Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 13:43, курсовая работа
Процесс финансирования государственных целевых программ, развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В данный момент в странах с более развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Сущность ценных бумаг и их функции
1.2 Методы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг
1.3 Виды и классификация государственных ценных бумаг
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ
2.1 Ценообразование на государственные ценные бумаги
2.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг (РЦБ) в России
2.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг (РЦБ) в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вторая группа методов административно-правового регулирования рынка ценных бумаг объединяет следующее:
а) установление правил осуществления конкретного вида деятельности (Постановлением ФКЦБ России от 11 октября 1999 г. N 9 <5> утверждены Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности);
б) установление ограничений и запретов на совершение конкретных операций и осуществление какой-то деятельности (согласно с п. 4 ст. 27.3 Закона о рынке ценных бумаг воспрещается размещение облигаций, обеспеченных ипотекой, до государственной регистрации ипотеки);
в) установление требований к финансовой устойчивости (Приказом ФСФР Рф от 24 мая 2011 г. N 11-23/пз-н <6> подтверждены Нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих фирм инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов);
г) установление требований к обязательному раскрытию информации (в соответствии с требованиями п. 4 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности и известий о важных фактах.
Кроме этого открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие (исполняющие) публичное размещение облигаций либо иных ценных бумаг, должны открывать сведения, предусмотренные разделом VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР Рф от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н)
д) государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ (согласно с требованиями ст. 84.9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <8> добровольное либо неотъемлемое предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, обращающихся на торгах инициаторов торговли на рынке ценных бумаг, уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг до направления их в открытое общество представляются с соответствующим комплектом документов в ФСФР Рф, которая проводит проверку их на предмет соответствия действующему законодательству и вправе направить предписание);
е) допуск эмиссионных ценных бумаг отечественных эмитентов к обращению за пределами РФ (размещение и (либо) обращение ценных бумаг отечественных эмитентов за пределами России осуществляется если соблюдать условие получения надлежащего разрешения ФСФР России, которое выдается при соблюдении конкретных критериев, установленных Приказом ФСФР России от 10 июня 2009 г. N 09-21/пз-н)
ж) оперативный мониторинг деятельности участников рынка ценных бумаг, в т.ч. направленный на выявление неправомерного применения инсайдерской информации и манипулирования рынком ценных бумаг.4
Все рассмотренные методы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг по продолжительности своего использования считаются постоянными. Впрочем, в критические моменты становления рынка ценных бумаг страна прибегает к временным мерам. К примеру, в начале сентября 2008 г. (в период финансового упадка) ФСФР РФ принудительно останавливала торги на отечественных биржах в связи резкого подъема технических индексов связанным с потребностью выработки мер, нацеленных на минимизацию воздействия отрицательных внешних причин на российский финансовый рынок. Министерство финансов РФ проводило вспомогательные внеочередные аукционы по размещению средств бюджета на депозиты, брало на себя решение об повышении лимита на время свободных средств Федерального казначейства в депозитах коммерческих банков, снижало ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты.
Следовательно, многочисленные методы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг говорят об активной позиции страны в вопросах регулирования этой сферы. Вследствие особенности объекта государственного регулирования - рынка ценных бумаг, являющегося неотъемлемой частью экономики страны, в данных методах воплощено как административное, но и экономическое содержание. Исходя из конкретного способа меняется только их соотношение.
1.3 Виды и классификация государственных ценных бумаг
Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:
В зависимости от срока существования ценные бумаги подразделяются:
а) Срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные)
б) Бессрочные;
В зависимости от формы существования их подразделяют:
а) Бумажные (документарная)
б) Безбумажные (бездокументарная);
В зависимости от порядка фиксации владельца их подразделяют:
а) именные (владелец фиксируется на бланке или в специальном реестре),
б) предъявительские (владельцем признаётся непосредственный держатель), в) ордерные (обязательство исполняется по приказу оговоренного лица, которое может передать право приказа другому лицу). В качестве ордерных ценных бумаг могут обращаться, например, векселя, коносаменты, чеки;
В зависимости от формы обращения их подразделяют:
а)передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии)
б) ордерные (передаваемые путем приказа владельца — индоссамента);
В зависимости от формы выпуска их подразделяют:
а) эмиссионные
б) неэмиссионные;
В зависимости от регистрируемости их подразделяют:
а) регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ)
б) нерегистрируемые;
В зависимости от национальной принадлежности их подразделяют:
а) российские
б) иностранные;
В зависимости от вида эмитента их подразделяют:
а) государственный (федеральный или муниципальный)
б) негосударственный (корпоративный или частный);
В зависимости от обращаемости их подразделяют:
а) рыночные
б) нерыночные;
В зависимости от цели использования их подразделяют:
а) инвестиционные (цель — получение дохода)
б) неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);
В зависимости от уровня риска их подразделяют:
а) Безрисковые
б) рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);
В зависимости от наличия начисляемого дохода их подразделяют:
а) бездоходные
б) доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);
В зависимости от номинала они подразделяются:
а) постоянные
б) переменные.
В гражданском кодексе РФ, а
именно в ст. 143 перечислены следующие
виды ценных бумаг:
а) государственная облигация:
б) облигации;
в) вексель;
г) чек;
д) депозитный сертификат;
е) сберегательный сертификат;
ж) банковская сберегательная книжка на предъявителя;
з) коносамент;
и) акция;
к) приватизационные ценные бумаги
Во второй части гражданского кодекса РФ, а именно в ст. 912 перечислены еще четыре вида ценных бумаг:
а) двойное складское свидетельство;
б) складское свидетельство как часть двойного свидетельства;
в) залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;
г) простое складское свидетельство.
В Российском законодательстве, а конкретно в законе об ипотеке введена в действие такая ценная бумага как «закладная».5
Одним из видов ценных бумаг является государственная облигация и просто облигация. Единственное различие которых состоит в том, что государственная облигация может быть выпущено только государством, в то время как простая облигация может быть выпущена любым юридическим лицом.
В соответствии с законодательством РФ к выпуску разрешены следующие 8 видов ценных бумаг: акция, облигация, вексель, чек, банковский сертификат, коносамент, закладная и инвестиционный пай.
Таким образом, все перечисленные выше виды ценных бумаг характерны для стран с развитой экономикой. Данный список не является исчерпывающим и можно прогнозировать, что в будущем количество видов ценных бумаг разрешенных законодательством будет увеличиваться.
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ
2.1 Ценообразование на государственные ценные бумаги
Наблюдая за вопросом ценообразования на рынке государственных ценных бумаг, стоит заметить, что государство, которое выступает в роли эмитента государственных ценных бумаг, так же является важным субъектом макроэкономики, от сюда следует, что такие микроуровневые факторы, как имидж и финансовое состояние эмитента, применительно к государственным ценным бумагам, становятся макроуровневыми. От сюда следует, что ценообразование на рынке государственных ценных бумаг находится под влиянием внешних факторов, характеризующих общее состояние экономики страны в целом (состояние производства, денежного обращения, финансов, бюджета) и особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг (возможный объем операций, взаимодействие с другими рынками).
Можно выделить несколько факторов ценообразования на рынке ценных бумаг, субъективные и объективные.
К субъективным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги относят факторы, которые характеризуют реакцию отдельных субъектов рынка на складывающуюся на нем ситуацию. Ведущее место здесь принадлежит рыночным ожиданиям. Это предвидение благоприятной или же неблагоприятной для данного лица ситуации на рынке, ощущение опасности и риска. Разумно было бы выделить из числа субъективных факторов, факторы спекулятивной природы; благодаря им происходит приток денежных средств, поступающих на фондовые рынки, в те сегменты, которые обещают принести хорошую прибыль.
К наиболее важным объективным внешним факторам ценообразования на государственные ценные бумаги можно отнести регламентирование способа установления цены и придание определенной направленности процессу дальнейшего изменения текущих цен. Эти возможности заложены в условиях выпуска и распространения ценных бумаг. При жесткой регламентации заранее задаются исходная цена продажи, конечная цена выкупа и весь тренд изменения цен в пределах между этими заданными значениями. Цены на государственные ценные бумаги становятся фиксированными ценами продавца, не зависящими от поведения покупателя. При мягкой регламентации эмитент предопределяет только первичную цену и цену выкупа, тогда как на вторичном рынке имеет место свободное рыночное ценообразование.6
Ряд внешних факторов регулятивной природы оказывает влияние на цены не прямо, а посредством воздействия на величину спроса и предложения, от которых целиком зависит рыночная цена государственных ценных бумаг. В реальной практике чаще всего происходит понижение рыночной цены ценных бумаг посредством уменьшения спроса на них или же роста предложения.
Выбирая наиболее узкие зоны мест проведения сделок с государственными ценными бумагами, значительно сокращает спрос на них со стороны потенциальных инвесторов, удаленных от этих мест.
Так же к объективным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги необходимо отнести законодательный риск. Всегда существует такая опасность как выход в свет новых законодательных актов, нормативных документов, которые меняют правовую базу рынка ценных бумаг в связи с осуществлением экономических реформ или сменой правительственного курса, корректировкой экономической политики.
Теперь можно рассмотреть и рыночные факторы ценообразования на государственные ценные бумаги.
Среди этих факторов можно выделить конъюнктуру смежных секторов финансового рынка: валютного, кредитного и драгоценных металлов. К примеру, цены на золотой сертификат определялась ценой золота на Лондонском рынке, выраженной в долларовой валюте на Московской валютной бирже.
К рыночным факторам ценообразования на государственные ценные бумаги можно отнести и конъюнктурные риски. Риск неплатежа или же непогашения проявляется это, прежде всего в наличии ненулевой вероятности того, что государство не сможет или не пожелает расплатиться с инвесторами. Приводя к снижению спроса и рыночных цен на государственные ценные бумаги, это обусловлено недоверием к российскому государству как к финансовому субъекту, заемщику средств.
Отсюда следует, что цены на государственные ценные бумаги формируются в соответствии с общими принципами ценообразования, но под влиянием специфики и многофакторности, то есть существует основной тренд цен, отклонения от которого и объясняются присутствием или отсутствием какого-либо ряда факторов.
2.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг (РЦБ) в России
Формирование фондового рынка в РФ стало причиной возникновение, связанных с данным действием, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для последующего успешного развития и функционирования РЦБ.
Можно выделить следующие основные проблемы развития отечественного фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
1. Целевая переориентация
РЦБ с первоочередного
2. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, то есть хозяйственного упадка, политической и социальной нестабильности.
3. Совершенствование
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в сфере восстановления РЦБ и его текущего регулирования. Конечный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок Соединенных Штатов), а также определение части источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
б) формирование эффективного надзора на рынке ценных бумаг и фондовом рынке.
5. Проблема защиты вложений
инвесторов в ценные бумаги
от потерь, которая быть может
решена созданием
6. Опережающее создание
депозитарной, клиринговой и агентской
сетей для регистрации
7. Реализация принципа
открытости информации – через
расширение объема публикаций
о деятельности эмитентов
Информация о работе Классификация государственных ценных бумаг