Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:46, курсовая работа
Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами. Сбалансированность бюджета, составленного путем достижения равенства доходов и расходов, обеспечивается автоматически. Сбалансированность бюджета, составленного с превышением расходов над доходами (т.е. с дефицитом), достигается путем изыскания источников финансирования дефицита.
1. Сбалансированность бюджета и методы ее достижения
2. Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований
3. Государственный и муниципальный долг, его классификация
4. Управление государственным и муниципальным долгом
Таким образом,
управление государственным и
Различают стратегическое и оперативное управление государственным и муниципальным долгом. Перспективные вопросы управления долгом находятся в компетенции Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнительные органы власти готовят проекты законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми отношениями. Федеральное Собрание РФ, законодательные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления их принимают, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.
В частности, ежегодно
в законе о федеральном бюджете
устанавливаются предельные объемы
государственного внутреннего и
внешнего долга; источники внутреннего
финансирования бюджетного дефицита,
включая поступления от эмиссии
государственных ценных бумаг; предельный
размер внешних заимствований; расходы
на обслуживание государственного внутреннего
и внешнего долга; верхние пределы
государственных внутренних и внешних
гарантий. По представлению Правительства
РФ Государственная Дума РФ утверждает
программу государственных
Оперативное управление
государственным и
Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом они исходят из норм федерального законодательства.
В управлении государственным и муниципальным долгом можно выделить пять этапов управления, на каждом из которых решаются специфические задачи.
На первом этапе идет процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формируются программы внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе раздельно по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.
На втором этапе
формируется программа эмиссии
государственных и
На третьем
этапе проводится размещение облигаций
и регулирование котировок по
государственным и
Четвертый этап
связан с проведением мероприятий,
необходимость которых
Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.
Таким образом,
под управлением
Остро стоит
вопрос об эффективности управления
государственным и
Нет и, видимо, не может быть единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным и муниципальным долгом, поскольку, осуществляя эту деятельность, органы власти оказывает прямое воздействие на самые разнообразные области общественной жизни. Не существует, например, методик оценки влияния долга на бюджет и денежное обращение страны, инвестиционный процесс, степень доверия населения к финансовой деятельности государства и т.п.
Однако отдельные
стороны результативности управления
долгом можно измерить. В частности,
о масштабах мобилизации
Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение государственного долга к объему ВВП, выраженное в процентах. Этот же показатель при необходимости более углубленного анализа рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга.
Важным для характеристики долговой нагрузки является также отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объему ВВП, к доходам или расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. Эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное в процентах. Критическим уровнем обслуживания внешнего долга принято считать достижение коэффициента 25%.
Методы управления
государственным и
Характерным моментом
для административного подхода
к управлению долгом является одностороннее
принятие эмитентом управленческого
решения (без получения
Краткосрочность
российских долгов и высокая стоимость
заимствований в последние годы
вынуждали государство
В отличие от
реструктуризации долга, осуществляемой
органами власти на рыночной и добровольной
основе, в период административно-командной
системы управления экономикой увеличение
сроков и удешевление государственного
долга достигалось путем
В сфере внешних
заимствований реструктуризация долга
также проводится на договорной основе.
Здесь под реструктуризацией
понимается изменение графика погашения
основного долга и уплаты процентов
по нему. Реструктуризация внешнего и
внутреннего долга может быть
проведена с частичным
В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.
Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).
Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.
Кроме указанных методов управления государственным и муниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга.
Страны с рыночной
экономикой в обычных условиях не
используют названные методы управления
задолженностью, поскольку их применение
ведет к нанесению
Трудности многих
стран с погашением внешнего долга
породили новые методы покрытия обязательств
перед странами-кредиторами. Среди
них — погашение долга
Информация о работе Государственные и муниципальные заимствования