Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:37, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Содержание работы

Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Посланием Президента от 1 марта 2006 года были усовершенствованы налоговая система. В частности, ставки НДС с 2007 года будут снижены с 15 до 14 процентов, социальный налог снижен с диапазона 20-7 до 13-5 процентов, установлен единый индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у источника выплаты в размере 10% (ранее была сетка в пределах 5-20 процентов), налог на основе патента снижен от 3% до 2%, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по упрощенной налоговой декларации установлен налог в размере 3%, для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье НДС уменьшен на 70%.

Доходы. В налоговых поступлениях 2007 года значительную долю занимают поступления по НДС, корпоративному подоходному налогу (КПН).

Основными плательщиками КПН являются крупные предприятия обрабатывающей промышленности, транспорта и связи. На наш взгляд, в эту категорию плательщиков должны были войти также финансовые институты (банки) и сфера торговли, так как они получают больше прибыли, к тому же их деятельность финансово непрозрачна (теневая часть).

В проекте сумма возврата НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке прогнозируется на уровне 151 млрд. тенге или на 5,96 млрд. тенге больше чем в 2006 году. Кроме того, возврат по НДС на 2007 год составляет 23,1% от общего объема поступлений НДС в бюджет или же 10,6% всех налоговых поступлений. Необходимо отметить, что в дальнейшем необходимо отходить от нулевой ставки НДС. Лучше использовать освобождение от НДС, чем возвращать эти суммы из бюджета. Нулевая ставка НДС способствует коррупции и субъективизму, что недопустимо в условиях административной реформы. Кроме того, данный метод способствует уходу финансовых средств из бюджета государства.

Следующим резервом в увеличении доходной части проекта бюджета являются неналоговые поступления, которые на наш взгляд, начиная с 2004 года по субъективным причинам постепенно уменьшаются с 72,5 млрд.тенге в 2004 году до 40,8 млрд.тенге в 2007 году (2005 г. – 56,8 млрд.тенге, 2006 г. – 41,9 млрд.тенге). Если оставить размер неналоговых поступлений на уровне хотя бы 2005 года, можно было бы дополнить доходную часть еще на 16 млрд.тенге.

В структуре неналоговых поступлений наибольший удельный вес приходится на доходы от аренды имущества, находящегося в государственной собственности (около 50%) - это поступления арендной платы за пользование военными полигонами и комплексом «Байнокур».

1 – доходы от аренды имущества, находящегося в госсобственности

2 – прочие неналоговые поступления

3 – дивиденды на госпакеты акций, находящиеся в госсобственности

4 – прочие доходы от госсобственности

5 – поступления от реализации  товаров (работ, услуг) госучреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета

6 – вознаграждения (интересы) по кредитам, выданным из госбюджета

7 – гранты

8 – поступления части чистого  дохода государственных предприятий

При этом особое внимание надо уделить поступлениям части чистого дохода государственных предприятий, дивидендам на государственные пакеты акций, находящиеся в госсобственности, национальных компаний и финансовых институтов. Данную проблему поднял Глава государства на заседании Совета безопасности. Например, от 140 государственных предприятий в бюджет планируется получить чистый доход в размере всего лишь 1,2 млрд.тенге, когда эта цифра могла бы быть в 3 раза больше. Дивиденды на госпакеты акций 64 акционерных обществ составляют 5,5 млрд.тенге, что также может быть увеличена в 2 раза.

Прогноз по прочим налогам определен в сумме 40 952 тыс.тенге, или с ростом против оценки 2006 года на 6%. Но эти 6% составляют инфляцию, которая ожидается в 2007 году. Получается, что объем поступлений по прочим налогам остается прежним. Возникает вопрос, почему мало, где фискальные органы или фактор улучшения администрирования.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об объемах официальных трансфертов общего характера между республиканскими и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2005-2007 годы» бюджетные изъятия из бюджетов областей, города республиканского значения, столицы ежегодно передаются в республиканский бюджет. Ежегодно из областей-доноров изъятия увеличиваются в среднем в 1,3 раза, а из города Астаны бюджетные изъятия увеличиваются почти в 2 раза.

Затраты. По проекту республиканского бюджета на 2007 год абсолютные размеры бюджетных затрат для социальной сферы составляют 724,9 млрд. тенге или увеличиваются на 110 млрд. тенге (прирост – 17,9%) по сравнению с 2006 годом, а доля к ВВП в 2007 году снизилась до 6,1% по сравнению с 7,05% в 2006 году. При этом бюджетные затраты планируются на 2007 год: по образованию в сумме 124,8 млрд. тенге или увеличение составляет 23,5 млрд. тенге (прирост – 23,2%); здравоохранению соответственно – 91,2 млрд. или 9,7 млрд. тенге (прирост – 11,9%); социальной помощи и социальному обеспечению – 464,8 или 72,1 млрд. тенге (прирост – 18,4%); культуре, спорту, туризму и информационному пространству – 44,2 млрд. тенге или 4,8 млрд. тенге (прирост – 12,2%). При этом доля затрат социально-культурной сферы от общего объема бюджетных затрат составляет 37,5% или уменьшена на 3 процентного пункта (было 40,5%).

В социальной сфере действуют Государственные и Отраслевые программы, в том числе новые Государственные программы развития образования, реформирования и развития здравоохранения и другие. Расходы республиканского бюджета по функциональной группе «Образование» планируется предусмотреть на уровне 1,05% к ВВП. Бюджетная политика в области образования будет направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда. Для достижения цели в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459, предусматривается решение следующих основных задач: обеспечение равного доступа к дошкольному образованию всех детей; переход с 2008/2009 учебного года на 12-летнее среднее общее образование; создание системы профильного и профессионально ориентированного обучения школьников старшей ступени; формирование новых подходов в подготовке квалифицированных рабочих кадров в сфере профессионального и технического образования; создание нового уровня - послесреднее профессиональное образование. На подготовку специалистов в ВУЗах за рубежом в рамках образовательной программы «Болашак» в проекте бюджета предусмотрено 11,4 млрд.тенге, на подготовку специалистов по государственным грантам предусмотрено 23,3 млрд.тенге.

По проекту расходы по функциональной группе «Здравоохранение» предлагается предусмотреть на уровне 0,77 % к ВВП. Целевыми трансфертами направляются средства на содержание вновь вводимых объектов здравоохранения 713,8 млн.тенге; на закуп лекарственных средств, вакцин и других иммунобиологических препаратов – 7,5 млрд.тенге; около 251 млн.тенге – на реализацию программы по противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан; 1,2 млрд.тенге – на обеспечение лекарственными средствами детей и подростков, находящихся на диспансерном учете при амбулаторном лечении хронических заболеваний; 1,6 млрд.тенге – на обеспечение лекарственными средствами на льготных условиях отдельных категорий граждан на амбулаторном уровне лечения; 596,6 млн.тенге – на лекарственное обеспечение детей до 5-летнего возраста на амбулаторном уровне лечения; 665,7 млн.тенге – на обеспечение беременных железо- и йодсодержащими препаратами; 3,9 млрд.тенге – на осуществление профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан; 16,5 млрд.тенге – на материально-техническое оснащение медицинских организаций здравоохранения на местном уровне.

Вместе с тем, согласно Посланию Главы государства с учетом единых подходов будет введена дифференцированная система оплаты труда для медицинских работников, которая предусматривает доплату за физические и психоэмоциональные нагрузки, дифференциацию в зависимости от уровня квалификационной категории медицинских работников и оплату труда с учетом конечных результатов их труда.

В связи с последними событиями в Южно-Казахстанской области по заражению ВИЧ-инфекцией детей и взрослых, необходимо получить полную информацию: какие меры предпринимаются по станциям переливания крови, по предупреждению распространению ВИЧ, и какие финансовые средства для этого выделяются. Учитывая, что завершилась Программа по противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, рекомендовать разработать государственную программу по данной проблеме.

Кроме того, в подпункте 5) пункта 2 Постановления Парламента Республики Казахстан №4 2-III ПРК от 20 июня 2006 г. депутатами было предложено обеспечить первоочередное финансирование незавершенных объектов образования, здравоохранения и систем водоснабжения. Предусмотренные средства в виде трансфертов на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения меньше чем в 2006 году на 4,9 млрд.тенге. Говорит ли это о том, что все объекты уже отстроены и прошли полную реконструкцию. На наш взгляд, можно увеличить средства на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения.

По проекту расходы по функциональной группе «Социальная помощь и социальное обеспечение» предусмотрены на уровне 3,9% к ВВП. Сохраняющийся экономический рост в стране позволяет продолжить социальную направленность политики путем увеличения расходов на развитие социальной защиты населения. В 2005 году минимальный размер пенсии (вместе с базовой) составлял 9200 тенге, в 2006 году - 9 696 тенге. В соответствии со статьей 9 проекта бюджета в 2007 году минимальный размер заработной платы планируется на уровне 9 752 тенге; размер базовой пенсионной выплаты – 3 000 тенге; минимальный размер пенсии – 7 236 тенге; месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан 1 092 тенге; величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 8 861 тенге.

В связи с увеличением размера прожиточного минимума с 7945 до 8861 тенге будут увеличены размеры государственных социальных пособий на 11,5%; предусматривается индексация пенсий на 8%; 3,8 млрд.тенге предусматривается на выплату государственных пособий на детей до 18 лет из малообеспеченных семей; 601 млн.тенге – на обеспечение нуждающихся инвалидов обязательными гигиеническими средствами и предоставление услуг специалистами жестового языка, помощниками в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; на выплату единовременной государственной денежной компенсации работающему и неработающему населению, проживающему и проживавшему в зонах чрезвычайного, максимального и повышенного радиационного рисков с 1949 по 1990 годы, пенсионерам и получателям государственных социальных пособий, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, предусматриваются средства в сумме 5,2 млрд.тенге. Кроме того, в соответствии с Посланием Главы государства с 1 января 2007 года выплата пенсий и пособий будет производиться по принципу «месяц в месяц», в связи с чем запланированы в бюджете дополнительные расходы в размере 29,8 млрд.тенге.

С 1 января текущего года для исчисления государственных социальных пособий используется прожиточный минимум. Известно, что не все социальные пособия исчисляются на основе прожиточного минимума, а только базовые пособия, гарантированные Конституцией. Необходимо получить информацию от Правительства о дальнейшей политике по переходу от МРП на прожиточный минимум.

Также необходимо отметить, что с 1 января 2007 года вступит в действие Закон Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве», в соответствии с которым поселки, не находящиеся на территории административной подчиненности городов, будут отнесены к сельским населенным пунктам. Данная норма повлечет установление специалистам здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта, работающим в указанных поселках повышенных окладов и тарифных ставок (не менее чем на 25%), по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях. На данные мероприятия предусмотрены в бюджете средства в размере 2,1 млрд.тенге.

2.5 Проблемы нецелевого использования  бюджетных средств

Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием (а по сути разворовыванием) средств государственного бюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных средств в Казахстане стало массовым явлением. Должного контроля за тем, как Правительство, областные (республиканские) или местные власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов государственных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.

Парламент имеет право заслушать отчет правительства об исполнении бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент РК может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в нарушении закона «О государственном бюджете». В итоге торжествует известный с советских времен принцип: «не важно, что записано в законе, важно, как к моим действиям относится начальник».

Неоднократно предлагалось, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Государства в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов). При этом возбуждать дело по факту правонарушения должна прокуратура на основе депутатских запросов.

Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Государства, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в Казахстане наталкиваются на глухое сопротивление. Об этом говорит, например, история разработки и принятия закона «О бюджетной классификации». Раньше треть расходов бюджета приходилась на национальную оборону. В бюджете их отражала единственная цифра. Эти деньги выделялись Министерству обороны в общей сумме, которое распределяло их по своему усмотрению, никто не знал, на что конкретно (на поддержание боеготовности войск или на роскошные дачи генералов, строительство казарм или содержание охотничьих хозяйств, закупку ракет или персональных «Мерседесов»). В этом одна из причин постоянной задолженности бюджетных (военных) организаций перед энергетиками. В обновленном законе «О бюджетной классификации» каждый раздел подробно расписан по министерствам и регионам, вместо одной - 20, 30 или 50 статей.

Закон «О бюджетной классификации» охватывает функциональную, экономическую и ведомственную классификации доходов и расходов бюджетов РК, видов государственных долгов Государства и ее субъектов, источников финансирования дефицита бюджетов. Причем классификация едина и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, в том числе консолидированного бюджета. Классификация тоже носит многоуровневый характер. Первым уровнем расходов является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, вторым - классификация целевых статей его расходов, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей бюджетных средств по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Государства.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение