Контроль и анализ деятельности предприятия на основе бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать особенности бюджетирования в современных условиях, а также рассмотреть виды бюджетов.
Основные задачи данной курсовой работы:
Рассмотреть сущность бюджетного планирования;
Проанализировать основные функции бюджетирования;
Предложить варианты реализации бюджетного цикла.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Бюджетирование на предприятии: сущность, функции и особенности....6
1.1 Сущность и функции бюджетирования………………………………………....6
1.2 Методы составления и виды бюджетов………………………………………..10
Глава 2. Современное состояние системы планирования на предприятии ( на примере ОАО «Тамбовский хлебозавод»)………………………………………....15
2.1 Организационно-экономическая характеристика и сфера деятельности…....15
2.2 Порядок формирования плановых показателей, действующих на предприятии……………………………………………………………………….....16
Глава 3. Направления совершенствования процесса планирования путем перехода на бюджетирование (на примере ОАО «Тамбовский хлебозавод»)…..21
3.1 Применение бюджетирования к предприятию………………………………...21
3.2 Организация контроля исполнения бюджета………………………………....24
3.2.1 Формирование операционного бюджета………………………………..24
3.2.2 Формирование финансового бюджета……………………………...…..29
Заключение…………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы……………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.21 Кб (Скачать файл)

Операционный бюджет –  текущий, периодический, характеризует планируемые  операции на предстоящий период. Цель такого бюджета – разработка плана прибылей убытков. Если основной бюджетный фактор – объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках.

Финансовый бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета – планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.


Форма бюджетов, в отличие  от финансовой отчетности, не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

Статический бюджет – это  бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты исходя из запланированного объема реализации.

Гибкий бюджет – это  связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. В нем учитывается изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, поэтому гибкий бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланируемыми показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В этом бюджете переменные затраты организации (подразделения) рассчитываются исходя из норм в расчете на единицу продукции и уровня реализации. Постоянные затраты не зависят от деловой активности организации, поэтому их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджета.

Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с  учетом фактического объема реализации.

Бюджеты можно представить следующим  образом:

                      

                       Классификация видов бюджетов предприятия

Таблица 1

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности

 предприятия

Бюджет по операционной

 деятельности

Бюджет инвестиционной

деятельности

Бюджет по финансовой

деятельности

По видам затрат

Бюджет текущих затрат

Бюджет капитальных затрат

Классификационный признак

Вид бюджета

По широте номенклатурных затрат

Функциональный бюджет

Комплексный бюджет

По методам разработки

Фиксированный бюджет

Гибкий бюджет

По временному периоду

Месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет

Текущий бюджет

Перспективный бюджет

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет

Непрерывный (скользящий)

 бюджет

По степени содержания

 информации

Укрупненный бюджет

Детализированный бюджет


 

Все эти виды бюджетов (табл. 1) необходимы для составления прогноза финансового  состояния предприятия и для  проведения постатейного анализа. Данный классификатор позволяет сгруппировать  бюджеты по видам деятельности для  упрощения их консолидации в основные финансовые отчёты.

    Говоря о методах разработки бюджетов можно выделить следующие методы:

  • метод прироста. Он является традиционным. Применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о расходах и доходах за предыдущий период. Затем эти данные корректируются с учётом возможного изменения цен, а также возможного изменения объёма реализации продукции. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста расходов и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, “заложенные” в предыдущем периоде деятельности, переходят в бюджеты следующих периодов.
  • метод нулевого базиса. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале должен доказать своё право на дальнейшее существование путём обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую более точно определять приоритеты.

     При сопоставлении  данных методов выявляются их  недостатки и преимущества. Составление  бюджета по методу прироста  является более простым. Составление  бюджета на основе базиса более  трудоёмко. Если применять его  ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс его составления  требует больших затрат времени.

  • метод гибкого бюджета. Отчёт составляется не в абсолютных цифрах, а в процентах от объёма сбыта. Достоинство этого подхода в том, что если деловая обстановка на предприятии, закладывать в бюджет процент от объёма сбыта часто оказывается проще. Риск же заключается в том, что при таком подходе сложно уделять ведению бизнеса должное внимание.
  • метод построчного бюджета. Представляет собой длинный перечень позиций, причём оценка проводится по каждому пункту в отдельности. Чем крупнее организация, тем сложнее использовать этот метод. Часто этот метод используют в государственных организациях из-за скрупулёзного расчёта всех показателей. Контроль за исполнением такого бюджета сильно затруднён.
  • фондовый метод. Согласно этому методу расходы планируются по самым широким категориям. Главное преимущество метода в простоте; недостаток в том, что не проводится  оценка отдельных решений и их возможного влияния на организацию.

    Выбор того или иного  метода разработки, видов и форм  бюджетов определяется исходя  из специфики, целей и задач  деятельности организации.

Глава 2. Современное состояние  системы планирования на предприятии (на примере ОАО «Тамбовский хлебозавод»)

           2.1 Организационно-экономическая характеристика и сфера деятельности

«Тамбовский хлебозавод»  является открытым акционерным обществом, имеет свою круглую печать, расчетный, валютный и ссудный счета в  банках.

ОАО «Тамбовский хлебозавод»  является коммерческой организацией, учреждено в соответствии с Указом Президента РФ №721 от 10.07.1992г. на основании  Постановления Администрации Советского района г. Тамбова от 25 ноября 1992г. № 642, является правопреемником государственного предприятия Тамбовский хлебозавод.

Адрес регистрации: г. Тамбов, ул. Лермонтовская, д.134

Уставный капитал Общества составляет 79790 рублей.

Уставный капитал составлен  из 15958 обыкновенных именных акций  номинальной стоимостью 5 рублей.

Основным видом деятельности является производство хлебобулочных  изделий.

Дополнительным видом  деятельности является оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями, а так же розничная торговля в  неспециализированных магазинах.

Сейчас открытое акционерное  общество «Тамбовский хлебозавод»  выпускает более 50 видов различных  хлебобулочных изделий. В ближайшее  время их станет еще больше. Учитывая социальную значимость продукции, особое внимание уделяется ценовой политике. Так в 2009 году при росте цен  на сырье заводу удалось избежать повышения стоимости хлебобулочных изделий. Цены на эти продукты в Тамбове и области, по-прежнему, остаются одними из самых низких по России. Роль хлебозавода в сохранении стабильности в обществе отмечают и руководители региона. Сотрудники комбината не раз удостаивались Благодарственными письмами от администрации города и Тамбовской областной Думы. На предприятии налажены тесные контакты с главами области и города, управлением пищевой и перерабатывающей промышленности. ОАО «Тамбовский хлебозавод» поддерживает партнерские отношения со многими предприятиями торговли. На сегодняшний день на заводе работает более 400 человек. За 2009 год ежемесячный фонд оплаты труда вырос на 15%. На 17 % увеличились и доходы завода. Несмотря на непростую ситуацию в России и мире, финансово-экономическая сторона деятельности предприятия остается весьма стабильной.

Максимальная автоматизация  и компьютеризация производственных процессов позволила перейти  на качественно новый уровень  выпечки хлеба и хлебобулочных  изделий. Предприятие вышло на новые  показатели в работе. Значительно  уменьшились энергозатраты. Объем  производства увеличился в два раза.

 

2.2 Порядок формирования плановых показателей, действующих на               предприятии

В ОАО «Тамбовский хлебозавод» существуют давние традиции применения экономических рычагов управления. Рациональная политика развития предприятия, использование знаний квалифицированных специалистов способствовали тому, что даже в 1998 году, после дефолта, хлебозавод выжил. Улучшить финансово-экономическое состояние предприятие помогло и внедрение системы бюджетирования, при которой деятельность всех структурных подразделений стала более прозрачной, а значит — более управляемой.

Для контроля и анализа финансово-экономических  показателей в ОАО «Тамбовский хлебозавод» выстроена следующая схема внедрения системы бюджетирования:

  • создана система ключевых показателей для подразделений предприятия (в том числе четкое планирование прибыли и позволяющая каждому подразделению разработать детальный план действий для достижения намеченного финансового результата);
  • разработан внутренний порядок взаимодействия между всеми структурными подразделениями предприятия по формированию плановых бюджетов, где за каждым подразделением аппарата управления предприятия закреплены соответствующие статьи бюджетов;
  • планово-экономический отдел консолидирует все данные, представленные структурными подразделениями предприятия, и составляет сводный консолидированный проект бюджета. Значительно облегчает составление планового бюджета наличие нормативных показателей, ориентируясь на которые, предварительно разрабатываются предельные величины основных статей бюджета, а впоследствии лишь детализируются;
  • для контроля исполнения бюджетов разработан порядок, основой которого является составление ежедневного реестра движения счетов, поступающих на оплату;
  • контроль выполнения плана по доходам осуществляется по пятидневкам. В случае отрицательных отклонений оперативно выясняются их причины и принимаются конкретные меры.

Комплексный анализ финансово-экономических  показателей не является самоцелью. Он инструмент, создающий реальную картину положения дел на предприятии, помогающий обозначить возникающие проблемы, скорректировать действия либо принять решение по исправлению ситуации. В аналитических материалах, создаваемых финансово-экономическим блоком, сконцентрирована вся информация о деятельности предприятия, создающая предпосылки для более эффективного менеджмента.

Об эффективности финансово-экономического менеджмента красноречиво свидетельствуют результаты, достигнутые филиалом в 2011 году. По итогам работы за 2011 год соблюдены все основные требования, предъявляемые к экономической деятельности филиалов ОАО «Тамбовский хлебозавод», а именно:

  • опережение темпов роста доходов над расходами относительно предыдущего года в 1,04 раза;
  • увеличение уровня рентабельности с 1,5% до 8,5%;
  • снижение доли расходов на оплату труда в доходах с 62,3% до 58,9%;
  • рост производительности труда на 15%;

Рост доходов ежегодно составляет свыше 120%, расходов -116%. Рентабельность увеличивается более чем на три  пункта. Темпы роста производительности труда опережают темпы роста  средней заработной платы.

Это связано с развитием новых  сервисов и сохраняющейся тенденцией роста объемов реализации продукции. Так объемы реализованной продукции выросли на 8,3% и составили 215868 тыс. руб. Запланированный доход на 2011 год по данному виду деятельности – 203742 тыс. руб., что говорит о выполнении плана.

Одним из приоритетных направлений  деятельности ОАО «Тамбовский хлебозавод» остается оказание финансовых услуг, ориентированных не только на корпоративных клиентов, но и широкие слои населения. В 2011 году доходы от оказания финансовых услуг выросли на 19%. Доля данного сектора в структуре доходов предприятия в 2011 году составила 38%. Репутация хлебозавода растет и люди все больше уделяют внимание на качество и сервис предоставление различного рода услуг.

Анализируя отклонения фактических  показателей финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Тамбовский хлебозавод», можно сделать вывод, что выполняя социальную функцию, оказывая общедоступные услуги по регулируемым государством тарифам, реализовывая проекты, направленные на повышение социальной защищенности своих работников, на повышение качества оказываемых услуг, ОАО «Тамбовский хлебозавод» имеет весьма средний доход. За 2011 год выручка от реализации составила 215868 тыс. руб., что в свою очередь превышает запланированные данные и на 8,3 % составило выше данного показателя за 2010 год.

Информация о работе Контроль и анализ деятельности предприятия на основе бюджетирования