Государственный бюджет. Его формирование и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Формирование и исполнения бюджета является важным разделом в экономической науке, требующим внимания со стороны не только экономистов и политиков, но и рядовых граждан.
Целью работы является рассмотрение бюджетной системы и государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы государства, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание работы

Введение
1. Значение государственного бюджета
2. Принципы формирования государственного бюджета
3. Статьи доходов и расходов бюджета
4. Исполнение бюджета Российской Федерации
4.1. Исполнение бюджета Российской Федерации
4.2. Анализ использования Государственного бюджета России.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет.docx

— 752.79 Кб (Скачать файл)

 

Сравнительный анализ динамики показателей  социально-экономического развития в 2010 и 2011 годах представлен на следующей диаграмме.

 

Рисунок 1 Сравнительный анализ динамики показателей социально-экономического развития в 2010 и 2011 годах.

В 2011 году по сравнению с предыдущим годом по большинству видов экономической  деятельности наблюдалось увеличение темпов роста валовой добавленной  стоимости: в сельском хозяйстве, охоте  и лесном хозяйстве – на 15,8 % (в 2010 году – снижение на 9,8 %), рыболовстве и рыбоводстве – на 12,9 % (снижение на 12,7 %), строительстве – на 4,7 % (увеличение на 3,1 %), финансовой деятельности – на 5 % (снижение на 0,8 %), здравоохранении и предоставлении социальных услуг – на 3,7 % (снижение на 0,4 %), предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – на 0,9 % (снижение на 6,2 %). В то же время в 2011 году относительно 2010 года замедлились темпы роста валовой добавленной стоимости в добыче полезных ископаемых – 101,6 % (в 2010 году – 107 %), обрабатывающих производствах – 105,9 % (108,1 %), транспорте и связи – 102,8 % (104,7 %), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 100,2 % (103,4 %). При этом в таком виде экономической деятельности, как образование, не удалось преодолеть негативную тенденцию снижения темпов роста валовой добавленной стоимости (в 2011 году – 99,2 %, в 2010 году – 98,1 %).

По отчету и результатам проверки Счетной палаты, доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11367652,6 млн. рублей, что на 246294,0 млн. рублей, или на 2,2 %, больше прогнозируемого объема доходов.

Налоговые доходы составили 5985160,0 млн. рублей, или 100,6 % суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза, неналоговые доходы – 5352838,2 млн. рублей, или 104,2%, безвозмездные поступления – 29021,9 млн. рублей, или 83,9%, целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей – 632,5 млн. рублей, или 134,6 %.

Доходы федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились  на 3062238,2 млн. рублей, или на 36,9 %, и  по отношению к объему ВВП (54585600,0 млн. рублей) в 2011 году составили 20,8 %, что  на 2,4 % выше уровня 2010 года (18,4 %).

Данные о доходах федерального бюджета, поступивших в 2010 и 2011 годах, представлены в следующей таблице.

Данные о доходах федерального бюджета

Таблица 2

Показатели

Прогноз к ФЗ от 06.11.2011 № 302 ФЗ

Отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год

отклонение

Отчет об исполнении федерального бюджета за 2010 год

отклонение

Млн.руб.

структура

% к ВВП

Гр3-гр2

Гр6/гр2*

100

Млн.руб.

структура

% к ВВП

Гр3-гр8

Гр11/гр8*100

Млн.руб.

Млн.руб.

%

Млн.руб.

%

Доходы всего

11121358,6

11367652,6

100

20,8

246294,0

2,2

8305414,4

100

18,4

3062238,2

36,9

Нефтегазовые доходы

5476964,7

5641769,5

49,6

10,3

164804,8

3,0

3830672,8

46,1

8,5

1811096,7

47,3

Ненефтегазовые доходы

5644393,9

5725883,1

50,4

10,5

81489,2

1,4

4474741,6

53,9

9,9

1251141,5

28,0

Налоговые доходы

5951241,4

5985160,0

52,7

11,0

33918,6

0,6

4401933,8

53,0

9,7

1583226,2

36,0

Из них

                     

Налог на прибыль организаций

338826,8

342601,8

5,7

0,6

3775,0

1,1

255026,1

5,8

0,6

87575,7

34,3

НДС на товары реализуемые в РФ

1745002,7

1753240,5

29,3

3,2

8237,8

0,5

1328749,4

30,2

2,9

424491,1

31,9

НДС на товары ввозимые в РФ

1515772,6

1497171,4

25,0

2,7

-18601,2

-1,2

1169514,5

26,6

2,6

327656,9

28,0

Акцизы по товарам производимым в РФ

226444,0

231779,9

3,9

0,4

5335,9

2,4

113898,5

2,6

0,3

117881,4

103,5

Акцизы по товарам ввозимым в РФ

43996,2

46581,4

0,8

0,1

2585,2

5,9

30053,4

0,7

0,1

16528,0

55,0

НДПИ

1978456,4

2007577,9

33,5

3,7

29121,5

1,5

1376639,5

31,3

3,0

630938,4

45,8

Государственная пошлина

64960,3

65835,5

1,1

0,1

875,2

1,3

63123,1

1,4

0,1

2712,4

4,3

Задолженность по отмененным налогам

529,8

1057,0

0,02

0,002

527,2

99,5

33253,4

0,8

0,1

-32196,4

-96,8

Неналоговые доходы

5135056,7

5352838,2

47,1

9,8

217781,5

4,2

3902995,0

47,0

8,6

1449843,2

37,1

Безвозмездные поступления

34590,6

29021,9

0,5

0,05

-5568,7

-16,1

277,2

0

0

28744,7

10369,7

Целевые отчисления от государственных  и муниципальных лотерей

469,8

632,5

0,01

0,001

162,7

34,6

208,4

0,003

0,0005

424,1

203,5


 

Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 6 ноября 2011 г. № 302-ФЗ имело место по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на сумму 18601,1 млн. рублей, что обусловлено снижением объемов импорта, акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимым на территории Российской Федерации, на общую сумму 2496,4 млн. рублей, что обусловлено изменением структуры облагаемого оборота по автомобильному бензину и дизельному топливу (рост доли нефтепродуктов 4 и 5 класса, облагаемых по более низкой ставке акциза), по НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 1926,0 млн. рублей, что обусловлено в основном завышением объемов добычи, учтенных при формировании федерального бюджета, по НДПИ на газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья на сумму 1820,9 млн. рублей, что обусловлено возвратом переплаты налога на добычу газового конденсата, по государственной пошлине за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, на сумму 815,7 млн. рублей.

Наибольшее увеличение поступлений  отдельных видов налоговых доходов  составило по НДПИ на нефть – 31193,8 млн. рублей, по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 8237,8 млн. рублей, по акцизам на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, – на 7668,4 млн. рублей.

По сравнению с 2010 годом в  общей сумме налоговых доходов  доля НДПИ возросла на 2,2 %, доля акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 1,3 %, при этом доля НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, снизилась на 1,6 процентного пункта, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – на 0,9 %.

Наибольшее недопоступление отдельных неналоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом имело место по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) на 11263,4 млн. рублей, по вывозным таможенным пошлинам на газ природный на 9664,5 млн. рублей (в связи со снижением объемов экспорта газа, а также экспортных цен на газ природный в дальнее зарубежье), по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, на 5521,9 млн. рублей, по доходам на остатки средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, на 5437,5 млн. рублей, по доходам от операций с государственным материальным резервом на 5425,6 млн. рублей, по доходам от реализации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), на 3579,2 млн. рублей.

Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов  в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин на 136462,9 млн. рублей, или на 3,8 %, в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на 121012,8 млн. рублей, что в целом обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза.

В 2011 году в федеральный бюджет поступили авансовые платежи  в счет будущих таможенных и иных платежей в сумме 70195,5 млн. рублей и  денежный залог в обеспечение  уплаты таможенных и иных платежей в сумме 8598,9 млн. рублей.

Анализ структуры неналоговых  доходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом свидетельствует об увеличении доли вывозных таможенных пошлин на 4,6 %, которое произошло в основном за счет роста цены на нефть марки «Юралс» и, соответственно, увеличения размера ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и товары, выработанные из нефти. Доля доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации уменьшилась на 2 %, доля доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – на 1,9 %.

В 2011 году в доход федерального бюджета перечислены безвозмездные  поступления в сумме 29021,9 млн. рублей, что на 5568,7 млн. рублей, или на 16,1 %, ниже соответствующего показателя уточненного  прогноза.

В 2011 году целевые отчисления от всероссийских  государственных лотерей поступили  в сумме 632,5 млн. рублей, что превышает  уточненный прогноз поступлений  доходов федерального бюджета на 162,7 млн. рублей (на 34,6 %).

Доходы консолидированного бюджета  Российской Федерации (без учета  доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов) составили 15035751,8 млн. рублей, или 27,5 % ВВП, что на 2,2 % ниже, чем в 2010 году. При этом налоговые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили 11484859,4 млн. рублей, или 21 % объема ВВП, что выше уровня 2010 года на 1,3 %, неналоговые доходы – 5918968,4 млн. рублей, или 10,8 % объема ВВП, что на 1,1 % выше уровня 2010 года.

Исполнение федерального бюджета  по доходам администраторами доходов  свидетельствует о неравномерности  их поступления по сравнению с  показателями уточненного в конце  финансового года прогноза поступлений доходов федерального бюджета.

По разделу «Общегосударственные вопросы» бюджетные ассигнования утверждены в объеме 847864,2 млн. рублей. Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета по указанному разделу уменьшены на 32799,5 млн. рублей, или на 3,9 %, и составили 815064,7 млн. рублей.

Исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы» в 2011 году осуществляли 72 главных  распорядителя средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них  – ФНС России (13,1%), Росрезерв (12,4%), Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (12,1%), Минфин России (11,9 %), на которые приходится 49,5 % объема произведенных расходов федерального бюджета по данному разделу.

По подразделу «Функционирование Президента Российской Федерации» бюджетные ассигнования установлены в объеме 7619,7 млн. рублей. Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета по указанному подразделу увеличены на 558,5 млн. рублей, или на 7,3 %, и составили 8178,2 млн. рублей.

По подразделу «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» бюджетные ассигнования установлены в объеме 8044,6 млн. рублей. Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета по указанному подразделу уменьшены на 446,1 млн. рублей, или на 5,5 %, и составили 7598,5 млн. рублей.

По подразделу «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» бюджетные ассигнования установлены в объеме 3109,3 млн. рублей. Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета по указанному подразделу увеличены на 124,6 млн. рублей, или на 4 %, и составили 3233,9 млн. рублей.

По подразделу «Судебная система» бюджетные ассигнования установлены в объеме 116404,7 млн. рублей. Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета по указанному подразделу увеличены на 1249,4 млн. рублей, или на 1,1 %, и составили 117654,1 млн. рублей.

По подразделу «Судебная система» предусматривались бюджетные ассигнования на содержание и обеспечение деятельности судебной системы (89,2 % расходов по данному подразделу), на реализацию федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2007 – 2012 годы в сумме 12624,5 млн. рублей, или 10,7 % расходов по данному подразделу, и «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2012 годы» в сумме 113,5 млн. рублей, или 0,1 % расходов по данному подразделу.

По подразделу  «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» бюджетные ассигнования установлены в объеме 214042,1 млн. рублей. Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета по указанному подразделу увеличены на 1476,6 млн. рублей, или на 0,7 %, и составили 215518,7 млн. рублей.

Росфиннадзором в полном объеме не использованы бюджетные ассигнования, предусмотренные на предоставление юридическим лицам субсидий на возмещение расходов по содержанию специальных объектов, в сумме 2,2 млн. рублей в связи с тем, что специальный объект не оформлен в оперативное управление Росфиннадзора.

По подразделу «Международные отношения и международное сотрудничество» бюджетные ассигнования установлены в объеме 127963,3 млн. рублей, сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета уменьшены на 566,3 млн. рублей, или на 0,4 %, и составили 127397,0 млн. рублей.

Исполнение расходов федерального бюджета по данному подразделу в  соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2011 год осуществляли 43 главных распорядителя  средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них – Минфин России (56,2 %), МИД России (31,4 %).

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило 119721,2 млн. рублей, или 93,6 % бюджетных ассигнований, установленных  Федеральным законом, и 94 % показателя, установленного сводной бюджетной  росписью с учетом изменений.

Неисполненные назначения по лимитам  бюджетных обязательств составили 7675,7 млн. рублей и в основном связаны  с тем, что Минфином России не осуществлены взносы в международные организации.

По целевой статье расходов «Международное сотрудничество» израсходовано 78842,2 млн. рублей, или 83,7 % показателей, установленных  сводной бюджетной росписью с  учетом изменений.

Средства федерального бюджета  в основном были направлены на оплату взносов в международные организации (59953,5 млн. рублей, или 80,1 % показателей, установленных сводной бюджетной  росписью); на оказание финансовой помощи Республике Южная Осетия и Республике Абхазия (11287,3 млн. рублей, или 100 %).

В 2011 году Минфином России осуществлен  взнос Российской Федерации в  Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества в сумме 34859,0 млн. рублей (1188,0 млн. долларов США), или 79,7 % планируемого объема использования средств - 43750,0 млн. рублей (1500,0 млн. долларов США), которые в соответствии с решениями Совета Антикризисного фонда направлены на предоставление финансового кредита Республике Беларусь.

Неполное использование средств  федерального бюджета на осуществление  взноса в Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества в сумме  8890,9 млн. рублей связано с отсутствием решений Совета Фонда об использовании средств Фонда в 2011 году.

По подразделу «Государственный материальный резерв» бюджетные ассигнования установлены в объеме 92362,3 млн. рублей. Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета увеличены на 1019,4 млн. рублей, или на 1,1 %, и составили 93381,7 млн. рублей.

Информация о работе Государственный бюджет. Его формирование и использование