Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 05:55, доклад
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет межбюджетные
отношения как отношения между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
§4. Межбюджетные отношения с участием субъекта Российской
Федерации
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет межбюджетные
отношения как отношения между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Мы уже обращали внимание на ошибочность данного определения,
поскольку межбюджетные отношения это прежде всего отношения между
публично-территориальным образованиями: Российской Федерацией и её
субъектами, также отношения перечисленных публично-территориальных
образований с муниципальными образованиями. Одновременно отмечалось,
что бюджетные отношения нельзя рассматривать в качестве отношений
между бюджетами, так как бюджет субъектом правоотношения быть не
может.
Для нас в данном случае интерес представляют те межбюджетные
отношения, в которых в качестве их стороны выступает субъект Российской
Федерации.
Существует
две разновидности таких
Первая разновидность – это отношение, выстроенное по схеме
«Российская Федерация, представляющая федеральный бюджет, – субъект
Российской Федерации, представляющий бюджет субъекта Российской
Федерации». Таким образом, данное отношение опосредует связь между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Взаимосвязь федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации выражается в данном случае в основном в том, что в законе об
утверждении федерального бюджета, во-первых, устанавливаются
регулирующие налоги для бюджетов субъектов Российской Федерации, во-вторых, предусматривается (в случае необходимости) выделение дотаций,
субвенций, субсидий, а также предоставление бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что
межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным
уровням бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по
временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной
системы Российской Федерации;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства
бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во
взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации (ст. 129
Бюджетного кодекса Российской Федерации ).
Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление
единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений
от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской
Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг,
нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой
для расчета финансовой помощи субъектам Российской Федерации из
федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом
социально-экономических, географических, климатических и иных
особенностей субъектов Российской Федерации и согласовываются с
субъектами Российской Федерации до принятия федерального закона о
федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Порядок согласования с субъектами Российской Федерации нормативов
финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов
минимальной бюджетной обеспеченности устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Следует отметить, что указанные нормативы должны быть установлены
федеральным законом о государственных минимальных социальных
стандартах.
Бюджетный кодекс Российской Федерации особо оговаривает, что
соглашения между Российской Федерацией и субъектом Российской
Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок
взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
Российской Федерации и другие положения, установленные настоящим
Кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, являются недействительными и исполнению не подлежат
(п. 2 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).
Бюджетный кодекс Российской Федерации, регулируя межбюджетные
отношения, определил лишь их субъектный состав, не определив объект
данных отношений.
Анализ бюджетного законодательства позволяет, что данные отношения
складываются по поводу:
1) разграничения
расходов между звеньями
2) распределения
государственных доходов (в
других обязательных платежей) между звеньями бюджетной системы и
закрепления их в качестве собственных доходов бюджетов различных
уровней (доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации, доходов бюджетов муниципальных образований);
3) установления для бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов регулирующих доходов в целях сбалансированности этих
бюджетов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации разграничил расходы между
отдельными звеньями бюджетной системы Российской Федерации. В то же
время он допускает возможность перемещения расходов либо сверху вниз
(например, от федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской
Федерации), либо, напротив, снизу вверх (из бюджета субъекта Российской
Федерации в федеральный бюджет).
В связи с этим Бюджетный кодекс Российской Федерации
устанавливает, что отдельные виды расходов могут передаваться из
федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем
включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о
федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в настоящий
Кодекс (п. 1 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Бюджетный кодекс Российской Федерации вводит
механизм взаимных расчетов между бюджетами различных звеньев,
который применяется в случаях, когда отдельные виды расходов или доходов
перемещаются от одного звена к другому. Такое перемещение имеет место
при: а) изменениях
в налоговом и бюджетном
полномочий по финансированию расходов или передачей доходов,
происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не
учтенными законом (решением) о бюджете ( п. 2 ст. 45 Бюджетного кодекса
Российской Федерации).
В связи с этим установлено, что финансовые средства, необходимые для
осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к
предметам ведения муниципальных образований, передаваемые из бюджета
субъектов Российской Федерации, предусматриваются в бюджете, из
которого передаются расходы (то есть, в бюджете субъекта Российской
Федерации), как отдельный вид расходов этого бюджета и учитываются
раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Средства, переданные бюджету субъекта Российской Федерации из
федерального бюджета в качестве обеспечения отдельных государственных
полномочий федерального характера, учитываются в бюджете субъекта
Российской Федерации как доход в форме безвозмездных перечислений (п. 4
ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В качестве примера взаимных расчетов между федеральным и
бюджетами субъектов Российской Федерации можно привести ситуацию,
когда в соответствии с законом о бюджете Санкт-Петербурга на очередной
финансовый год Администрация Санкт-Петербурга оплачивает расходы,
связанные с материальным обеспечением членов Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации от органов государственной
власти Санкт-Петербурга и депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, избранных на территории Санкт-Петербурга, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Однако в
последующем эти расходы будут возмещены соответственно Советом
Федерации и Государственной Думой1
.
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что в
течение финансового года законодательные (представительные) и
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской
Федерации не вправе принимать решений, приводящих к увеличению
расходов местных бюджетов данного субъекта Российской Федерации либо
снижению (выпадению) их доходов, без внесения изменений и дополнений в
законы о бюджетах субъектов Российской Федерации, компенсирующих
увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов соответствующих
местных бюджетов.
Иная ситуация имеет место при перемещении доходов от одного звена
бюджетной системы другому (практически речь идет о перемещении доходов
сверху вниз – от вышестоящего звена бюджетной системы низшему).
В большинстве случаев такое перемещение обусловлено общей
Информация о работе Межбюджетные отношения с участием субъекта РФ