Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:38, доклад
Государственная система научной и технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих формирование и использование государственных информационных ресурсов в области науки и техники, объединяемых системой управления, единой нормативно-правовой базой, общей навигационной системой, технологическими принципами [1. ГСНТИ помогает преодолеть трудности, возникающие у специалистов – потребителей информации и, прежде всего, это:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Основы научных исследований»
Вариант №10
Тема: Государственная система научно-технической информации.
Выполнил:
Студент гр. ЭАЗ - 321с
Фисковец О.М.
« » июня 2012 г.
Шифр 20092390
Проверил:
Проф. кафедры
Рябов И.М.
Волгоград, 2012
1. Государственная система научно-технической информации.
Государственная система научной и технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих формирование и использование государственных информационных ресурсов в области науки и техники, объединяемых системой управления, единой нормативно-правовой базой, общей навигационной системой, технологическими принципами [1. ГСНТИ помогает преодолеть трудности, возникающие у специалистов – потребителей информации и, прежде всего, это:
· удаленность потребителя от источника информации,
· «языковый барьер»,
· необходимость отбора нужной информации в большом массиве сведений,
· временные задержки в получении появившейся информации,
· отсутствие времени для оценки и отбора информации, особенно из смежных отраслей, необходимость получения копий документов и др.
Специально выделенные организации и учреждения ГСНТИ разрабатывают, ведут и распространяют программные, лингвистические, технологические и других общесистемные средства ГСНТИ. Кроме того, в структуру ГСНТИ входят органы управления, функциональные блоки и обеспечивающие службы ГСНТИ.
Концепция создания распределенной информационно-аналитической системы ГСНТИ
Основные положения:
Реализация целей и задач Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в рамках пункта 41 "Формирование открытых баз данных научно-технической информации, развитие государственной системы научно-технической информации" предполагает выполнение комплекса нормативных, организационных и программно-технологических мероприятий, направленных на создание и развитие государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) России.
Средством реализации п.41 призвана стать распределенная информационная система (РИС) на базе пяти порталов, объединяющая ГСНТИ, осуществляющая мониторинг состояния электронных информационных ресурсов и навигацию в них.
Распределенная информационная система ГСНТИ должна представлять собой целостную технологическую и программную среду взаимодействия организаций по обмену электронными информационными ресурсами или информацией об этих ресурсах на основе единых принципов и открытых общепринятых стандартов.
Осуществление этого проекта позволит создать интегрированную информационную систему, объединяющую федеральные, отраслевые и региональные информационных ресурсы и обеспечивающую в рамках единых стандартов сбор, накопление, обработку, поиск и представление информации в интересах государственных органов власти, субъектов экономики, науки и образования, общества в целом. Для ГСНТИ это будет означать новый этап формирования информационного пространства научно-технической и производственной сфер в условиях измененной структуры экономики и общества. На сегодняшний день организационная структура ГСНТИ соответствует Постановлению Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 950 "Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации", в котором была поставлена задача "формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграции в мировое пространство и содействие созданию рынка информационной продукции и услуг", определен состав федеральных органов НТИ и их функции.
Однако, за прошедшие 5 лет в государстве и в самой ГСНТИ произошли существенные изменения, особенно, в её отраслевой составляющей. При отсутствии централизованной поддержки исчезли совсем или изменили характер своей практической деятельности десятки отраслевых информационных институтов и сотни центров научно-технической информации на предприятиях. Возникла проблема получения достоверной информации непосредственно от предприятий, отражающей их состояние, возможности и результаты деятельности. Появление множества частных информационных фирм и агентств, развитие Интернета пока не обеспечивают потребностей как самих участников производства, так и государственных органов управления. Различия в принципах, структуре, составе описания и представления информации, используемой терминологии и поисковых систем приводит к несопоставимости данных, предоставляемых различными производителями информации. Нет единой телекоммуникационной и информационной среды, ориентированной на единые стандарты передачи и обработки информации.
В то же время в мировой экономике быстрыми темпами идет развитие - в рамках транснациональных корпораций высокотехнологических отраслей, основанных на знаниях о современных достижениях науки и техники, о прогрессивных технологиях и системах организации производства, о ситуации на рынках и т.д. Основу этого развития составляют информационно-коммуникационные технологии и стандарты.
Ведущая тенденция в области мировой информатизации связана с формированием информационного общества, причем как в мировом, так и в региональных масштабах. США развернули программу создания Национальной Информационной Инфраструктуры, а также выступают инициатором создания Глобальной Информационной Инфраструктуры. В странах ЕС разработана и утверждена структура общеевропейского информационного пространства и соответствующая информационная инфраструктура, а также национальные программы. В Азиатско-Тихоокеанском регионе инициирован проект создания азиатско-тихоокеанской информационной инфраструктуры, призванной сблизить национальные инфраструктуры в странах этого региона.
Общие принципы
и цели построения глобального информационного
общества определены Окинавской хартией,
подписанной главами правительств в июле
2000 г. В ней, в частности, отмечается, что
"суть стимулируемой информационно-
В этих условиях Россия нуждается в разработке собственной стратегии построения национального информационного пространства и его интеграции в мировое пространство. Собственно в этом и состоят цели и задачи ФЦП "Электронная Россия". В общем объеме информационных ресурсов страны ГСНТИ занимает особое место. Десять лет назад эта структура располагала основными (более 90%) государственными ресурсами научно-технической информации и соответственно всей инфраструктурой и соответствующими технологиями, обеспечивающими сбор, хранение, обработку и предоставление информации в интересах науки, образования, отраслей и предприятий производства, государственных органов управления. В связи с распадом ГСНТИ СССР возникла необходимость воссоздания такой системы в новой России. Формально это было сделано в июле 1997 г., когда было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 950, утвердившее "Положение о государственной системе научно-технической информации". За годы перестройки эта система не утратила своего потенциального значения и в меру выделяемых средств сохранила и даже нарастила (в части научной информации) свои ресурсы и освоила новые технологии работы с информацией.
Предлагаемый проект Концепции ориентирован на создание распределенной информационной системы в существующей ГСНТИ и не содержит конкретных предложений по другим аспектам, касающихся развития ГСНТИ. Но совершенно очевидно, что в новых экономических условиях и тенденциях развития общества ГСНТИ нуждается в коренной реорганизации как ее структуры, так и основных целей и задач.
Во-первых, необходима интеграция ресурсов не только внутри ГСНТИ, но и с другими системами НТИ и формирование национальной системы НТИ как составной части национального информационного пространства, позволяющей интегрировать существующие и вновь создаваемые российские и зарубежные ресурсы НТИ. Также представляется необходимым определить номенклатуру научно-информационной продукции на государственном уровне, выработать общегосударственные стандарты ее качества и определить объемы ресурсов НТИ, финансируемых государством. Другими словами, необходимо сформировать государственный заказ на подготовку, ведение и поддержание ресурсов НТИ.
Во-вторых, в эпоху глобализации экономики основным приоритетом этой системы должно стать информационное обеспечение инновационного характера развития отраслей национальной экономики и повышения конкурентоспособности производимых ими продукции и услуг.
И в третьих, необходима новая система государственного управления интегрированными информационными ресурсами и их бюджетного финансирования.
К наиболее важным управленческим проблемам, которые должны быть решены в рамках этой системы, относятся вопросы собственности на информационные ресурсы и её защиты. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет только собственника на информационные ресурсы как элемента имущества, но не решает проблем защиты собственности на информацию, в том числе и на государственную, от хищения, несанкциониорованного использования, от передачи государственных информационных ресурсов в собственность коммерческих организаций. Кроме того, не решены вопросы защиты интеллектуальной собственности и, в первую очередь, в открытых информационных системах.
Не менее актуальной проблемой для существования и эффективного функционирования национальной системы НТИ является проблема финансирования работ по формированию государственных информационных ресурсов и их поддержки, а также укрепление материально-технической базы федеральных органов НТИ. В настоящее время объемы финансирования организаций ГСНТИ прямо не зависят от объемов и качества создаваемых и поддерживаемых ими научно-информационных ресурсов. Финансирование осуществляется, исходя из возможностей прямых получателей бюджета (Минпромнауки России, РАН, Минсвязи России, Минкультуры России и др.).
Учитывая широкий и постоянно возрастающий контингент потребителей государственных информационных ресурсов из числа предприятий негосударственного сектора экономики, целесообразно, наряду с бюджетной составляющей, разработать механизм формирования дополнительного федерального фонда, аккумулирующего отчисления предприятий и организаций в целях создания (национальных) информационных ресурсов и системы их доведения до потребителей в интересах предприятий и отраслей экономики.
В современной экономике информация и информационные услуги образуют самостоятельный и быстровозрастающий сектор рынка, экономические выгоды от которого получают в основном негосударственные информационные структуры. Возможности государственных органов НТИ в части зарабатывания средств на этом рынке ограничены не только экономическими условиями их существования, но и несовершенством действующего законодательства, не предусматривающего механизмов экономического использования государственных информационных ресурсов и ответственности за их несанкцонированное использование. В условиях распространенной практики бесконтрольного тиражирования чужих баз данных и массивов информации одним из возможных решений могло бы стать введение лицензирования использования государственных, а возможно и не только государственных, информационных ресурсов. Необходимо определить и нормативно закрепить список организаций, имеющих право продажи лицензий, условия продажи и механизм возврата части средств производителям информационных ресурсов.
Задача настоящего проекта состоит в том, чтобы предложить такие принципы организации и функционирования, а также базовые технологии решения такие, которые в рамках действующей организационной структуры ГСНТИ, заложат основы и обеспечат в перспективе создание единого информационного пространства НТИ так, чтобы уже имеющиеся, а также формируемые, информационные ресурсы ГСНТИ, стали в ближайшее время максимально доступны, научной общественности, специалистам российской экономики, использоваться в образовательном процессе при формировании кадров.
Основным принципом организации распределенной системы ГСНТИ предлагается двухуровневая схема, где верхний уровень составляет собственно распределенная система ГСНТИ, интегрирующая в себе метаданные, поддерживающая распределенный поиск и справочники, а также, обеспечивающая управление правами доступа и контроль интеллектуальной собственности, а нижний, базовый уровень, составляет система взаимосвязанных корпоративных порталов
Под этим понятием, следуя компании Merrill Lynch, первой воспользовавшейся термином "корпоративный информационный портал", будем понимать "программные приложения, позволяющие компаниям "расконсервировать" информацию, сохраняемую как внутри, так и вне их границ, и предоставить каждому пользователю единую точку доступа к предназначенной для него информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений". Портал представляет собой окно к структурированным, персонифицированным, корпоративным и другим данным, оперативный доступ к которым осуществляется посредством WEB-интерфейса. Под порталом ресурсов научно-технической информации следует понимать комплекс программно-технологического Web-сервиса, собственного контента и ссылок на другие ресурсы НТИ, который организован таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей.
Информация о работе Государственная система научно-технической информации