Место и роль бюджета в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитие общества в Российской Федерации.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть формирование и функции бюджета;
- изучить основы бюджетного устройства РФ.
- рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
- проанализировать основные показатели бюджета РФ в период с 2010 по 2011 год.
- изучить приоритетные направления бюджетной политики в РФ на 2012-2014 годы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Формирование и функции бюджета………………………………………….5
2. Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства……………………………………………………………………….8
3. Основные показатели бюджета РФ за 2010-2011 и направления его развития…………………………………………….……………………………11
Заключение…………………………………….………………………………..21
Список использованных источников………………….……

Файлы: 1 файл

Место и роль бюджета в современной экономике чистовой.docx

— 60.62 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную  систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

1. Федеральный  бюджет

2. Бюджеты  субъектов Российской Федерации  (региональные бюджеты)

3. Бюджеты  муниципальных образований (местные  бюджеты)

4. Бюджеты  государственных внебюджетных фондов.

Согласно  статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным  казначейством.

Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое "урезание" запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

В современных  условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику  более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом  социальной политики РФ является государственная  поддержка наименее защищенных слоев  населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования  и культуры.

бюджет доход финансовый экономика

3. Основные показатели бюджета РФ за 2010-2011 и направления его развития

 

По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.

В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду  прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен  на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2% [12].

В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6%, что  отражено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Индекс физического объема ВВП  за 2011-2014 гг.

 

В случае реализации этого сценария на докризисный  уровень экономика вернется в  конце 2011 – начале 2012 годов.

Инвестиции  в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Увеличилась и доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году.

Рост  инвестиций в основной капитал в  январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение  инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году.

В 2012–2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными  программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение  роста инвестиций в обрабатывающих отраслях. Ожидается, что на фоне улучшающегося  инвестиционного климата будет  расти инвестирование частного сектора.

Позитивным  фактором роста в 2010 году являлось динамичное развитие промышленного производства (прирост за 2010 год по отношению  к 2009 году составил 8,2%), особенно обрабатывающих производств (прирост – 11,8%). Наиболее высокими темпами роста характеризовалось производство транспортных средств и оборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий. Рост обрабатывающих производств во многом был связан с ростом инвестиций.

В январе-мае 2011 года объем промышленного производства увеличился на 5,2%, по итогам года ожидается  рост на уровне 5,4%, что позволит уже  в 2011 году выйти на докризисный уровень. К 2014 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди  ведущих отраслей обрабатывающих производств  будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств  и оборудования.

В противоположность  промышленности, объем производства в сельском хозяйстве в 2010 году сократился по сравнению с 2009 годом на 11,9%. При этом в 2009 году и в первом полугодии 2010 года сельское хозяйство росло. Однако неблагоприятные погодные условия привели к сокращению производства в летние месяцы 2010 года, с сентября помесячная динамика (с учетом сезонного фактора) сельскохозяйственного производства вновь стала положительной.

В январе-апреле 2011 года сельское хозяйство выросло  на 0,6%, а по итогам всего года по оценке увеличится на 11,8 %. В 2012–2014 годах ожидается  прирост сельского хозяйства  в среднем по 2,3% в год.

Оборот  розничной торговли по итогам 2010 г. вырос на 6,3%, в текущем году ожидается рост на 3,8%, в 2012–2014 годах – на уровне 5,3% в год.

Платные услуги населению в 2010 году увеличились  на 1,5 %, в 2011 году ожидается рост на 4,2%, а в 2012–2014 годах – в среднем  на 5,4% в год.

Вместе  с восстановлением экономики  в 2010 году улучшилась ситуация на рынке  труда. По итогам 2010 года уровень безработицы  составил 7,5%, что меньше прошлогоднего  значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический  рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда.

В 2011 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже, чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году.

Таким образом, в 2012–2014 годах прогнозируется закрепление  начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий  кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.

Соответственно, бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита».

Для решения  задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году.

 

Таблица 1 Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012-2014 годы, млрд. руб.

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

10 303,4

10 627,8

11 687,6

12 645,5

%% к ВВП

19,3

18,5

18,4

18,0

Расходы (без учета компенсации  выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

11 961,9

13 156,3

14 293,9

%% к ВВП

20,7

20,8

20,7

20,3

Компенсация выпадающих доходов государственных  внебюджетных фондов в связи со снижением  тарифов страховых взносов

-

236,4

275,6

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов РФ)

11 022,5

12 198,3

13 431,9

14 293,9

%% к ВВП

20,7

21,2

21,2

20,3

Дефицит

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3


 

Следует отметить, что несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше, что отражено в таблице 2.

 

Таблица 2 Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

72,7

75,6

88,1

85,7

89,4

92,1

Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

120,6

125,8

127,5

Расходы в реальном выражении (без  учета компенсации выпадающих доходов  государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году

100,0

117,3

112,9

115,5

118,2

123,3

127,5


 

Основу  бюджетной политики в современных  условиях составляют стратегические направления  экономической и социальной политики государства; именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы  использования бюджетных средств  в интересах решения главных  экономических и социальных задач.

Для достижения этих целей на современном этапе необходимо решение следующих задач:

Во-первых, обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. На современном этапе снизить дефицит проще, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

В среднесрочной  перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти. Наша страна, очень зависима от экспорта нефти, и снижение цен на нефть  приводят к дефициту бюджета.

Во-вторых, координация долгосрочного стратегического  и бюджетного планирования.

Стратегическое  планирование остается слабо увязанным  с бюджетным планированием, отсутствует  достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в  достижении поставленных целей государственной  политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

Информация о работе Место и роль бюджета в современной экономике