Госбюджет как инструмент экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

По материально-вещественному воплощению госбюджет – это фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.

Файлы: 1 файл

госбюджет .doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ГОСБЮДЖЕТ , КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

 

    1. Государственный бюджет, как экономическая категория

 

 

Государственный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. При раскрытии такой экономической категории как государственный бюджет целесообразно отразить три его характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность.

По экономической сущности госбюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.

По материально-вещественному  воплощению госбюджет – это фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление.

Госбюджет по плановой форме  – это финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Как совокупность объективно обусловленных денежных отношений бюджет - это экономическая категория, имеющая различные организационно-правовые формы проявления.

Бюджету как экономической категории присущи 2 функции:

    • Распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями обществ, производства, уровнями государственного управления, соц. слоями общества и т.д.)
    • Контрольная (сигнализация обо всех отклонениях движении бюджетных средств).

Границы действия распределительной  функции очень широки, т.к. в бюджетные  отношения вступают почти все  участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения  выступает национальный доход. Вовлечение в бюджетное перераспределение элементов нац. богатства (золотого запаса, валютных резервов, накопленных страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономии, кризисом, последствиями крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.).

С помощью контрольной  функции выявляется финансовое положение  конкретных экономических субъектов, отраслей народного хозяйства, территориальных  образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через  бюджет. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий и т.д., но и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит.  

Таким образом, государственный бюджет как экономическая категория представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставления ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса. И его сущность как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций. При этом бюджет становится важнейшим инструментом государственного регулирования.

 

 

    1. Взаимосвязь государственного бюджета и экономической политики страны

 

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры  общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  своей деятельности и проведения экономической и социальной политики. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам  власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

С помощью бюджета  государство регулирует хозяйственную  жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов гос. власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных  отраслей. Расходы бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Таким образом, роль госбюджета в экономической политике страны не ограничивается финансированием  сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.

 

 

    1. Нормативно – правовое регулирование государственного бюджета Российской Федерации

 

 

Бюджетное право - это совокупность финансово-правовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы России, порядок формирования бюджетных доходов и перечень расходов, регламентируют бюджетный процесс, формирование и использование государственных бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социального и экономического развития страны и укрепления обороноспособности государства.

Издание законов и правил, обязательных для всего населения государства, осуществляется государственным законодательным  органом. Государство и право неразрывно связаны. Государство издает нормы права - правила поведения юридического характера, устанавливаемые или санкционированные государством. Совокупность правовых норм и есть право. В состав России входят равноправные субъекты Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство (федеративное устройство).

В Конституции сказано, что федеральные  законы действуют на всей территории России.

Главный источник финансового и  бюджетного права - Конституция Российской Федерации, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права России являются:

  1. Федеральные законы РФ;
  2. Правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;
  3. Правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции.

Конституция РФ рассматривает бюджетную  деятельности государства, что объясняется  большим значением бюджета как основы финансовой системы.

В ст. 10 Конституции РФ сказано, что  обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам:

    1. федерального бюджета;
    2. федеральных налогов и сборов;
    3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования,  денежной эмиссии;
    4. ратификации международных договоров Российской Федерации.
    5. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; внешнеэкономические отношения государства.

Статья 132 Конституции РФ определяет полномочия органов самоуправления: они самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

БК РФ регулирует бюджетные отношения, к которым относятся:

    • отношения, возникающие между субъектами в процессе формирования бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
    • отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроль за их исполнением.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные:

    • Материальные бюджетные нормы закрепляют структуру бюджетной системы России, перечень доходов и расходов бюджетов, их распределение между бюджетами различных уровней.
    • Процессуальные бюджетные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

В БК РФ приведены некоторые  нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Президент РФ имеет право издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения, которые не должны противоречить БК РФ и другим законам. В случае противоречия между БК РФ и нормативными актами, подписанными Президентом РФ либо Правительством РФ, за нормативный документ применяется БК РФ (закон).

Важным правилом, установленным  БК РФ, является то, что акты бюджетного законодательства Российской Федерации  не имеют обратной силы и применяются  к отношениям, возникшим после  введения их в действие, если иное не предусмотрено Кодексом или федеральным законом

Эти правовые акты классифицируют по следующим юридическим свойствам:

    1. Нормативные акты, которые устанавливают общие правила для участников финансовых отношений, регулируют определенные виды финансовых отношений; определяют конкретные признаки соответствующего вида финансовых отношений.
    2. Финансово-плановые акты, которые включают федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты республик, финансовые планы других финансовых органов и кредитных учреждений, финансовые планы отраслевых министерств и ведомств, сметы учреждений, организаций.

Информация о работе Госбюджет как инструмент экономической политики