизации и выделения средств значительно увеличивает объемы бюджетных потоков. В большой мере он подвержен влиянию политического фактора, определяющего конкретную величину бюджетного дефицита, методы его финансирования и влияющего на значительное увеличение размеров бюджетных потоков. При высоком уровне субъективизма в подходе к определению размера превышения расходов над доходами происходит постепенное увеличение государственного долга, на обслуживание которого отвлекается все больший объем бюджетных средств. Вполне вероятно достижение в определенный момент времени критического значения показателя государственного долга, означающего невозможность формирования бюджета за счет привлечения капитала на платной и возвратной основе. Наращивание государственного долга отражает неспособность политиков эффективно управлять централизованными финансовыми ресурсами, мобилизация которых обеспечивается на безвозвратной основе.
Существует необходимость
выявления зависимости между
планированием бюджетного дефицита
и крупными капитальными вложениями
в развитие экономики. Бюджетный
дефицит в современных условиях
свидетельствует главным
2.4. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
Бюджетный дефицит — это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.
Причины дефицита госбюджета.
1) Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
2) Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3) Увеличение бюджетных расходов.
4) Непоследовательная финансово-экономическая политика.
Огромное воздействие
на состояние бюджета оказывает
темп роста инфляции. С одной стороны,
за счет воздействия инфляционного
фактора увеличиваются доходы бюджета,
но, поскольку происходит падение
темпов производства и наблюдается
рост взаимной задолженности предприятий,
в целом такое увеличение доходов
не имеет стабильного характера.
Расходные статьи бюджета полностью
не индексируются, и это ухудшает
положение предприятий и
Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике — ее развал, неэффективность финансовых связей, — тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10 % суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20 % — критическим.