Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………………..3
Глава 1. Фонд социального страхования Российской Федерации, его сущность и история развития…………………………………………………………………………………………..5
История развития Фонда социального развития Российской Федерации………………………………………………………………………5
Сущность, задачи и функции Фонда социального развития Российской Федерации
Место Фонда социального развития Российской Федерации в системе социального страхования
Глава 2. Анализ бюджет фонда социального страхования Российской Федерации за 2010-2012 года
Источники формирования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Направления расходования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Дефицит (профицит) бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 72.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…………………..3

Глава 1. Фонд социального  страхования Российской Федерации, его сущность и история развития…………………………………………………………………………………………..5

    1. История развития Фонда социального развития Российской Федерации………………………………………………………………………5
    2. Сущность, задачи и функции Фонда социального развития Российской Федерации
    3. Место Фонда социального развития Российской Федерации в системе социального страхования

Глава 2. Анализ бюджет фонда социального страхования Российской Федерации за 2010-2012 года

    1. Источники формирования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
    2. Направления расходования бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
    3. Дефицит (профицит) бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Введение

Актуальность  темы работы обусловлена той  ролью, которую играет страхование в  жизни высокоразвитого рыночного  общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения бюджета.

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего  ее центрального звена — общегосударственных  финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования) и Фонды Обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Целью данной работы является исследование теоретических, правовых и практических аспектов формирования бюджета Фонда социального страхования.

В соответствии с целью  поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотрение определение сущности, цели, задачи, структуры и управления Фонда социального страхования;
  2. Изучить анализ бюджета Фонда социального страхования;
  3. рассмотрение проблем и перспектив развития Фонда социального страхования.

Объектом исследования является Фонд социального страхования, а  предметом исследования является формирование и использование бюджета Фонда  социального страхования.

Источниками написания работы являются следующие учебные пособия, нормативные правовые акты, Федеральные законы.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе отражается сущность Фонда  социального страхования и история  его развития, во второй – анализ исполнения бюджета данной отрасли, и в третьей – проблемы финансового обеспечения Фонда социального страхования и пути их решения.

 

Глава 1 Фонд социального  страхования Российской Федерации, его сущность и история развития

    1. История развития Фонда социально страхования Российской Федерации

В России система социального  страхования начала развиваться  еще с конца XIX века, а революционные  события 1905 году корили решение вопросов, связанных с введением обязательного  социального страхования.

В 1912 году третья Государственная  Дума приняла пакет страховых  законов: «О страховании рабочих  от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам  страхования рабочих» и др. Общее  руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при  Министерстве торговли и промышленности.

После Октябрьской революции 30 октября 1917 году была разработана программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов. В 1918 году было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 году в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Советских народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда. После окончания Новой Экономической Политики сохранились лишь отдельные виды медицинского страхования. Однако в целом был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения.

В 1933 году социальное страхование  было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального  страхования был консолидирован в государственный бюджет. Финансы  социального обеспечения и социального  страхования включали государственный  бюджет, бюджет социального страхования, союзный фонд социального обеспечения  колхозников, социальные фонды государственных  предприятий и колхозов. Доля государственных  бюджетов в общих расходах социального  обеспечения и страхования составляла 95%. Таким образом, в плановой системе  социального страхования существовало в качестве подчиненного элемента государственной  системы социального обеспечения, зависимого от общего состояния бюджета  страны. Управление системой социального  обеспечения страхования было сложным  и бюрократизированным. Первой попыткой реорганизацией старой системы социального  страхования можно считать  принятие Постановление Совета Министров Совета Советских Социалистических Республик и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 15 августа 1990 года «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом с 1 января 1991года образован Фонд социального страхования Союза Советских Социалистических Республик. Он передавался в ведение Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов, однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета. Постепенно Фонд социального страхования укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде социального страхования и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 1992 года №722 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство Российской Федерации, поэтому и Фонд социального страхования из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда. 12 февраля 1994 года постановлением Правительства Российской Федерации № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня [22].

Сегодня Фонд социального страхования  представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

Фонд социального страхования  является одним из государственных  внебюджетных фондов, относящихся к  единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как  и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и  утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд социального страхования осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а  также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд социального  страхования возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ в части обеспечения  граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное  лечение, а также их бесплатного  проезда к месту лечения и  обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года №771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Отделения Фонда социального страхования  созданы на территориях всех субъектов  Российской Федерации.

Фонд социального страхования  организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого  ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях  Фонд социального страхования перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом социального страхования разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников[23].

 

1.2 Сущность, задачи  и функции  Фонда социального страхования  Российской Федерации

На основании Положения  о Фонде социального страхования  от 12.02.1994 года № 101 Фонд социального  страхования Российской Федерации  управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, Постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации.

Фонд социального страхования  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

Основными задачами Фонда  социального страхования являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.[17]

Выполнение основных функций  государства в сфере социального  страхования возложено на Фонд социального  страхования Российской Федерации. Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Основными функции Фонда социального страхования Российской Федерации являются:

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
  • оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • оплата родовых сертификатов;
  • доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;
  • доплата за диспансеризацию работающих граждан;
  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;
  • оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей).

Информация о работе Фонд социального страхования РФ