Выводы и предложения
Таким образом, заканчивая рассмотрение проблем доходов и расходов местных бюджетов, констатируем следующее. Муниципальные финансы представляют собой регулируемую государственным законодательством систему экономических отношений, связанных с аккумулированием определенной части стоимости национального дохода посредством ее перераспределения и соответствующего использования данных финансовых средств с учетом функций и полномочий, делегированных вышестоящим уровнем бюджетной системы, возложенных на муниципальные органы самоуправления. Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - административно-территориальных образований (административных районов, поселков, городов). Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Расходы местных бюджетов - расходы денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы и предложить некоторые рекомендации по совершенствованию формирования и расходования местного бюджета г. Костромы. Анализ доходов местного бюджета г. Костромы показал, что общие доходы города Костромы сократились в 2012г. по сравнению с 2011г на 228516,7 тыс.руб. В общей структуре доходов наибольший удельный вес у налоговых доходов, но темпы роста выше у доходов от неналоговых доходов, что является положительным моментом при формировании доходов. Отметим, что данные статьи доходов местного бюджета г. Костромы, в наибольшей степени могут управляться и формироваться местными органами. Если, органы местного самоуправления в малой степени могут влиять на управление формированием налоговых доходов, так как система налогов и их ставки утверждаются на федеральном уровне, то данная система доходов в наибольшей мере формируется за счет проводимой политики местного самоуправления. Анализ расходов местного бюджета г. Костромы показал, что в последние годы прослеживается динамика роста расходов на образование, культуру, национальную экономику. Это вполне объяснимо, так как расходы на данные направления возложены законодательно на органы местного самоуправления. Другой вопрос, что вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с данной проблемой без помощи от центра. Не случайно анализ доходов бюджета г. Костромы показал, что большую долю доходов составляют безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета. В рамках исследованной проблемы, можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна как с точки зрения взаимоотношений центра и территорий, а также распределения налогов между центом и территорией. Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует разрыв между доходами и расходами (дефицит бюджета). С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета г. Костромы выдвигаются следующие предложения. 1. Роль местного бюджета в социальном и экономическом развитии г. Костромы может еще больше возрасти при определенных условиях, решаемых, в первую очередь законодательно: наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их использованию. 2. Как можно шире развивать предпринимательство. С моей точки зрения, предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей. Но для этого надо разработать действительно действенный механизм реализации предпринимательских идей каждого желающего. 3. Увеличить получение собственных доходов за счет следующих - одним из основных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы (реального сектора экономики) как основы для получения в перспективе собственных доходов; - развивать рыночную, инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности; - передать полномочия по взиманию сборов за аренду мест на оптовых рынках, с автостоянок на муниципальный уровень; - провести секвестрование бюджета: урезать статьи на содержание административного аппарата города и перенести затраты на проведение вышеизложенных мероприятий или другие необходимые нужды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. (редакции 01.01.12) http://mvf.klerk.ru/bk/bk.htm
2. Денисова И.П., Иванова О.Б., Рукина С.Н. Финансы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Годин А.М., Подпорин И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Академия, 2009.
4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Норма, 2009.
5. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. – М.: Юриспруденция, 2007.
6. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. – М.: Юристъ, 2006.
7.Устав г.Костромы
8. Официальный сайт: Администрация города Костромы – бюджет города
http://www.gradkostroma.ru/cityToday/budget/
48
[1] Годин А.М., Подпорин И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Академия, 2009. – с. 219.
[2] Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. – М.: Юриспруденция, 2007. – с. 178.
[3] Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. – М.: Юриспруденция, 2007. – с. 180.
[4] Годин А.М., Подпорин И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Академия, 2009. – с. 221.
[5] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Норма, 2009. – с. 361.
[6] Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. – М.: Юриспруденция, 2007. – с. 176.
[7] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Норма, 2009. – с. 363.
[8] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Норма, 2009. – с. 364.