Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:29, контрольная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.
Введение
1. Значение государственного бюджета
2. Принципы формирования государственного бюджета
3. Статьи доходов и расходов бюджета
4. Исполнение бюджета Российской Федерации
4.1. Исполнение бюджета Российской Федерации
4.2. Анализ использования Государственного бюджета России.
Заключение
Список используемой литературы
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетные
расходы делятся ещё по ведомственному
признаку на федеральные, региональные
и местные в соответствии с
уровнем финансированной
В свою очередь бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. (БК РФ ст.70)
Действующее бюджетное законодательство устанавливает, что в расходной части бюджетов отражаются не только расходные операции, но также и приходные. Бюджетные кредиты, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения отражаются в составе расходов бюджетов, но только со знаком «минус».
4. Исполнение бюджета Российской Федерации
4.1. Исполнение бюджета Российской Федерации
Исполнение бюджета –
Основной задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и неналоговых доходов, осуществление заимствований, а также своевременное и в соответствии с целевым назначением финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетных назначений и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Можно выделить две стороны исполнения бюджета:
– исполнения бюджета по доходам. Его задачей является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
– исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает выполнение следующих операций:
– перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
– учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией и составление отчётности о доходах бюджета;
– распределение регулирующих доходов между бюджетами различных уровней в порядке, предусмотренном законом о бюджете;
– возврат сумм налогов, излишне уплаченных в бюджет.
Особенностью исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры – санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджете и обеспечены поступлениями в бюджет доходов и заимствований.
Главный документ для исполнения бюджета – сводная бюджетная роспись. Организация исполнения, само исполнение бюджетов и управление бюджетными средствами возложено на органы исполнительной власти.
В России действует казначейская система
исполнения бюджета в соответствии
со ст. 215 БК РФ, когда организация
исполнения и исполнение бюджетов,
управление счетами бюджетов и бюджетными
средствами возложены на органы исполнительной
власти, которые являются кассирами
всех распорядителей и получателей
бюджетных средств и
Переход к Казначейской системе
исполнения бюджета был вызван реформированием
бюджетной и банковской систем, необходимостью
усиления контроля над своевременным
поступлением средств на бюджетные
счета и целевым расходованием
бюджетных средств. При казначейском
исполнении бюджета учет поступлений
по бюджетной классификации
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают. Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.
Федеральное казначейство выполняет
текущий контроль над целевым
расходованием средств
Казначейские органы контролируют
также своевременность
4.2. Анализ использования Государственного бюджета России.
Исполнение федерального бюджета в 2011 году происходило в условиях продолжающегося восстановления темпов экономического роста, позитивной динамики цен на основные товары российского экспорта (энергоресурсы), снижения общего уровня безработицы, низких темпов роста потребительских цен. Вместе с тем в 2011 году сохранялся значительный отток капитала из страны, укрепление курса рубля по отношению к доллару США сменилось во второй половине года его ослаблением, что было связано с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, обострилась угроза рецессии мировой экономики.
Значительный рост в 2011 году по сравнению
с 2010 годом наблюдался в производстве
продукции сельского хозяйства
– на 22,1 % (в 2010 году – снижение на
11,3 % из-за значительных потерь урожая
вследствие аномальных погодных условий).
Более высокой оказалась
Однако в ряде сфер экономической деятельности динамика восстановительного роста замедлилась по сравнению с 2010 годом: индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 105,5 % (в 2010 году – 105,8 %), промышленного производства – 104,7% (108,2 %), темп роста грузооборота транспорта – 103,5% (106,9 %).
В целом за 2011 год, по данным Росстата,
номинальный объем ВВП в
Уровень инфляции в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года составил 6,1 % (в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года – 8,8 %). Инфляция по итогам 2011 года оказалась самой низкой за весь период ее наблюдения, в России начиная с 1992 года. При этом замедление инфляции было обусловлено относительно низким ростом цен на продовольственные товары после их существенного увеличения в 2010 году.
Сохранение тенденции
Уровень безработицы в процентах к экономически активному населению составил в 2011 году 6,6 % по сравнению с 7,5 % в 2010 году.
Развитие российской экономики в 2011 году находилось под влиянием следующих внешних и внутренних факторов:
повышение относительно 2010 года мировых цен на основные товары российского экспорта. В среднем за 2011 год мировая цена на нефть марки «Юралс» составила 109,34 доллара США за баррель, что выше уровня 2010 года на 39,8 % (78,2 доллара США за баррель) и на 15,8 % – уровня 2008 года (94,4 доллара США за баррель), когда был достигнут предыдущий максимальный уровень цен на нефть на мировом рынке. Средняя экспортная цена на природный газ в 2011 году находилась на уровне 338,9 доллара США за 1 тыс. куб.м и была на 26,2 % больше, чем в 2010 году (268,5 доллара США за 1 тыс. куб. м), но на 4,2 % меньше, чем в 2008 году (353,7 доллара США за 1 тыс. куб. м);
относительно высокий уровень совокупного внешнего долга Российской Федерации, который составил на начало 2012 года 545,35 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с началом 2011 года на 56,2 млрд. долларов США. При этом международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года (498,65 млрд. долларов США) оказались на 46,7 млрд. долларов США меньше общего объема совокупного внешнего долга Российской Федерации;
существенный объем вывоза капитала из страны, наблюдающийся на протяжении последних четырех лет. Величина чистого вывоза капитала частным сектором из России за 2008 – 2011 годы составила 304,7 млрд. долларов США (в 2008 году – 133,7 млрд. долларов США, в 2009 году – 56,1 млрд. долларов США, в 2010 году – 34,4 млрд. долларов США и в 2011 году – 80,5 млрд. долларов США). Чистый вывоз капитала из страны частным сектором увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годом в 2,3 раза. Наиболее существенный чистый отток капитала из страны наблюдался в IV квартале 2011 года (35 млрд. долларов США);
увеличение притока прямых иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики России, объем которых в 2011 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 33,3 % (в 2010 году – падение на 13,2 %);
постепенное увеличение внутреннего инвестиционного спроса, обусловленное повышением инвестиционной активности предприятий и организаций в различных секторах экономики.
Сравнительный анализ основных макроэкономических
показателей, принятых в расчетах к
федеральному бюджету на 2011 год, фактически
сложившихся в 2011 году, и показателей
за 2010 год в процентах к 2009 году
представлен в следующей
Анализ основных макроэкономических показателей
Таблица 1
показатели |
Принято в расчетах к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357 ФЗ |
Отчетные данные за 2011 год |
2011 год в % к 2010 году |
2010 год в % к 2009 году | |
Принято в расчетах к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357 ФЗ |
Отчетные данные | ||||
ВВП, млрд.руб. |
50389,0 |
54585,6 |
104,2 |
104,3 |
104,3 |
Индекс-дефлятор ВВП (в %) |
107,1 |
115,8 |
111,6 | ||
Индекс промышленного |
103,9 |
104,7 |
108,2 | ||
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. |
3451,3 |
108,5 |
122,1 |
88,7 | |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
10485 |
10776,8 |
110,0 |
108,3 |
106,0 |
Оборот розничной торговли, млрд.руб. |
18587 |
19075,0 |
105,0 |
107,0 |
106,4 |
Объем платных услуг населению, млрд.руб. |
5399 |
5424,8 |
102,9 |
103,0 |
101,5 |
Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США |
666,7 |
845,8 |
107,7 |
130,3 |
131,1 |
уровень инфляции (в %) |
6,5 |
6,1 |
8,8 |
Информация о работе Государственный бюджет. Его формирование и использование