Государственная система научно-технической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:38, доклад

Описание работы

Государственная система научной и технической информации (ГСНТИ) представляет собой совокупность организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих формирование и использование государственных информационных ресурсов в области науки и техники, объединяемых системой управления, единой нормативно-правовой базой, общей навигационной системой, технологическими принципами [1. ГСНТИ помогает преодолеть трудности, возникающие у специалистов – потребителей информации и, прежде всего, это:

Файлы: 1 файл

основы науч исследов.docx

— 339.93 Кб (Скачать файл)

               Указанная инфраструктура является объектом государственной поддержки в части: комплектования централизованных фондов соответствующих научно-технических библиотек, институтов и центров НТИ отечественной и зарубежной научно-технической литературой и документацией; библиографического и реферативного описания и каталогизации НТЛ; разработки и внедрения государственных стандартов и классификационных систем в области НТИ.

           Основным механизмом государственной поддержки этой деятельности является бюджетное финансирование соответствующих организаций, объем которого на сегодняшний день не соответствует поставленным задачам.

 

Требования к распределенной информационной системе ГСНТИ:

Общесистемные требования

 

             Ключевыми требованиями к создаваемой системе являются:

открытость - совместимость со всеми  современными стандартами и протоколами, поддержка Internet/Intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия как собственными технологиями участников создаваемой системы, так и с программным обеспечением независимых поставщиков и наработками пользователей;

интегрируемость информационной среды, в которой соответствующая совокупность гетерогенных ресурсов и сервисов представляется пользователю непротиворечивым и интегрированным  образом через единый интерфейс  посредством однородного перекрестного  метапоиска среди релевантных серверов, обеспечиваемого механизмом перенаправления запросов к соответствующим серверам ;

универсальность - среда должна охватывать удаленные и распределенные, независимо сопровождаемые источники и сервисы  различных форматов и форм, должна обеспечить операции поиска информационных ресурсов и локализации их местоположения, запроса ресурсов и их доставки;

прозрачность - среда должна быть прозрачной для пользователя, поддерживать возможности как публичного доступа, так и персонификации интерфейса, должны поддерживаться пользовательские профили (фиксирующие индивидуальные конфигурации пользовательского интерфейса), информация о правах доступа пользователей, о правах использования ресурсов;

надежность - обеспечение устойчивости доступа, балансировки нагрузки, а также  безопасности данных и контроля доступа  к ним с целью выполнения требований авторского права, условий предоставления данных, проверки оплаты использованных материалов, ответственности за содержание материалов, распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности и др.

динамичность - обеспечение оперативной  информацией - информацией реального  времени на основе динамического  обновления содержания;

масштабируемость, как ключевое требование с точки зрения экономии вложений - поддерживать рост в количестве порталов, ресурсов, сервисов, объеме данных, трафика и т.д.;

переносимость - способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз  данных;

адаптируемость - возможность настройки на разрабатываемую систему для любой организации;

Общие технические требования

 

       Разрабатываемая система должна удовлетворять требованиям:

обеспечить построение единого  информационного пространства при  взаимодействии различных ведомств и их подведомственных организаций, поддерживающих корпоративные порталы  на основе разработки и внедрения  технологий информационно-управляющего ядра ГСНТИ;

обеспечить построение единого  информационного пространства при  взаимодействии с создаваемыми порталами  в РАН и Минобразования России, РФФИ и др.;

использовать опыт зарубежного  построения распределенных информационных систем.

Требования к аппаратно-программным  средствам

 

     Аппаратно-программные средства системы должны создаваться на передовых мировых технологиях в сфере телекоммуникаций и автоматизации управления и удовлетворять следующим основным требованиям:

поддерживать доступ к ресурсам системы - как по локально, так и через Internet;

использовать единый открытый стандарт представления метаинформации;

использовать единую систему классификации  и кодирования;

иметь встроенные средства оперативной  аналитической обработки данных;

функционировать в гетерогенных средах и на различных аппаратных платформах;

обеспечить взаимодействие и совместимость  с различными программными продуктами, уже используемыми производителями  ресурсов и пользователями;

обеспечить высокую надежность и устойчивость к сбоям;

поддерживать возможность модернизации в процессе эксплуатации.

Требования к представлению  метаданных

 

        Организация информационного пространства как совокупности информационных ресурсов требует однозначной их идентификации и обеспечения эффективной навигации. В качестве инструмента такой идентификации для информационных ресурсов должны применяться открытые стандарты. На сегодняшний день наиболее перспективным стандартом представляется Dublin Core (DC), ибо приложим практически ко всем видам электронных документов и доступен для интерпретации как машине, так и человеку, и, кроме того, интернационален.

           На первом этапе представления информационных ресурсов (2003 год) целесообразно ограничиться их описанием в DC "по-крупному" (базы данных, Каталог поступлений т.п.). На следующих этапах возможно более детализированное описание, вплоть до описания каждого документа.

           Информацию о ресурсах, предоставляемую участниками, целесообразно представлять в виде набора полей Dublin Core (DC) и системы расширений к нему (классификаторов и схем).

                   В этой среде не столь жестко, как в каталоге, регламентирована структура и состав данных, нет связей между элементами данных и возможна предварительная идентификации ресурса в виде определенного набора данных. Легкость создания, простота индексирования, возможность использования дополнительных схем для более углубленного поиска, интероперабельность - это аргументы в пользу использования Dublin Core. Обмен метаданными сводится к пересылке RDF/XML-файлов, т.е. может быть полностью автоматизирован

Для того чтобы сохранить совместимость  с простейшим описанием из 15 элементов  Dublin Core и, в то же время, увеличить детализацию и сложность описания документов в различных организациях, необходимо использовать дополнительные классификаторы и справочники для базовых элементов.

Универсальные и отраслевые справочники  и классификаторы позволяют провести адаптацию системы к особенностям работы конкретной организации, выполнить  ее "тонкую" настройку, не нарушая  традиций и технологий обработки  информации и формирования информационных ресурсов, принятых в этих организациях.

          В то же время, использование справочников существенно облегчает работу пользователей с системами, обеспечивая постановку заранее введенных значений и увеличивая вероятность нахождения данного ресурса потребителем.

             Представляется, что Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ), в первую очередь, и УДК являются наиболее приемлемыми универсальными классификационными инструментами для структуризации информационных данных в автоматизированных системах.

            Особенностями ГРНТИ как классификационной системы являются: универсальный охват научного и технического знания, сравнительно неглубокая иерархия (3 уровня), центимальный принцип деления классов (позволяющий иметь в сети классов резервные места для развития системы) , согласованность структуры классов со структурой управления экономикой, опыт использования его в течение многих лет организациями ГСНТИ.

             Логически и исторически целесообразно дальнейшее использование ГРНТИ в ГСНТИ с целью:

определения тематического охвата информационных служб, систем, баз и  банков данных;

формирования и структурирования информационных массивов ;

тематического индексирования и поиска документов в электронных архивах;

адресации запросов в информационных сетях;

объединения системы локальных  классификаций научной и технической  информации в единую и понятную иерархию;

обеспечения совместимости различных  информационных классификаций через  систему сопоставительных таблиц.

Архитектура

         Таким образом, основу предлагаемой архитектуры ГСНТИ составляют два уровня: базовый уровень - порталы организаций и ведомств, входящих в систему ГСНТИ, и собственно распределенная информационная система ГСНТИ.

           Портал организации - участника является относительно независимым в том смысле, что он может:

представлять собственные ресурсы;

иметь собственную ситему поиска и навигации;

иметь собственную схему коммерческих взаимоотношений с пользователем;

иметь собственный дизайн.

 С другой стороны, на основании условий вхождения в систему ГСНТИ организация поставляет в централизованную систему ГСНТИ метаинформацию (двух сортов: интегрированные метаданные организации, в которых в интегрированном виде передается информация о ресурсах организации, и/или метаданные о первичных источниках, в которых дается описание каждого документа коллекции) и информацию о правах доступа, основанную на правах интеллектуальной собственности.

 

     Централизованная система ГСНТИ обеспечивает:

сбор метаинформации от организаций  участников;

построение поисковых индексов на основе этой метаинформации;

Обеспечение поиска информации на основе представленной метаинформации;

Обеспечение прав интеллектуальной собственности  на основе представленной метаинформации.

 Централизованная система ГСНТИ  представляет набор серверов, поддерживаемых  различными организациями, входящими  в собственно структуру ГСНТИ.  В общем случае, это могут быть  и организации, предоставляющие  порталы в систему ГСНТИ. Каждый  из этих серверов имеет свою  зону ответственности либо территориальную,  либо отраслевую, либо административную. Это означает, что этот сервер (и, соответственно, организация его поддерживающая, ответственны за сбор метаданных и обеспечение доступа к данным организаций-участников, входящих в зону его ответственности).

             С другой стороны, программное обеспечение собственно системы ГСНТИ гарантирует доступность любой информации, хранящейся на любом из серверов, через любой другой сервер, чем и обеспечивается распределенный характер системы ГСНТИ.

 

Интеграция с другими  проектами.

 

           Реализация указанных задач в рамках рассматриваемого проекта возможна лишь во взаимодействии с другими проектами самой ФЦП "Электронная Россия" и в первую очередь с проектами, выполняемыми по заказу Минпромнауки России, такими как:

разработка и внедрение стандартов в сфере ИТК (п.3, Минэкономразвития);

реализация проекта "Российский портал развития" (п.11, Минэкономразвития);

проведение инвентаризации и анализа  существующих в России государственных  информационных систем и информационных ресурсов (п.13, Минэкономразвития);

разработка предложений по координации  вопросов развития ИКТ (п.20, Минэкономразвития);

внедрение ИКТ в организациях государственного сектора экономики, а также в  организациях, которые являются их хозяйственными контрагентами (п.28, Минпромнауки);

реализация опытных проектов по внедрению унифицированных корпоративных  информационных систем в процессе интеграции предприятий и других организаций  оборонно-промышленного комплекса (п.29, Минпромнауки);

разработка и реализация опытных  проектов по созданию отраслевых и  территориальных баз данных по результатам  научно-технической деятельности как  составных частей федерального банка  данных по ведущимся и законченным НИОКР, объектам интеллектуальной собственности в сфере науки и техники (п.31, Минпромнауки);

разработка и создание единой базы данных о товарах и услугах (п.52, Минпромнауки);

разработка и создание системы  информационно-маркетинговых центров (п.53, Минсвязи);

разработка и создание системы  информационной поддержки жизненного цикла товарной продукции гражданского назначения, технологий и услуг (п.57, Минпромнауки).

"Создание в сети Интернет  специализированной информационной  системы "Правительственный портал".

 Кроме того, необходимо согласование  направлений исследований данного  проекта и проектов раздела  "Информационные технологии" ФЦНТП  "Исследования и разработки  по приоритетным направлениям  науки и техники на 2002-2006 годы". Это проекты, целью которых  является создание:

интегрированных систем хранения и  обработки информации для обеспечения  научных исследований,

программно-технологического комплекса  обеспечения формирования и использования  ресурсов научно-технической информации,

сводного каталога информационных ресурсов ГСНТИ,

навигационных систем по этим ресурсам,

нормативно-правовой базы функционирования ГСНТИ и т.п.

 К сожалению, при запуске  программы "Электронная Россия" не был решен вопрос об управлении  этой программой в целом и  согласовании её блоков с другими  федеральными программами. В этих условиях Минпромнауки России, как ведомство, выступающее в качестве государственного заказчика части этой Программы и обладающее наибольшим опытом по формированию и реализации программ, связанных с информационными технологиями, могло бы взять на себя функции координатора работ, связанных, по крайней мере, с развитием системы научно-технической информации и информационного обеспечения отраслей российской экономики. Для этого необходимо создать при Минпромнауки России Координационный технический совет по информационным проектам, выполняемым по заказам Министерства в рамках ФЦП "Электронная Россия" и других федеральных программ, с целью координации работ, концентрации усилий на необходимых направлениях и устранения дублирования. В состав Совета должны войти заинтересованные руководители структурных подразделений Министерства, представители головных организаций-исполнителей проектов, разработчики порталов, а также руководители экспертных советов по блоку "Информационные технологии" ФЦНТП.

Информация о работе Государственная система научно-технической информации