Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:17, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие доходов бюджета, бюджетного планирования и прогнозирования;
изучить методологию планирования доходов;
рассмотреть дискуссионный вопрос в области планирования и прогнозирования доходов бюджета
Введение
1.Планирование и прогнозирование доходов федерального бюджета
1.1.Сущность государственного бюджета. Доходы государственного бюджета.
1.2. Бюджетное планирование.
1.3. Бюджетное прогнозирование.
1.4. Методология планирования доходов Федерального бюджета.
1.5. Планирование и прогнозирование доходов в трактовке различных авторов.
2. Планирование деятельности предприятия по методу бюджетирования.
2.1. Исходная информация.
2.2. Составление прогноза.
3. Прогнозирование по методу пропорциональных зависимостей.
3.1. Исходная информация.
3.2. Составление прогноза.
Заключение
Список литературы
- обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. [2]
Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.[7] В отличие от финансового планирования осуществляемого, как правило, на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. [11]
Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой.
При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинноследственных связей; при нормативно-целевом определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата.[7]
При разработке прогноза развития бюджета
могут быть использованы различные методы. Разные авторы выделяют
разные группы методов или только некоторые конкретные методы. 1) Метод
экстраполяции, т. е. составление перспективы
исходя из практики предшествующих периодов.
Однако этот метод пригоден для прогнозирования
лишь некоторых статей расходов и доходов
бюджета, имеющих более или менее стабильный
характер.
2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз,
строящийся на базе оценок, сделанных
и обоснованных компетентными специалистами
в отдельных отраслях науки и народного
хозяйства, также не лишен недостатков,
поскольку имеет элемент субъективизма.
3) Применение этих двух методов одновременно;
при этом используются как объективные
тенденции развития, так и мнения экспертов.[11]
И.М.Александров выделяет больше методов бюджетного прогнозирования: математического моделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и др. Метод математического моделирования, основан на применении экономико-математических моделей, позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политике. [2]
При индексном методе используются разнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходы населения и т.д.[2]
Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учета некоторых макроэкономических ориентиров. [2]
К методу экспертных оценок прибегают, когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще не выявлены, аналоги отсутствуют и приходится использовать специально выполненные расчеты специалистов экспертов экстракласса.
Балансовый метод, при котором осуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями и т.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявить пропорции в распределении средств между бюджетами.[2]
Бюджетное прогнозирование сводится к расчету вероятных доходов бюджета, определению объемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможных изменений в межбюджетных отношениях.[11]
В ходе прогнозирования бюджетных доходов решаются следующие задачи: рассчитывается объем финансовых ресурсов по стране; определяются уровень и размер их возможной централизации в распоряжение государства и местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия деежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и услуг, внедрение новых технологий и др.; определяются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональным, местным). [4]
1.4. Методология планирования доходов бюджета.
Планирование доходов – важнейший элемент налоговой и бюджетной политики государства, в процессе которого соответствующие государственные органы принимают решения о внесении изменений в налоговое законодательство, сокращении доли государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановки в стране и созданию необходимых условий для развития экономики.
Планирование бюджетных доходов представляет собой формализованную последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их рассмотрением, утверждением и распределением по уровням бюджетной системы, то есть охватывает сферу планирования доходов в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов.
Работа по планированию доходов включает три важнейших направления:
1) Расчет прогнозируемых сумм мобилизации контингентов всех видов доходов.
2) Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.
3) Определение взаимоотношений
между бюджетами различных
Методология планирования – это совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Методология планирования включает в себя логику, методы и принципы. Однако основу методологии планирования составляют как общие так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. В качестве основных принципов бюджетного планирования выделяются непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод, единство правового регулирования, принцип выделения ведущего звена, принцип научности, маржинальности и др.[12]
Для бюджетного планирования, а в частности планирования доходов бюджета, применяются в основном межнаучные методы планирования, в частности метод экстраполяции и метод экспертных оценок. Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Метод экспертных оценок – это прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами. Применение этих двух методов одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя.
Методология планирования доходов законодательно не установлена и поэтому нет единых методов и принципов планирования. Однако органы государственной власти, ответственные за составление проектов бюджета, применяют общие принципы и методы планирования.
Планирование доходов осуществляется в соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально-экономических показателей, таких как:
Каждый из этих показателей служит основой для расчета как общей суммы поступлений бюджетных доходов, так и отдельных групп, видов налогов и прочих неналоговых поступлений в бюджеты.
1.5. Планирование и прогнозирование доходов в трактовке различных авторов.
Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г.Б.Поляка – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. |
Планирование налоговых доходов. Планирование налоговых доходов-это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей. В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование подразделяется на два уровня:
Налоговое планирование на макроуровне. Охватывает сферу планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. Основная задача налогового планирования на этом уровне – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующее звено бюджетной системы. Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планирование. Оперативное планирование, осуществляемое на месяц или квартал, призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней власти на очередной год. При текущем планировании детально анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов. И текущее и перспективное планирование одновременно базируются на прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служат основой для определения основных характеристик этого прогноза. В целом, процесс налогового планирования можно представить в виде следующей схемы действий:
определяется налоговая база по каждому
налогу с учетом прогноза социально-экономического
развития страны и
отдельных отраслей. В основе планирования неналоговых доходов бюджета заложен новый порядок – функции прогнозирования этих доходов возложены на администраторов доходов. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ (№114 от 10 декабря 2004 года) в рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы. Администратор доходов – это новое понятие в финансово – бюджетном планировании и прогнозировании Российской Федерации. В настоящее время прогнозирование поступлений неналоговых доходов производится администраторами доходов на основе данных предшествующих периодов (метод экстраполяции) с учетом планируемого изменения законодательства, а также темпов экономического и социального развития. В составе неналоговых доходов федерального бюджета наибольшую долю занимают доходы, полученные государством от внешнеэкономической деятельности основная доля в этих доходах приходится на таможенные пошлины. При планировании доходов от внешнеэкономической деятельности отдельно прогнозируются таможенные пошлины и другие от внешнеэкономической деятельности. Таможенные пошлины планируются по следующей формуле: Ситог=Спункт(1)+Спункт(2)+…+ Спункт – общая сумма таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет одним таможенным пунктом; Т – количество таможенных пунктов, осуществляющих данный вид деятельности на территории РФ. Доходы от ВЭД=СС(1)+СС(2)+…+СС(N), где N-количество сделок, совершенных
государством во СС - сумма средств, полученная государством от одной сделки. Расчет иных неналоговых доходов. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходы от оказания платных услуг, и компенсаций затрат занимают наибольшую долю в составе неналоговых доходов федерального бюджета, а также в структуре неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных органов власти. |
Бюджетное планирование и прогнозирование: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/Мирошкин Н.П.,Боткин О.И. – Ижевск [Екатеринбург],2007 |
Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджетов. В современной науке финансового права для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по самым различным основаниям. Одной их основных при этом выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования. При использовании указанного деления различают три вида доходов бюджетов:
Налоговое планирование - одна из главных составляющих частей финансового планирования. Его основная задача - предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов. В Бюджетном кодексе РФ определено единство бюджетной системы, то есть должен быть общий порядок расчета прогнозных показателей по всей стране, обеспечивающий единый механизм определения доходных возможней как субъектов Федерации, так и муниципальных образований. Такой подход к реформирования межбюджетных отношений позволил перейти к формализованным правилам распределения финансовой помощи между субъектами Федерации. Предлагаемая методология основывается на использовании показателей, объективно измеряющих доходные возможности субъектов, муниципальных образований на основе налоговых баз. Процесс формирования
Блок нормативно – законодательный включает набор основных параметров налогового законодательства, отражающих формирование налогооблагаемой базы и отражающий налоговую нагрузку. При этом нормативный блок дифференцируется по уровням бюджетов. Второй блок – включает параметры экономического развития реального сектора экономики, формирующие налоговую базу и отражающие налоговую нагрузку в целом и по отраслям экономики. Третий блок – происходящие в бюджетно – налоговом законодательстве изменения в отчислениях налогов в разные уровни бюджетов. Исходя из структуры налогового потенциала факторов, оказывающих влияние на его формирование , а также требований и возможностей действующего законодательства основой расчета налогового потенциала являются:
|
Финансы и Кредит,№8,2008 |
Обоснование прогнозирования Для прогнозирования величины налоговых поступлений на следующий год Министерство финансов РФ использует следующую схему: прогнозируется номинальная величина ВВП на следующий год и на основе ВВП (или с учетом тенденции к изменениям) находится ожидаемая номинальная величина поступлений. Этот метод имеет погрешность прогноза номинального ВВП и включает в себя погрешность ожидаемых годовых темпов инфляции, а доля отдельных налогов в ВВП существенно изменяется. То есть относительная погрешность данного прогноза равняется сумме относительных погрешностей ее составляющих, поэтому ее величина может достичь существенных значений. Темпы инфляции существенно влияют на величину налоговых поступлений. Отсюда смысл анализировать не только динамику номинальных, а также и реальных поступлений. Используемые Министерством финансов методы расчета не обеспечивают достаточной точности прогнозных показателей, а также делают невозможным определение количественной оценки погрешности прогнозных значений и, соответственно, степень риска предложенных прогнозов. |
Содержание задания
Баланс предприятия ОАО «Лидер» на 31 декабря отчетного года (периода (t – 1), предшествующего прогнозируемому) приведен в табл. 1.1
Финансово-экономическое положение предприятия ОАО «Лидер» в отчетном году представлено в табл. 1.2.
Исходные данные для прогнозирования приведены в табл. 1.3 – 1.7. Предполагается, что предприятие производит два вида продукции: «А» и «Б». Технологический процесс изготовления каждого вида продукции состоит из двух комплексов технологических операций по подготовительному и машинному цехам предприятия.
В производстве используются два основных материала: X и Y. Материал X расходуется на производство продукции А, а материал Y – продукции Б.
В процессе бюджетирования понадобится информация об условиях формирования запасов готовой продукции. Принять, что запасы готовой продукции на конец прогнозируемого периода на предприятии ОАО «Лидер» должны быть на уровне 50 % ожидаемой продажи в следующем квартале.
Известно, что поступления выручки от продаж обычно не соответствует периоду отгрузки. Принять в прогнозируемом периоде следующие условия поступления выручки от продаж: 50 % продаж оплачивается в квартал продаж, 50 % - в следующий квартал.
Для прогнозирования движения денежных потоков по предприятию принять следующую информацию по оплате денежных расходов:
1. Производственная рабочая сила,
основные производственные
2. Постоянные накладные расходы и торговые и административные издержки оплачиваются ежеквартально равными суммами;
3. Налоги, подлежащие оплате, составляют НнП t-1 млн. руб. и будут оплачены равными суммами поквартально в течение года;
4. Капитальные вложения
5. Кредиторская задолженность в данном задании в прогнозируемом периоде остается неизменной К3Пt-1 млн. р.
Финансовый прогноз составить на предстоящий год (t) с разбивкой по кварталам.
Таблица 1.1 Исходный баланс предприятия ОАО «Лидер», млн. руб.
Показатель |
На конец года | ||
АКТИВ | |||
1. |
Основные средства и прочие внеоборотные активы – всего,в том числе: |
770 | |
1.1. |
Оборудование и техника (по балансовой стоимости) |
875 | |
1.2. |
Амортизация |
105 | |
2. |
Оборотные активы – всего, в том числе: |
115,5 | |
2.1. |
Запасы готовой продукции |
21,09 | |
2.2. |
Запасы сырья и материалов |
5,77 | |
2.3. |
Дебиторская задолженность |
70 | |
2.4. |
Денежные средства |
18,64 | |
Баланс |
885,5 | ||
ПАССИВ | |||
1. |
Источники собственных средств – всего, в том числе: |
826 | |
1.1. |
Уставный (акционерный) капитал |
735 | |
1.2. |
Нераспределенная прибыль |
91 | |
2. |
Долгосрочные кредиты |
0 | |
3. |
Краткосрочные обязательства – всего, в том числе: |
59,5 | |
3.1. |
Кредиторская задолженность по налогам |
36,75 | |
3.2. |
Прочая кредиторская задолженность |
22,75 | |
Баланс |
885,5 |
Информация о работе Методы финансового планирования и прогнозирования