Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:37, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы
Важно наладить полную прозрачность бюджетного процесса, действительно гласный отчет о движении бюджетных средств, чтобы депутаты, представляющие интересы населения, журналисты и сами граждане могли в любой момент убедиться, что средства налогоплательщиков расходуются точно по плану. Например, в Конгрессе США каждому государственному ведомству соответствует подкомитет, который контролирует, как оно исполняет утвержденный бюджет. Конгрессмены не могут вмешиваться в процесс управления, но должны следить за тем, чтобы деньги налогоплательщиков не уплывали на сторону и расходовались строго в соответствии с законом «О государственном бюджете».
В соответствии с Административно-процессуальным кодексом федеральные министерства и правительства штатов обязаны распределять выделенные бюджетные средства в рамках надлежащей правовой процедуры. Она предусматривает публичные слушания, проводимые в форме, напоминающей судебное заседание, когда руководитель соответствующего департамента предоставляет слово для изложения аргументов «за» и «против» конкретного проекта, когда в протоколе слушаний и решениях исполнительной власти фиксируются все существенные доводы, а сами решения обосновываются расчетами. Исполнение бюджетов всех уровней в США реально контролируется гражданами и различными общественными организациями.
В Казахстане общественный контроль за бюджетными расходами, в связи со слабостью институтов гражданского общества, фактически отсутствует.
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1
Основные направления проекта
Программы Правительства РК на
решение проблем налогово-
Для решений проблем налогово-бюджетной политики, которые были озвучены выше Правительством Республики Казахстан разработан проект Программы Правительства на 2007-2009 годы, в котором определено деятельность Правительства Республики Казахстан на 2007 - 2009 годы которая будет направлена на практическую реализацию Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, изложенной Президентом Республики Казахстан в Послании народу Казахстана 10 октября 1997 года.
Приоритетные направления Программы Правительства Республики Казахстан сформированы на основе посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» и от 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире», Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 - 2024 годы.
Для поддержания макроэкономической стабильности и устойчивости налогово-бюджетной системы предусматриваются:
-обеспечение
в среднесрочном периоде
-постепенное снижение ненефтяного дефицита бюджета;
-совершенствование
механизма формирования и
-эффективное
управление государственным и
гарантированным государством
В целях стимулирования роста деловой активности в стране на основе анализа и оценки действующей системы налогообложения и мирового опыта предусматриваются:
-подготовка
предложений по внесению
-совершенствование
таможенного и налогового
-дальнейшее
упрощение и повышение
-введение
с 2008 года уведомительной системы
получения инвестиционных
Для ориентации бюджетных расходов на эффективное решение основных направлений государственной социально-экономической политики предусматриваются:
-интеграция целей и задач стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования;
-ориентация
процесса планирования и
-обеспечение
прозрачности процесса
-усиление
требований к администраторам
бюджетных программ по
-повышение качества управления бюджетными деньгами (наличностью).
Повышение эффективности механизмов налогово-бюджетной политики, расходов бюджета, полное выполнение финансовых обязательств государства.
Правительство разработает Стратегию достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики и создаст Национальный совет по конкурентоспособности и экспорту.
Будет разработана и внедрена новая система государственного планирования, ориентированная на результаты.
Это предполагает разработку каждым государственным органом стратегического плана своего развития (на 5 лет) и на его основе целевых программ, операционных (годовых) планов государственных органов. Между Правительством и руководителями государственных органов будут заключаться меморандумы на трехлетний период с установлением целевых индикаторов. Ежегодно будут публиковаться отчеты о деятельности государственных органов. Аналогичная система будет внедрена в регионах.
Внедрение новых подходов в государственном планировании будет осуществлено поэтапно. В 2007 - 2008 годах они будут внедрены в двух-трех пилотных государственных органах и двух пилотных регионах. С 2009 года планируется переход всех государственных органов и регионов на новую систему государственного планирования.
Для практической реализации новой системы планирования будет создана соответствующая нормативная правовая база.
Для построения логической вертикали государственного планирования будут осуществлены:
-переход
к системе стратегического
-увязка
задач стратегических планов
государственных органов с
-внедрение в практику доклада государственного органа о плане деятельности на планируемый год как составной части бюджетной заявки, сформированного на основе стратегических планов и увязывающего стратегические цели государственных органов с предполагаемыми затратами;
-усиление самостоятельности и ответственности государственных органов при разработке и реализации их планов с учетом внедрения новых подходов в государственном планировании;
-разработка
государственными органами
-внедрение
системы мониторинга
До перехода на новую систему государственного планирования будет проведена оптимизация действующих программных документов путем их объединения, сокращения и передачи решения отдельных задач на уровень государственных органов.
Для обеспечения прозрачности и подконтрольности обществу деятельности государственных органов и использования ими бюджетных средств будет осуществлено:
-внедрение
института оценки деятельности
государственных органов и
-совершенствование
процедур проведения
-оптимизация
и модернизация действующих
Для совершенствования системы государственной статистики в части осуществления мониторинга эффективности достижения стратегических целей государства будет введена государственная статистическая отчетность, основанная на статистических наблюдениях за достижениями целевых индикаторов в процессе исполнения стратегических и операционных (годовых) планов государственных органов, их целевых программ.
В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы.
Среднегодовой реальный прирост валового внутреннего продукта Казахстана в 2007 – 2009 гг. составит 8-9 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. При этом ВВП на душу населения увеличится до 8900 долларов США к 2009 году, что в 1,8 раза превысит уровень 2006 года.
Уровень среднегодовой инфляции будет удерживаться в 2007 – 2009 годах в коридоре 5-7 %.
В рамках проводимой фискальной политики предполагается снижение дефицита государственного бюджета к 2009 году до 0,5 % к ВВП, ненефтяного дефицита - до 2,5 % к ВВП. Среднегодовой номинальный темп роста расходов государственного бюджета сложится на уровне 115,6 %, при номинальном росте ВВП - 119 %.
Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции в среднем за 2007 - 2009 годы прогнозируются на уровне 7-8 %.
Прирост валовой продукции сельского хозяйства в планируемом периоде в среднем составит 3 % , а объема строительных работ - 20 % в год.
В 2007 - 2009 годах ожидается дальнейший рост отраслей торговли, транспорта, связи. Услуги транспорта возрастут в среднем на 6-7 % в год, а объем предоставляемых услуг связи на 20 % в год.
Темп роста объемов инвестиций в основной капитал составит в планируемом периоде в среднем 14-15 %.
Среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007–2009 годы составят порядка 9-10 %, а пенсии – 6,5–7,0 %.
В указанный период общая численность населения Казахстана возрастет в сравнении с 2006 годом, по оценке, на 2,9 % и превысит 15,8 млн.человек.
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
В соответствии с Бюджетным кодексом объемы трансфертов общего характера между республиканским и местными бюджетами устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период с разбивкой по годам и подлежат изменению каждые три года.
2007
год является завершающим
В целом, закрепление субвенций и изъятий на среднесрочный период без ежегодных изменений показало свою эффективность
Доходы местных бюджетов по сравнению с прогнозом, учтенным при расчете субвенций и изъятий, перевыполнены в 2005 году – на 78,5 млрд.тенге, или на почти на 20%, в 2006 году – на 127,95 млрд.тенге, или на 28,3%.
Указанные средства не изымались, а остались в распоряжении регионов и направлялись на решение их наиболее острых проблем.
Это усилило стимулы регионов в экономическом развитии и расширении налогооблагаемой базы, самостоятельность местной власти в решении вопросов социально-экономического развития регионов.
Вместе с тем, в действующей методике определения размеров межбюджетных трансфертов, несмотря на ее плюсы, имеется ряд существенных недостатков:
Первое. Недостаточная объективность определения прогноза текущих расходов местных бюджетов, не учитывающие различия бюджетной обеспеченности регионов, численности получателей госуслуг в регионе и т.д.
Второе. Отсутствуют стимулы увеличения налогового потенциала регионов, и не учитывается вклад каждого региона в его рост.
Поэтому в целях дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений Министерством, совместно с экспертами ЮСАИД, на основе изучения мирового опыта разработана новая методика определения размеров межбюджетных трансфертов.
На основных концептуальных моментах новой методики, я бы хотел остановиться.
Какие основные нововведения предлагаются:
Как вы знаете, прогноз расходов местных бюджетов осуществляется в три этапа:
-
определение объема текущих
-
определение объема текущих
-
определение объема бюджета
Первое. По определению объема текущих затрат постоянного характера:
предлагается перейти на оценку текущих затрат, исходя из численности потребителей бюджетных услуг по формульной схеме, с учетом объективных факторов, обусловливающих различия в уровне затрат: демографический состав, плотность населения, климатические условия, транспортная доступность и другие.
Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение