Фискальная политика РФ в период кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотреть бюджетно-налоговую политику с теоретической точки зрения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..…………………….2
1. Сущность и задачи бюджетно-налоговой (фискальной) политики……..…..3
2. Виды бюджетной политики государства…………………...…...………..…10
2.1. Цели и задачи перераспределения финансовых ресурсов……………..…12
2.2. Регулирование бюджетных потоков………………………………...……..14
2.3. Методы бюджетного финансирования…………………………………….16
2.4. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга…………….18
3. Государственное регулирование бюджетно-налоговой политики и ее эффективность…………………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

Налог — это обязательный платеж, который поступает к государству  в бюджет в определенных законодательством  размерах и в установленные сроки. Кроме налогов в бюджет поступают  сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и ряд  других.

Следует отметить, что если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя  заплатить налог, то у него есть право  получить так называемый налоговый  кредит. Это своеобразная льгота, которая  может быть заключена на основании  кредитного соглашения между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. Разумеется, если в течение длительного срока, скажем, более двух лет, плательщик не платит налогов, то налоговая служба имеет право на иск о том, чтобы  признать такого плательщика банкротом.

Расходование государственного бюджета — это экономические  отношения, которые возникают в  процессе распределения бюджетных  средств на нужды хозяйства и  на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма  правительственных закупок товаров  и услуг и трансфертных платежей. Правительственные закупки включают, например, закупку оружия, разнообразное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных, полицейских. Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам... Чаще всего правительственные закупки называют истощающими расходами, так как они непосредственно поглощают или используют ресурсы. Трансферты же являются неистощающими, так как они не поглощают ресурсы, не связаны с производством. В то же время и трансферты и закупки оказывают влияние на распределение ресурсов. Если через правительственные закупки общество перераспределяет ресурсы от частного потребления к общественному, то через трансферты правительство лишь изменяет структуру потребления товаров частного сектора и не оказывает влияния на увеличение общественного потребления за счет личного; нужно отметить, что в результате этого государственное вмешательство в экономику будет эффективнее при помощи изменения объема правительственных закупок, нежели трансфертов.

Перераспределительные процессы, участниками которых являются бюджеты различных уровней, вызывают движение денежных потоков. Их обслуживают налоговые органы, органы федерального казначейства, расчетно-кассовые центры и коммерческие банки. Появляется проблема временного лага, связанная с прохождением платежей. Особенно это касается формирования федерального бюджета и финансирования федеральных расходов.

Для изучения перераспределительной функции бюджета представляется целесообразным ввести понятия восходящих и нисходящих бюджетных потоков. Под восходящим понимается реальный денежный поток платежей в бюджет, состоящий из доходов и поступлений. Под нисходящим — реальный денежный поток платежей из бюджета, состоящий из расходов и отчислений. Разграничим их на внутренние и внешние бюджетные потоки. Внутренние ограничены рамками бюджетной системы: движением регулирующих налогов, бюджетными трансфертами, включая субвенции и дотации, передаваемые в другие бюджеты и внебюджетные фонды. Внешние вызваны платежами в бюджет налогоплательщиков, финансированием из бюджета предприятий, организаций, учреждений и граждан.

Оптимизация бюджетных потоков  важна с целью совершенствования  взаимоотношений между бюджетами  разных уровней; устранения неоправданных  встречных потоков денежных средств; выработки новой концепции бюджетного федерализма, основанной на приоритетном финансировании социального развития регионов и повышении реального  жизненного уровня населения.

2.2. Регулирование бюджетных потоков.

Федеральный бюджет является вершиной бюджетной пирамиды. Он главный  регулятор восходящих и нисходящих денежных потоков. Можно выделить два  мощных нисходящих денежных потока: обеспечивающий финансирование предприятий и учреждений федеральной собственности, социальные программы, управление, оборону и  т.п. ; поток, поступающий в бюджеты субъектов Федерации в целях формирования их доходной базы. Разграничение их принципиально важно для эффективного управления централизованными финансовыми ресурсами и преодоления структурного кризиса в экономике России.

Денежный поток, направляемый в предприятия и учреждения федеральной  собственности, зависит от масштабов  этой собственности и темпов ее приватизации, рентабельности производства, накопления капитала, потребности в инвестициях. Минимизация его может отрицательно сказаться на будущих прибылях и  приоритетах развития российской экономики, научных достижениях и интеграции в мировое экономическое сообщество. Тем не менее необходима оптимизация такого потока путем стимулирования накоплений и инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности.

Весьма важным представляется разработка порядка, при котором  выделение средств из федерального бюджета на безвозмездной основе на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию предприятий  и организаций предусматривает  увеличение (оформление) доли федеральной  собственности на таких предприятиях и в организациях путем получения  дополнительного пакета акций, подлежащего  в дальнейшем обязательной продаже. Это, по сути, приравнивает бюджетные  ассигнования к широко распространенному  способу инвестирования частного капитала, сопровождающемуся соответствующим  увеличением размеров уставного  капитала и изменениями в составе  собственников коммерческих организаций.

Денежный поток, обеспечивающий поступление финансовых ресурсов из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Федерации (без учета  регулирующих налогов), должен быть обусловлен только необходимостью развития социальной сферы и финансирования целевых  и долговременных программ, имеющих  как региональное, так и общегосударственное  значение. Аналогично должны строиться  взаимоотношения между бюджетами  субъектов федерации и местными бюджетами, но с существенной оговоркой: местные бюджеты не должны иметь  дефицит по статьям текущих расходов.

 

Самые негативные последствия  связаны с несвоевременным выполнением  обязательств перед бюджетом налогоплательщикам. Это имеет эффект блокировки бюджетных  потоков. Рост дебиторской задолженности  бюджетов всех уровней приводит к  соответствующему росту кредиторской задолженности перед получателями бюджетных средств. Все факты  оседания в денежном обороте предпринимательского сектора экономики средств, предназначенных  для уплаты в бюджет, означают построение пирамид из неплатежеспособных предприятий. Рост бюджетной дебиторской задолженности  ведет к наращиванию государственного долга.

В странах с рыночной экономикой несбалансированность доходной и расходной  частей бюджета явление обычное. Связано это с тем, что существует рынок капиталов, на котором бюджет может выступить в роли заемщика и гаранта по привлекаемым денежным средствам. Но рынок капиталов функционирует  по своим внутренним законам, один из которых — прибыльное размещение средств инвесторами и кредиторами. Таким образом, становясь участником рынка капиталов, бюджет подчиняется  рыночным законам и способен оплатить стоимость привлекаемых ресурсов.

В процессе бюджетного регулирования  появляются дополнительные нисходящий и восходящий денежные потоки. Возникает  альтернатива в решении вопроса  о том, какой из методов их регулирования  более предпочтителен в складывающейся экономической ситуации, какой подход может быть реализован безусловно и с наименьшими потерями в будущем. Следствие функционирования дополнительного восходящего бюджетного потока — государственный долг, обслуживание которого становится частью дополнительного нисходящего бюджетного потока.

Обозначим совокупный восходящий денежный поток поступлений Сумма  Qij, а совокупный нисходящий поток финансирования Сумма Zij.

Если Qij – Zij >=0, то бюджет имеет дефицит или сбалансирован, Qij – Zij < 0 означает бюджетный дефицит, при Qij – Zij > 0 привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.

Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и приобретает  следующий вид: Qij + Xij = Zij + Yij. Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.

 

 

 

2.3. Методы бюджетного финансирования.

В самом широком понимании  существует два метода мобилизации  средств в бюджет и выделения средств из него: безвозвратный и возвратный. Безвозвратный метод мобилизации средств предполагает использование налогового принципа взаимоотношений между субъектами предпринимательства и бюджетом; безвозвратный метод выделения средств из бюджета — это трансферты, не вызывающие и не погашающие встречных финансовых требований. Возвратный метод мобилизации средств в бюджет — это займы на внутреннем и внешнем рынке капиталов, стоимость которых определяется как средняя доходность размещения ресурсов на различных сегментах этого рынка. Возвратный метод выделения средств из бюджета — это бюджетные ссуды, проценты по которым привязаны к учетной ставке Центрального банка.

Типичным для бюджета  является безвозвратная мобилизация  и выделение средств, так как  возвратный метод ставит доходы бюджета  в зависимость от погашения задолженности  и стоимости долга. Возвратный метод  мобилизации средств обусловлен финансированием бюджетного дефицита, а выделение бюджетных ссуд —  необходимостью пополнения оборотных  средств предприятий и осуществления эффективных капитальных вложений. Возвратный метод мобилизации и выделения средств значительно увеличивает объемы бюджетных потоков. В большой мере он подвержен влиянию политического фактора, определяющего конкретную величину бюджетного дефицита, методы его финансирования и влияющего на значительное увеличение размеров бюджетных потоков. При высоком уровне субъективизма в подходе к определению размера превышения расходов над доходами происходит постепенное увеличение государственного долга, на обслуживание которого отвлекается все больший объем бюджетных средств. Вполне вероятно достижение в определенный момент времени критического значения показателя государственного долга, означающего невозможность формирования бюджета за счет привлечения капитала на платной и возвратной основе. Наращивание государственного долга отражает неспособность политиков эффективно управлять централизованными финансовыми ресурсами, мобилизация которых обеспечивается на безвозвратной основе.

Существует необходимость  выявления зависимости между  планированием бюджетного дефицита и крупными капитальными вложениями в развитие экономики. Бюджетный  дефицит в современных условиях свидетельствует главным образом  о неудовлетворительном управлении государственной и муниципальной собственностью, так как объемы финансирования экономически эффективных производственных программ необоснованно снижаются. Если превышение темпов роста расходов бюджета над темпами роста доходов вызвано инвестированием централизованных финансовых ресурсов в производственную сферу, то происходит одновременно их накопление и последующая капитализация. Когда же речь идет о непроизводительном использовании финансовых ресурсов, общество должно ориентироваться на реальный рост производительности труда и связанный с ним предельно возможный в сложившейся ситуации рост благосостояния населения и домашних хозяйств. С этим связана проблема повышения уровня оплаты труда в государственном секторе экономики.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.

Бюджетный дефицит — это  превышение расходной части бюджета  над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета.

1) Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2) Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3) Увеличение бюджетных расходов.

4) Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Огромное воздействие  на состояние бюджета оказывает  темп роста инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного  фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение  темпов производства и наблюдается  рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов  не имеет стабильного характера. Расходные статьи бюджета полностью  не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет  место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения  бюджетных ассигнований приводит к  росту задолженности бюджета  перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных  обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Если возникает временный  бюджетный дефицит, имеются перспективы  его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике — ее развал, неэффективность финансовых связей, — тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10 % суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20 % — критическим.

Информация о работе Фискальная политика РФ в период кризиса