Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 05:55, доклад
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет межбюджетные
отношения как отношения между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
обязанностью вышестоящего бюджета по обеспечению сбалансированности
нижестоящего бюджета. Поэтому такое перемещение доходов связано с
осуществлением процессов бюджетного регулирования.
См. ст. 40 Закона Санкт-Петербурга от 18 ноября 2002 г. «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003
год».
В рамках этого регулирования вышестоящие бюджеты: а)
устанавливают для нижестоящих бюджетов регулирующие налоги; б)
оказывают им финансовую помощь как на безвозвратной основе (в виде
дотаций, субвенций, субсидий, а также компенсаций), так и на возвратной
основе (в виде бюджетных ссуд и бюджетных кредитов); в) выплачивают
компенсации в режиме взаимных расчетов между бюджетами.
Для начала рассмотрим связку «федеральный бюджет – бюджет
субъекта Российской Федерации».
Дотации из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации предоставляются на выравнивание уровня минимальной
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субвенции и
субсидии предоставляются на финансирование отдельных целевых расходов;
бюджетной ссуды предоставляются на покрытие временных кассовых
разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской
Федерации.
Основными условиями предоставления финансовой помощи из
федерального бюджета региональному выступает следующее.
Финансовая помощь в виде дотации из федерального бюджета на
выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету
субъекта Российской Федерации предоставляется при условии подписания
соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через
Федеральное казначейство Российской Федерации.
Средства финансовой помощи, передаваемые из федерального бюджета
в бюджеты субъектов Российской Федерации, выделяются только при
условии выполнения ими требований бюджетного законодательства
Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.
В случае принятия органами государственной власти субъектов
Российской Федерации решений, приводящих к нарушению порядка
зачисления в федеральный бюджет налогов, сборов и иных доходов, а также
иным образом нарушающих положения бюджетного законодательства
Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах, Правительство Российской Федерации вправе:
приостанавливать и уменьшать финансирование из федерального
бюджета федеральных целевых программ, осуществляемых на территории
соответствующих субъектов Российской Федерации, перечисление средств,
предусмотренных в федеральном бюджете в порядке оказания финансовой
помощи бюджетам этих субъектов, а также предоставление бюджетных ссуд
и бюджетных кредитов;
приостанавливать перечисление доходов от уплаты федеральных
налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской
Федерации (то есть регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации);
приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно
из государственных ресурсов.
Перечисленные меры выступают в качестве финансовых санкций
публично-правового характера в отношении тех субъектов Российской
Федерации, которые допускают нарушения бюджетного и налогового
законодательства Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации – получатель финансовой помощи из
федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной
обеспеченности не имеет права:
ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда,
командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными
служащими федеральных учреждений (с учетом региональных
коэффициентов заработной платы);
предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере,
превышающем 3 процента расходов бюджета субъекта Российской
Федерации;
предоставлять государственные гарантии субъекта Российской
Федерации в размере, превышающем 5 процентов расходов бюджета этого
субъекта.
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта
Российской Федерации, предоставляемая на выравнивание уровня
минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе
нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в
целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные
государственные социальные стандарты.
Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации
предоставляются из федерального бюджета на финансирование расходов,
имеющих целевой характер, а именно:
расходов по
федеральным целевым
капитальных расходов;
расходов, передаваемых из федерального бюджета;
иных целевых расходов.
Бюджетные ссуды предоставляются из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование кассовых
разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным
характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и
безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия
оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам Российской
Федерации определяются федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год.
В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до
конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет
средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта Российской
Федерации из федерального бюджета в очередном финансовом году.
Если бюджет субъекта Российской Федерации не получает финансовой
помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году,
непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от
федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской
Федерации.
Компенсации бюджетам субъектов Российской федерации из
федерального бюджета выплачиваются в случае изменений в налоговом и
бюджетном законодательстве, приведших к уменьшению доходов или
увеличению расходов бюджетов субъектов Российской Федерации,
происшедшими после утверждения закона о бюджете субъекта Российской
Федерации и не учтенными законом об этом бюджете, а также при передаче
полномочий федерального центра субъектам Российской Федерации по
финансированию определенных расходов, относящихся к федеральному
уровню.
Например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2003 год»
предусмотрена передача на финансирование бюджетов субъектов
Российской Федерации федеральных законов «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей», «О реабилитации жертв политических
репрессий» и ряда других.
Указанные компенсации выплачиваются в форме субсидий и субвенций.
Однако учитывая особый выплат, вытекающий из того, что они
осуществляются в режиме взаимных расчетов между бюджетами, эти
субсидии и субвенции можно рассматривать в качестве специальной формы
перемещения денежных средств их федерального бюджета в бюджет
субъекта Российской Федерации – компенсации.
В литературе высказано предложение, которое представляется
обоснованным, о разграничении режимов компенсации и взаимных расчетов.
Режим компенсации должен применяться в ситуации, когда вышестоящий
бюджет обязан возместить нижестоящему бюджету убытки, вызванные
принятием вышестоящими органами государственной власти решений,
вследствие которого нижестоящий бюджет лишается определенных доходов
или у него возрастают расходы. Режим взаимных расчетов применяется в
ситуации, когда вышестоящие органы государственной власти делегируют
реализацию своих полномочий нижестоящим органам, что вызывает
возрастание их расходов. При этом авторы данного предложения считают,
что делегирование полномочий должно базироваться исключительно на
договорной основе2
.
При осуществлении органами государственной власти субъектов
Российской Федерации функций федерального центра эти органы действуют
не от своего имени, а выступают от имени Российской Федерации.
При предоставлении финансовой помощи из федерального бюджета
бюджету субъекта Российской Федерации уполномоченный орган
государственной власти Российской Федерации вправе провести проверку
См.: Горбунова О. Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Указ. раб. С. 98 – 99.
бюджета субъекта Российской Федерации – получателя финансовой помощи
из федерального бюджета.
Учитывая, что в настоящее время нет ни одного субъекта Российской
Федерации, который не получал бы финансовой помощи из федерального
бюджета, данное правило означает, что все субъекты Российской Федерации
оказываются в зоне финансового контроля со стороны федерального центра.
При получении субъектом Российской Федерации финансовой помощи в
объеме, превышающем 50 процентов расходов его консолидированного
бюджета, проверка бюджета этого субъекта Российской Федерации
проводится в обязательном порядке.
Информация о работе Межбюджетные отношения с участием субъекта РФ