Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 13:43, курсовая работа
Процесс финансирования государственных целевых программ, развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В данный момент в странах с более развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Сущность ценных бумаг и их функции
1.2 Методы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг
1.3 Виды и классификация государственных ценных бумаг
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ
2.1 Ценообразование на государственные ценные бумаги
2.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг (РЦБ) в России
2.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг (РЦБ) в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Сущность ценных бумаг и их функции
1.2 Методы административно-
1.3 Виды и классификация государственных ценных бумаг
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РФ
2.1 Ценообразование на государственные ценные бумаги
2.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг (РЦБ) в России
2.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг (РЦБ) в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Целью написания этой курсовой работы является рассмотрение понятия, классификации и видов ценных бумаг. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время ценные бумаги прочно вошли в гражданский оборот и применяются для решения различных социально-экономических проблем. Они представляют собой особый объект гражданских прав, и их основополагающее правовое значение состоит в том, что ценные бумаги удостоверяют определенные гражданские права. Подавляющее число рыночных субъектов, действующих на основе деловых контактов, принимают на себя обязательства, имеющие форму ценных бумаг. Именно взаимные обязательства предпринимателей гарантирует устойчивость экономической системы общества. Их значение велико в платежном обороте каждого государства. Через ценные бумаги осуществляется инвестиционные процессы, при которых инвестиции направляются в самые нужные сферы народного хозяйства, их получают наиболее жизнеспособные рыночные структуры.
На практике существует много вопросов, связанных с правовым регулированием обращения ценных бумаг, в целом, как правового института, и регулированием использования отдельных разновидностей ценных бумаг. Современные ценные бумаг и имеют сложный правовой характер, и это предопределяет существование различных концепций, оказывающих огромное влияние на законодательное регулирование, так и на практику обращения отдельных видов ценных бумаг.
Процесс финансирования государственных целевых программ, развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В данный момент в странах с более развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики.
Основными задачами данной курсовой являются рассмотрение основ построения рынка ценных бумаг, понять, как функционирует рынок ценных бумаг в современных условиях.
На рынке государственных ценных бумаг так же присутствуют ценные бумаги центрального правительства, муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги государственных учреждений, ценные бумаги, которым присвоен статус государственных.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1 Сущность ценных бумаг и их функций
При регулировании государством, функции по управлению хозяйственно-рыночными и кредитно-финансовыми сферами жизнедеятельности его субъектов, неизбежно возникает необходимость привлечения свободных денежных средств. Государство прибегает к нескольким способом для привлечения свободных оборотных средств своих субъектов, которые несмотря на имеющиеся различия, характеризуются обязательным нормативным регулированием их порядка, публичностью, возвратностью и добровольностью. Самый распространенный способ привлечения денежных средств является проведение государством в лице его официальных и уполномоченных на то органов заемных операций, в результате которых формируется государственный внутренний долг, представляющий собой долговое обязательство государства.
Государственная деятельность
по правовому регулированию, по созданию
государственного внутреннего долга закреплено
Законом Российской Федерации "О государственном
внутреннем долге РФ". Обязательства
государства могут быть оформлены в виде
кредита, полученных Правительством РФ,
долговых обязательств, и государственных
займов. Осуществляется посредством выпуска
государственных ценных бумаг (ГЦБ).1
Ценная бумага представляет собой, документ удостоверяет имущественные права ее владельца, принятый с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, осуществление или передача которых возможны лишь при его предъявлении.
Одним из видов ценных бумаг, является государственная ценная бумага.
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) это своего рода ценные бумаги, которые были выпущены государством. Данные ценные бумаги относятся к долговым ценным бумагам.
Государственный долг это результат финансовых займов государства, которые служат для покрытия, погашения дефицита бюджета страны. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учетом вычета бюджетных излишков.
Условия размещения и выпуска государственных долговых обязательств определяется непосредственно Правительством. Обслуживание государственного долга производится ЦБ и его учреждениями. Оно заключается в операциях по размещению долговых обязательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним. Покрытие государственного внутреннего долга происходит за счет государственного бюджета, в расходах бюджета необходимые для этого средства даются отдельной строкой. 2
Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:
финансирования текущего бюджетного дефицита;
погашения ранее размещенных займов;
обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;
обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;
финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
поддержки социально значимых учреждений и организаций.
Однако следует заметить, что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита, по сравнению с практикой заимствования средств, в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.
Некоторые виды ценных бумаг выпускаемых государством могут способствовать сглаживанию налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство обладает правом не только выпускать свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями. Которые, по мнению государства, нуждаются в поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Выпуск государственных ценных бумаг сопряжен с меньшими издержками, чем привлечение средств при помощи банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают куда меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Таким образом, государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из ключевых источников финансирования внутреннего долга.
Ценные бумаги, выпускаемые государством, имеют два крупных преимущества перед иными видами ценных бумаг. Первое, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств, и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Второе, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами, часто отсутствуют налоги на операции с ГЦБ и на получаемые с них доходы.
Размещение Государственных ценных бумаг обычно осуществляется:
Центральным Банком;
Министерством финансов.
В свою очередь ценные бумаги имеют свои свойства: обращаемость как способность покупаться и продаваться на рынке, так же вступать в качестве самостоятельного платежного инструмента; стандартность как наличие стандартного представления, реквизитов, что делает товар, способным обращаться.
Ценные бумаги выполняют следующие функции:
Во-первых, способствуют перетеканию капитала между сферами и отраслями экономики;
Во-вторых, перераспределительная функция, она характерна для финансовых отношений, входящие лишь во вторичную часть финансовых отношений;
В третьих реализация прав владельца ценной бумаги на ее часть дохода, получаемого от вложений капитала, а так же на ее возврат (капитала) если это конечно предусмотрено условиями эмиссии и особым видом ценной бумаги.
1.2 Методы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг считается обязательным
компонентом экономики каждой страны,
ее рискованным сектором, так как он охватывает
широкий круг участников и вследствие
этого требует определенного внимания
со стороны государства. В связи с этим
особенное значение приобретают способы
административно-правового регулирования
рынка ценных бумаг, которые направлены
на создание оптимальных условий как для
профессиональных участников, но и для
простого населения в целях недопущения
и во избежание нарушений их законных
прав и интересов.
Правовое регулирование общественных отношений считается обязательной функцией права, которая осуществляется с определенными и абсолютно точными юридическими и социальными целями. Потребность вмешательства страны в финансовые процессы в наше время вытекает из самой природы рыночных отношений.
Административно-правовое регулирование является одним из видов правового регулирования, сущность которых заключается в воздействии на общественные отношения с целью их упорядочения с помощью всевозможных правовых средств, составляющих механизм правового регулирования.
Методами правового регулирования общественных отношений являются предписания, запреты и дозволения. При всем при этом каждая отрасль права может использовать их с учетом особенности регулируемых общественных отношений. Так, в гражданского права более чаще используются методы дозволения, а в уголовном - запреты, в административном праве чаще всего используются методы властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления и носящих односторонний характер.
Статья 38 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1> (далее - Закон о рынке значимых бумаг) определяет ключевые направления государственного регулирования, не различая при всем этом его формы и способы. Так, указанное в этой статье установление непременных требований к деятельности профессиональных участников рынка значимых бумаг и ее стандартов, осуществляется при помощи нормативно-правового регулирования, а создание системы защиты прав собственников ценных бумаг и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, является одной из задач административно-правового регулирования рынка ценных бумаг.
Имеющиеся методы административно-правового регулирования рынка ценных бумаг очень многообразны. Исходя из цели, содержания и момента применения предлагаем их соединить в 2 категории: методы административно-правового регулирования, устанавливающие требования к субъектам и объектам для их допуска на рынок ценных бумаг, и методы административно-правового регулирования, использующиеся в ходе воплощения уже допущенными участниками деятельности на рынке ценных бумаг.
К первой группе методов относятся:
а) государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, регистрация проспекта ценных бумаг;
б) лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
в) аттестация специалистов и руководителей профессиональных участников рынка ценных бумаг;
г) аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка;
д) выдача разрешений на право осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации;
е) допуск ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и публичному обращению в Российской Федерации.
Для этой категории методов отличительно установление в их рамках конкретных требований, в случае удовлетворения которых субъект либо объект может быть допущен на рынок ценных бумаг. Отсюда вытекает их особо главная роль: при их помощи государство защищает экономический рынок. Установление притязаний ориентировано на то, чтобы на рынке ценных бумаг находились финансово устойчивые организации, способные удовлетворить требования инвесторов, чтобы ценные бумаги выпускали добросовестные эмитенты с "реальным" уставным капиталом.3
Данную категорию методов объединяет помимо прочего то, что все они по собственной природе являются административно-процедурными производствами и осуществляются по схожей процедуре.
В масштабах отмеченных методов административно-правового регулирования рынка ценных бумаг устанавливаются следующие требования:
а) к самим лицам, инициирующим административно-процедурную деятельность (к примеру, ценные бумаги не всех зарубежных эмитентов могут быть допущены к размещению и (либо) общественному обращению в РФ, главное требование связано с местом их учреждения)
б) к учредительным и иным документам (согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" <3> в учредительных документах ипотечного агента должно быть указано единое количество выпусков облигаций с ипотечным покрытием, для эмиссии которых он создается);
в) к персоналу (требования к специальному стажу работы единоличного исполнительного органа лицензиата, а также наличию конкретных сотрудников в штате лицензиата установлены Положением о лицензионных требованиях и критериях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 20 июля 2010 г. N 10-49/пз-н)
Информация о работе Классификация государственных ценных бумаг