Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:38, доклад
Государственная система научной и технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих формирование и использование государственных информационных ресурсов в области науки и техники, объединяемых системой управления, единой нормативно-правовой базой, общей навигационной системой, технологическими принципами [1. ГСНТИ помогает преодолеть трудности, возникающие у специалистов – потребителей информации и, прежде всего, это:
Указанная инфраструктура является объектом государственной поддержки в части: комплектования централизованных фондов соответствующих научно-технических библиотек, институтов и центров НТИ отечественной и зарубежной научно-технической литературой и документацией; библиографического и реферативного описания и каталогизации НТЛ; разработки и внедрения государственных стандартов и классификационных систем в области НТИ.
Основным механизмом государственной поддержки этой деятельности является бюджетное финансирование соответствующих организаций, объем которого на сегодняшний день не соответствует поставленным задачам.
Требования к распределенной информационной системе ГСНТИ:
Общесистемные требования
Ключевыми требованиями к создаваемой системе являются:
открытость - совместимость со всеми современными стандартами и протоколами, поддержка Internet/Intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия как собственными технологиями участников создаваемой системы, так и с программным обеспечением независимых поставщиков и наработками пользователей;
интегрируемость информационной среды,
в которой соответствующая
универсальность - среда должна охватывать удаленные и распределенные, независимо сопровождаемые источники и сервисы различных форматов и форм, должна обеспечить операции поиска информационных ресурсов и локализации их местоположения, запроса ресурсов и их доставки;
прозрачность - среда должна быть прозрачной для пользователя, поддерживать возможности как публичного доступа, так и персонификации интерфейса, должны поддерживаться пользовательские профили (фиксирующие индивидуальные конфигурации пользовательского интерфейса), информация о правах доступа пользователей, о правах использования ресурсов;
надежность - обеспечение устойчивости доступа, балансировки нагрузки, а также безопасности данных и контроля доступа к ним с целью выполнения требований авторского права, условий предоставления данных, проверки оплаты использованных материалов, ответственности за содержание материалов, распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности и др.
динамичность - обеспечение оперативной информацией - информацией реального времени на основе динамического обновления содержания;
масштабируемость, как ключевое требование с точки зрения экономии вложений - поддерживать рост в количестве порталов, ресурсов, сервисов, объеме данных, трафика и т.д.;
переносимость - способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных;
адаптируемость - возможность настройки на разрабатываемую систему для любой организации;
Общие технические требования
Разрабатываемая система должна удовлетворять требованиям:
обеспечить построение единого информационного пространства при взаимодействии различных ведомств и их подведомственных организаций, поддерживающих корпоративные порталы на основе разработки и внедрения технологий информационно-управляющего ядра ГСНТИ;
обеспечить построение единого информационного пространства при взаимодействии с создаваемыми порталами в РАН и Минобразования России, РФФИ и др.;
использовать опыт зарубежного построения распределенных информационных систем.
Требования к аппаратно-
Аппаратно-программные средства системы должны создаваться на передовых мировых технологиях в сфере телекоммуникаций и автоматизации управления и удовлетворять следующим основным требованиям:
поддерживать доступ к ресурсам системы - как по локально, так и через Internet;
использовать единый открытый стандарт представления метаинформации;
использовать единую систему классификации и кодирования;
иметь встроенные средства оперативной
аналитической обработки
функционировать в гетерогенных средах и на различных аппаратных платформах;
обеспечить взаимодействие и совместимость
с различными программными продуктами,
уже используемыми
обеспечить высокую надежность и устойчивость к сбоям;
поддерживать возможность
Требования к представлению метаданных
Организация информационного пространства как совокупности информационных ресурсов требует однозначной их идентификации и обеспечения эффективной навигации. В качестве инструмента такой идентификации для информационных ресурсов должны применяться открытые стандарты. На сегодняшний день наиболее перспективным стандартом представляется Dublin Core (DC), ибо приложим практически ко всем видам электронных документов и доступен для интерпретации как машине, так и человеку, и, кроме того, интернационален.
На первом этапе представления информационных ресурсов (2003 год) целесообразно ограничиться их описанием в DC "по-крупному" (базы данных, Каталог поступлений т.п.). На следующих этапах возможно более детализированное описание, вплоть до описания каждого документа.
Информацию о ресурсах, предоставляемую участниками, целесообразно представлять в виде набора полей Dublin Core (DC) и системы расширений к нему (классификаторов и схем).
В этой среде не столь жестко, как в каталоге, регламентирована структура и состав данных, нет связей между элементами данных и возможна предварительная идентификации ресурса в виде определенного набора данных. Легкость создания, простота индексирования, возможность использования дополнительных схем для более углубленного поиска, интероперабельность - это аргументы в пользу использования Dublin Core. Обмен метаданными сводится к пересылке RDF/XML-файлов, т.е. может быть полностью автоматизирован
Для того чтобы сохранить совместимость с простейшим описанием из 15 элементов Dublin Core и, в то же время, увеличить детализацию и сложность описания документов в различных организациях, необходимо использовать дополнительные классификаторы и справочники для базовых элементов.
Универсальные и отраслевые справочники
и классификаторы позволяют провести
адаптацию системы к
В то же время, использование справочников существенно облегчает работу пользователей с системами, обеспечивая постановку заранее введенных значений и увеличивая вероятность нахождения данного ресурса потребителем.
Представляется, что Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ), в первую очередь, и УДК являются наиболее приемлемыми универсальными классификационными инструментами для структуризации информационных данных в автоматизированных системах.
Особенностями ГРНТИ как классификационной системы являются: универсальный охват научного и технического знания, сравнительно неглубокая иерархия (3 уровня), центимальный принцип деления классов (позволяющий иметь в сети классов резервные места для развития системы) , согласованность структуры классов со структурой управления экономикой, опыт использования его в течение многих лет организациями ГСНТИ.
Логически и исторически целесообразно дальнейшее использование ГРНТИ в ГСНТИ с целью:
определения тематического охвата информационных служб, систем, баз и банков данных;
формирования и
тематического индексирования и поиска документов в электронных архивах;
адресации запросов в информационных сетях;
объединения системы локальных
классификаций научной и
обеспечения совместимости различных информационных классификаций через систему сопоставительных таблиц.
Архитектура
Таким образом, основу предлагаемой архитектуры ГСНТИ составляют два уровня: базовый уровень - порталы организаций и ведомств, входящих в систему ГСНТИ, и собственно распределенная информационная система ГСНТИ.
Портал организации - участника является относительно независимым в том смысле, что он может:
представлять собственные
иметь собственную ситему поиска и навигации;
иметь собственную схему коммерческих
взаимоотношений с
иметь собственный дизайн.
С другой стороны, на основании условий вхождения в систему ГСНТИ организация поставляет в централизованную систему ГСНТИ метаинформацию (двух сортов: интегрированные метаданные организации, в которых в интегрированном виде передается информация о ресурсах организации, и/или метаданные о первичных источниках, в которых дается описание каждого документа коллекции) и информацию о правах доступа, основанную на правах интеллектуальной собственности.
Централизованная система ГСНТИ обеспечивает:
сбор метаинформации от организаций участников;
построение поисковых индексов на основе этой метаинформации;
Обеспечение поиска информации на основе представленной метаинформации;
Обеспечение прав интеллектуальной собственности на основе представленной метаинформации.
Централизованная система
С другой стороны, программное обеспечение собственно системы ГСНТИ гарантирует доступность любой информации, хранящейся на любом из серверов, через любой другой сервер, чем и обеспечивается распределенный характер системы ГСНТИ.
Интеграция с другими проектами.
Реализация указанных задач в рамках рассматриваемого проекта возможна лишь во взаимодействии с другими проектами самой ФЦП "Электронная Россия" и в первую очередь с проектами, выполняемыми по заказу Минпромнауки России, такими как:
разработка и внедрение
реализация проекта "Российский портал развития" (п.11, Минэкономразвития);
проведение инвентаризации и анализа существующих в России государственных информационных систем и информационных ресурсов (п.13, Минэкономразвития);
разработка предложений по координации вопросов развития ИКТ (п.20, Минэкономразвития);
внедрение ИКТ в организациях государственного сектора экономики, а также в организациях, которые являются их хозяйственными контрагентами (п.28, Минпромнауки);
реализация опытных проектов по
внедрению унифицированных
разработка и реализация опытных
проектов по созданию отраслевых и
территориальных баз данных по результатам
научно-технической
разработка и создание единой базы данных о товарах и услугах (п.52, Минпромнауки);
разработка и создание системы
информационно-маркетинговых
разработка и создание системы информационной поддержки жизненного цикла товарной продукции гражданского назначения, технологий и услуг (п.57, Минпромнауки).
"Создание в сети Интернет
специализированной
Кроме того, необходимо согласование
направлений исследований
интегрированных систем хранения и обработки информации для обеспечения научных исследований,
программно-технологического комплекса обеспечения формирования и использования ресурсов научно-технической информации,
сводного каталога информационных ресурсов ГСНТИ,
навигационных систем по этим ресурсам,
нормативно-правовой базы функционирования ГСНТИ и т.п.
К сожалению, при запуске
программы "Электронная Россия"
не был решен вопрос об
Информация о работе Государственная система научно-технической информации