Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:37, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Бюджет на 2008 год должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РК.
Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы государственный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.
Таким образом, построение современной бюджетной системы основывается на трех принципах:
· четком закреплении ответственности по расходам;
· распределении налогов между уровнями власти по принципу "один налог - один бюджет";
· эффективной системе межбюджетных трансфертов.
Закрепление ответственности по расходам должно носить законодательный характер и соответствовать вышеуказанным функциям соответствующего уровня власти. Максимально детальное законодательное закрепление позволит исключить произвольную передачу расходных обязательств вышестоящих уровней власти на нижестоящий уровень, и тем самым достигнуть более благоприятных условий для планирования бюджетных расходов.
Эффективное распределение налогов является исключительно важным для достижения, как самостоятельности бюджетов, так и высокой собираемости налогов. Население охотнее платит налоги, когда видит зримые результаты в виде качественно предоставляемых услуг.
В условиях Казахстана налоговая служба должна оставаться централизованной, хотя сбор некоторых видов местных налогов может быть возложен на органы местного управления. В последующем органам местного управления нужно дать возможность создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов.
Для решения стратегической задачи по стабилизации межбюджетных отношений требуется значительное реформирование существующего механизма межбюджетного регулирования и распределения налогов между республиканским и местными бюджетами. Введенный в 1999 году механизм межбюджетного регулирования посредством бюджетных изъятий был необходим для консолидации финансовых ресурсов государства в условиях негативного воздействия кризисных явлений в мировой экономике. Однако принцип бюджетных изъятий не обеспечивает необходимой в условиях политической децентрализации стабильности в межбюджетных отношениях.
На первом этапе децентрализации в условиях Казахстана самым эффективным способом устранения горизонтального бюджетного дисбаланса на районном и областном уровне является применение регулирующих налогов.
Должен устанавливаться стабильный норматив отчислений по регулирующим налогам на несколько лет для каждой области на республиканском уровне и для каждого района и города на областном уровне. Это позволит достичь определенной самостоятельности местных бюджетов и избавит от опасений изъятия доходов в случае их превышения над плановыми показателями. Необходимо разработать соответствующие механизмы с тем, чтобы перейти к применению регулирующих налогов.
Налоги на собственность в соответствии с мировой практикой необходимо оставлять на уровне районов, городов и сельских округов, так как они являются самым адекватным источником доходов для органов местного управления в большинстве стран мира. Важно то, что экспорт налога на имущество затруднен и то, что именно местные службы могут наиболее адекватно оценить имущественные активы в регионе.
Доходная часть сельских бюджетов должна обеспечиваться в основном за счет налогов на собственность по твердо, установленным нормативам и трансфертам из районных бюджетов.
По мере развития бюджетной децентрализации и экономического потенциала регионов возможен переход от использования регулирующих налогов к введению местного подоходного налога с юридических и физических лиц в виде надбавок к республиканскому подоходному налогу, налога с розничных продаж, закрепляемого за районным и областным уровнем (с соответствующим снижением ставки НДС). Для достижения необходимой гибкости бюджетной системы, в перспективе возможно регулирование ставок местных налогов выборными органами местного управления в пределах, определенных законодательством.
Эффективная система межбюджетных трансфертов имеет важнейшее значение в политике децентрализации. Трансферты выделяются вышестоящими бюджетами нижестоящим в целях устранения вертикального бюджетного дисбаланса и могут носить как целевой, так и выравнивающий характер. В мировой практике роль трансфертов очень велика для муниципальных финансов, так как их объем достигает до половины всех доходов местных бюджетов. Это позволяет поддерживать муниципальную активность в рамках общей политики правительства и общенациональные стандарты в социальной сфере на всей территории страны. С другой стороны, система трансфертов способствует децентрализации, если она исключает элементы политического торга, является достаточно прозрачной, и местные органы ясно понимают, каким именно образом определяется размер трансферта.
Эта
задача решается посредством применения
математических формул для определения
размеров трансфертов. Формулы могут учитывать
общую численность населения административно-
Вопросы распределения налогов и межбюджетных трансфертов на уровнях область - район и район - сельский округ не должны оставляться на усмотрение областей, а должны найти свое решение на законодательном уровне, что будет соответствовать унитарному характеру казахстанского государства. Вопрос построения прозрачной системы трансфертов в условиях Казахстана требует тщательной проработки с участием представителей всех уровней власти.
Программы капитальных расходов, определяемые центральными органами власти, не всегда соответствуют пожеланиям населения. С другой стороны, у местных органов власти появляются иждивенческие настроения в связи с надеждами, что центр заменит пришедшие в негодность из-за отсутствия ухода и ремонта объекты и сооружения. Более эффективного распределения ресурсов можно достичь передачей ответственности местным органам власти за капитальные расходы в закрепленных за ними сферах. Так как потребление основного капитала носит долгосрочный характер, необходимо последовательно переходить к финансированию капитальных расходов за счет заимствованного капитала, а не за счет текущих доходов местных бюджетов. Поэтому местные органы государственного управления должны иметь право заимствования на рынке капитала для реализации инвестиционных проектов, имеющих местное значение.
Вместе с тем заимствования не должны осуществляться для покрытия текущего дефицита бюджета. С другой стороны, для предотвращения долговых кризисов необходимо законодательно установить нормативы, регулирующие местные заимствования, и уполномоченный государственный орган, санкционирующий займовые операции.
Вопросы владения собственностью являются ключевыми для местных органов власти. Государственная собственность должна реализовываться в форме республиканской собственности и коммунальной собственности на уровне областей, районов, поселков и сельских округов. Необходимо провести соответствующее разграничение прав собственности, в том числе в отношении земли, между уровнями местного управления. В отношении коммунальной собственности должен быть установлен жесткий режим использования. Право владения и пользования должно принадлежать местным исполнительным органам, а право распоряжения должно осуществляться по согласованию с местным представительными органами.
Для достижения прозрачности в деятельности коммунальных предприятий целесообразно утверждать их бюджеты в соответствующих маслихатах, как это делается в передовой мировой практике.
Список используемой литературы
1.Конституция Республики Казахстан
2.Бюджетный кодекс Республики Казахстан.
3.Налоговый
кодекс - Закон РК «О налогах
и других обязательных
4.Законы Республики Казахстан.
5.Постановления Правительства Республики Казахстан.
6.Инструктивные
материалы министерств и
7.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др. / Под ред. М.В. Романовского, О.B. Врублевской. - 2-е изд., исп. и перераб. - М.: Юрайт, 2000. - 615 с.
8.Бабич A.M., Павлов Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 687 с.
9.Годин A.M., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М,: Дашков и К, 2002. - 340 с.
10.
Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система:
экономическое содержание и
11. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и др. Государственный бюджет: Учебник. - Алматы: РЖ, 1994. - 268 с.
12. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. - Алматы: Каржы- каражат, 2001.-311 с.
13.
Мельников В.Д. Государственное финансовое
регулирование экономики
14. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2003. - 301 с.
15.
Утибаев Б.С., Жунусова P.M. Бюджетное
устройство и бюджетная
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред; проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003 .-512с.
17.
Правила разработки проектов
республиканского и местных
18.
Правила исполнения
19.
Травкина Н.М. Современные особенности
законодательного бюджетного
20. Выдержки из доклада Уильяма Хоугланда, директора постоянной группы сотрудников, обслуживающих Бюджетный комитет сената США
21. Выдержки из доклада Роберта Райшауэра, бывшего директора Бюджетного управления конгресса США, Международная общественная конференция по проблемам финансов (Вашингтон, 3-5.12.97)
22. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. В 12-ти тт. - М.: Сов. энциклопедия., 1991.
Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение