Государственный бюджет. Его формирование и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание работы

Введение
1. Значение государственного бюджета
2. Принципы формирования государственного бюджета
3. Статьи доходов и расходов бюджета
4. Исполнение бюджета Российской Федерации
4.1. Исполнение бюджета Российской Федерации
4.2. Анализ использования Государственного бюджета России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.docx

— 752.79 Кб (Скачать файл)

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных  расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  лицам или другому бюджету  на возвратной и возмездной основе.

Бюджетные расходы делятся ещё по ведомственному признаку на федеральные, региональные и местные в соответствии с  уровнем финансированной бюджетной  системы.

В свою очередь  бюджетные учреждения расходуют  бюджетные средства исключительно  на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование  бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. (БК РФ ст.70)

Действующее бюджетное законодательство устанавливает, что в расходной части бюджетов отражаются не только расходные операции, но также и приходные. Бюджетные  кредиты, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения отражаются в составе расходов бюджетов, но только со знаком «минус».

 

 

4. Исполнение бюджета Российской Федерации

 

4.1. Исполнение бюджета Российской Федерации

Исполнение бюджета – завершающая  стадия бюджетного процесса, на которой  осуществляется формирование и использование  бюджетного фонда.

Основной задачей исполнения бюджета  является обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и неналоговых доходов, осуществление  заимствований, а также своевременное  и в соответствии с целевым  назначением финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных  назначений и в течение того финансового  года, на который утвержден бюджет.

Можно выделить две стороны исполнения бюджета:

– исполнения бюджета по доходам. Его задачей является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

– исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Исполнение бюджетов по доходам  предусматривает выполнение следующих  операций:

– перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

– учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчётности о доходах бюджета;

– распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;

– возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет.

Особенностью исполнения бюджета  по расходам является то, что эта  часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований.

Главный документ для исполнения бюджета  – сводная бюджетная роспись. Организация исполнения, само исполнение бюджетов и управление бюджетными средствами возложено на органы исполнительной власти.

В России действует казначейская система  исполнения бюджета в соответствии со ст. 215 БК РФ, когда организация  исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами возложены на органы исполнительной власти, которые являются кассирами  всех распорядителей и получателей  бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств  от имени и по поручению бюджетных  учреждений. Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета проводится Минфином России, его структурными подразделениями и подведомственными органами. В исполнении доходной части федерального бюджета также принимают участие Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство имущественных отношений РФ и другие органы. Сводная роспись федерального бюджета передается на исполнение в Главное управление Федерального казначейства Минфина РФ.

Переход к Казначейской системе  исполнения бюджета был вызван реформированием  бюджетной и банковской систем, необходимостью усиления контроля над своевременным  поступлением средств на бюджетные  счета и целевым расходованием  бюджетных средств. При казначейском исполнении бюджета учет поступлений  по бюджетной классификации доходов, распределение доходов между  бюджетами разных уровней, регулирование  объемов и сроков принятия бюджетных  обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления  расходов в рамках выделенных лимитов  бюджетных обязательств, платежи  от имени получателей бюджетных  средств производят казначейские органы.

Исполнение федерального бюджета  осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов  и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают. Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.

Федеральное казначейство выполняет  текущий контроль над целевым  расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их пополнение осуществляется через  органы федерального казначейства). В  результате списание средств с бюджетного счета на основе платежных документов, представляется распорядителями бюджетных средств и их получателями, осуществляется кредитными учреждениями только после разрешительной надписи казначейских органов, проверивших соответствие этих расходов утвержденной смете доходов и расходов, лимиту бюджетных обязательств. Последующий контроль над целевым использованием бюджетных средств выполняют территориальные органы департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России.

Казначейские органы контролируют также своевременность зачисления кредитными учреждениями налоговых  и других поступлений на бюджетные  счета, своевременное перечисление средств на счета бюджетополучателей (если последним не открыты лицевые  счета).

 

4.2. Анализ использования Государственного бюджета России.

Исполнение федерального бюджета  в 2011 году происходило в условиях продолжающегося восстановления темпов экономического роста, позитивной динамики цен на основные товары российского  экспорта (энергоресурсы), снижения общего уровня безработицы, низких темпов роста  потребительских цен. Вместе с тем  в 2011 году сохранялся значительный отток капитала из страны, укрепление курса рубля по отношению к доллару США сменилось во второй половине года его ослаблением, что было связано с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, обострилась угроза рецессии мировой экономики.

Значительный рост в 2011 году по сравнению  с 2010 годом наблюдался в производстве продукции сельского хозяйства  – на 22,1 % (в 2010 году – снижение на 11,3 % из-за значительных потерь урожая вследствие аномальных погодных условий). Более высокой оказалась динамика оборота розничной торговли –  на 7% (на 6,4 %), платных услуг населению  – на 3 % (на 1,5 %). Инвестиции в основной капитал в 2011 году по сравнению с  предшествующим годом увеличились  на 8,3 % (в 2010 году – на 6 %), объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», – на 5,1 % (на 3,5 %).

Однако в ряде сфер экономической  деятельности динамика восстановительного роста замедлилась по сравнению  с 2010 годом: индекс выпуска товаров  и услуг по базовым видам экономической  деятельности составил 105,5 % (в 2010 году – 105,8 %), промышленного производства – 104,7% (108,2 %), темп роста грузооборота транспорта – 103,5% (106,9 %).

В целом за 2011 год, по данным Росстата, номинальный объем ВВП в текущих рыночных ценах составил 54585,6 млрд. рублей, темп роста ВВП в 2011 году по сравнению с 2010 годом – 104,3 % (в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 104,3 %), индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2010 года – 115,8 % (111,6 %).

Уровень инфляции в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года составил 6,1 % (в декабре 2010 года по сравнению  с декабрем 2009 года – 8,8 %). Инфляция по итогам 2011 года оказалась самой  низкой за весь период ее наблюдения, в России начиная с 1992 года. При этом замедление инфляции было обусловлено относительно низким ростом цен на продовольственные товары после их существенного увеличения в 2010 году.

Сохранение тенденции экономического роста в целом позитивно отразилось на общей численности безработных, которая снизилась в 2011 году по сравнению  с 2010 годом на 10,9 % (с 5,6 млн. человек  в среднем за 2010 год до 5,0 млн. человек  в среднем за 2011 год).

Уровень безработицы в процентах  к экономически активному населению  составил в 2011 году 6,6 % по сравнению  с 7,5 % в 2010 году.

Развитие российской экономики  в 2011 году находилось под влиянием следующих  внешних и внутренних факторов:

повышение относительно 2010 года мировых  цен на основные товары российского  экспорта. В среднем за 2011 год  мировая цена на нефть марки «Юралс»  составила 109,34 доллара США за баррель, что выше уровня 2010 года на 39,8 % (78,2 доллара США за баррель) и на 15,8 % – уровня 2008 года (94,4 доллара США за баррель), когда был достигнут предыдущий максимальный уровень цен на нефть на мировом рынке. Средняя экспортная цена на природный газ в 2011 году находилась на уровне 338,9 доллара США за 1 тыс. куб.м и была на 26,2 % больше, чем в 2010 году (268,5 доллара США за 1 тыс. куб. м), но на 4,2 % меньше, чем в 2008 году (353,7 доллара США за 1 тыс. куб. м);

относительно высокий уровень  совокупного внешнего долга Российской Федерации, который составил на начало 2012 года 545,35 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с началом 2011 года на 56,2 млрд. долларов США. При этом международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года (498,65 млрд. долларов США) оказались на 46,7 млрд. долларов США меньше общего объема совокупного внешнего долга Российской Федерации;

существенный объем вывоза капитала из страны, наблюдающийся на протяжении последних четырех лет. Величина чистого вывоза капитала частным  сектором из России за 2008 – 2011 годы составила 304,7 млрд. долларов США (в 2008 году – 133,7 млрд. долларов США, в 2009 году – 56,1 млрд. долларов США, в 2010 году – 34,4 млрд. долларов США и в 2011 году – 80,5 млрд. долларов США). Чистый вывоз капитала из страны частным сектором увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годом в 2,3 раза. Наиболее существенный чистый отток капитала из страны наблюдался в IV квартале 2011 года (35 млрд. долларов США);

увеличение притока прямых иностранных  инвестиций в нефинансовый сектор экономики  России, объем которых в 2011 году по сравнению с предыдущим годом  вырос на 33,3 % (в 2010 году – падение на 13,2 %);

постепенное увеличение внутреннего  инвестиционного спроса, обусловленное  повышением инвестиционной активности предприятий и организаций в различных секторах экономики.

Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к  федеральному бюджету на 2011 год, фактически сложившихся в 2011 году, и показателей  за 2010 год в процентах к 2009 году представлен в следующей таблице.

 

Анализ основных макроэкономических показателей

Таблица 1

показатели

Принято в расчетах к  Федеральному закону от 13.12.2010 № 357 ФЗ

Отчетные данные за 2011 год

2011 год в % к 2010 году

2010 год в % к 2009 году

Принято в расчетах к  Федеральному закону от 13.12.2010 № 357 ФЗ

Отчетные данные

ВВП, млрд.руб.

50389,0

54585,6

104,2

104,3

104,3

Индекс-дефлятор ВВП (в %)

   

107,1

115,8

111,6

Индекс промышленного производства

   

103,9

104,7

108,2

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

 

3451,3

108,5

122,1

88,7

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

10485

10776,8

110,0

108,3

106,0

Оборот розничной торговли, млрд.руб.

18587

19075,0

105,0

107,0

106,4

Объем платных услуг населению, млрд.руб.

5399

5424,8

102,9

103,0

101,5

Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США 

666,7

845,8

107,7

130,3

131,1

уровень инфляции (в %)

   

6,5

6,1

8,8

Информация о работе Государственный бюджет. Его формирование и использование