Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:00, контрольная работа
Процесс реформирования экономики, возросшая роль налогов при осуществлении государством и муниципальными образованиями их финансовой деятельности, развитие финансового законодательства привели к необходимости глубокого изучения многих правовых институтов и категорий, в том числе налоговых правоотношений. Несмотря на проводимые исследования экономической природы налогов, необходимо рассмотрение правового регулирования налоговых отношений, учитывая, что они не могут существовать на практике вне своей правовой формы, а финансовое законодательство в настоящее время отличается значительной нестабильностью. Применение на практике теоретических выводов, сформулированных в экономической литературе о налогообложении, возможно только при условии существования научно обоснованных юридических методов, которые должны обеспечить экономически обоснованное и соразмерное налогообложение и соблюдение прав участников налоговых отношений.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1. Налоговые правоотношения…………………………………………………………….5
1. 1.Понятие и содержание налоговых правоотношений………………………5
1.2. Сущность налоговых правоотношений…………………………………………….6
1.3. Система налоговых правоотношений……………………………………………….7
1.4. Участники налоговых правоотношений……………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………………………..19
Список источников и литературы…………………………………………………………..20
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации" определил общие, наиболее
существенные положения налогового
права в едином нормативном акте,
а именно: принципы построения налоговой
системы Российской Федерации и
ее содержание, т.е. перечень налогов, их
классификацию, порядок установления
налогов; обязанности и права
налогоплательщиков, их ответственность;
полномочия налоговых органов и
их должностных лиц; обязанности
банков и их должностных лиц в
области налогообложения. Однако дальнейшее
развитие налогового законодательства
не обеспечило системного подхода к
проблеме налогов в Российской Федерации.
Так, в ч.1 Налогового кодекса РФ вообще
не упоминается понятие "налоговая
система", а все статьи Закона
РФ "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации", которые
давали определение налоговой системы,
определяли ее структуру, т.е. закладывали
основы системного подхода к формированию
сложной государственной
Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики5.
В целом повышение эффективности
налоговой системы Российской Федерации
возможно лишь при наличии современной
научной концепции
В процессе реализации налогового законодательства
возникают правоотношения между
субъектами налогового права - организациями
и физическими лицами. В таких
правоотношениях участвуют
Под налоговыми органами понимаются
органы, участвующие в налоговых
правоотношениях и
Вместе с тем к системе государственных органов и сил, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации, отнесены Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел и взаимодействующие с ними оперативные подразделения других правоохранительных органов РФ.
Кроме того, нельзя забывать о том,
что при определенных ситуациях
участниками налоговых
Чтобы попытаться представить всех участников налоговых правоотношений как целостную систему, необходимо вначале рассмотреть некоторые общие теоретические положения.
Любая организация обычно рассматривается как комплексная система с рядом составляющих ее отдельных подсистем. К таким подсистемам обычно относят индивидуумы, формальную структуру, неформальную структуру, неформальную организацию, статусы и роли, а также физическое окружение. Все вместе они определяются как организационная система7.
Сложность ее структуры выдвигает
на первый план необходимость изучения
взаимодействия подсистем. Соответственно
этому центральным
Главным интегрирующим фактором организации обычно признается цель. При этом зачастую проводится различие между целями, поставленными перед данной организацией, и целями, присущими всем организациям как таковым. Последние цели считаются обусловленными внутренними потребностями роста и выживания9.
Таким образом, сущность "системного подхода" заключается в исследовании наиболее общих форм организации, которое предполагает, прежде всего, изучение системы как целою, взаимодействия между частями, исследование
процессов, связывающих части системы
с ее целями. Основными частями
организационных систем оказываются
индивидуумы, формальные структуры, неформальные
факторы, группы, групповые отношения,
типы статусов и ролей в группах.
Связь между частями системы
осуществляется посредством сложных
комплексов взаимодействий, которые
вызывают изменение поведения людей
в организации. Основные части системы
связаны определенными
С учетом вышеназванных теоретических установок можно утверждать, что теорию системного подхода можно применять к построению налоговой системе РФ.
Во-первых, как уже было сказано, главным интегрирующим фактором всех подразделений организации является цель. Всех участников налоговых правоотношений объединяет единая цель - выполнение налогового законодательства.
Во-вторых, в любой организации
значительную роль играют связи, как
в целой системе, так и в
подсистемах. Эти связи устанавливаются
нормативными правовыми актами, при
разработке которых учитывается
единая концепция, то есть главная цель,
ради которой создается эта
В-третьих, следуя теории системного подхода, эффективность функционирования организации обеспечивается соблюдением принципа иерархичности структуры, централизованного управления всеми структурными подразделениями.
На данный момент в России фактически
отсутствует налоговая система
в ее классическом понимании. Существующую
организацию можно
Характерен пример коллизии норм таможенного и налогового законодательства, когда неясно, что же такое НДС по действующему законодательству - налог или таможенный платеж? На практике несовершенство понятийного аппарата, двусмысленное толкование одних и тех же понятий приводит к двойному налогообложению, что недопустимо.
Таким образом, очевидно, что законодательная деятельность - основной механизм, с помощью которого возможно объединить всех участников налоговых правоотношений в налоговую систему, включающую в себя подсистемы:
налогоплательщиков (физических и юридических лиц);
налогов, сборов и пошлин (налоговое законодательство);
налоговых органов (органов Министерства РФ по налогам и сборам, муниципальных налоговых органов и таможенных органов);
правоохранительных органов (органов Федеральной службы налоговой полиции, и других органов, осуществляющих борьбу с налоговыми правонарушениями, судов, адвокатуры);
кредитных организаций (банков, которые
принимают и зачисляют
Только осуществляя системный подход, можно избежать противоречий в налоговом законодательстве, дублирования функций участников налоговых правоотношений и обеспечить координацию их деятельности11.
1.4. Участники налоговых правоотношений
Налоговые органы и налогоплательщики являются участниками налоговых правоотношений.
Налоговые органы - это единая система контроля за:
соблюдением налогового законодательства Российской Федерации;
правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и других обязательных
платежей, установленных
соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Действующее законодательство оперирует понятием "налоговые органы" в узком (собственном) и широком смысле слова.
В первом случае под ними понимается единая централизованная система, состоящая из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных органов (ст.2 Закона "О налоговых органах").
Под налоговыми органами в широком смысле слова в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.30) следует понимать МНС России и его территориальные органы, а также государственные органы, наделяемые полномочиями налоговых органов.
К последним Налоговый кодекс относит таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов13.
В случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом.
Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам (МНС России)
и его территориальные органы
относятся к федеральным
МНС России занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и является звеном федерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы.
Возглавляет МНС России министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ (по представлению Председателя Правительства РФ); он осуществляет руководство на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на данное министерство задач и функций.
Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.
К основным полномочиям министра также относятся:
распределение обязанностей между заместителями;
утверждение положения о структурных подразделениях центрального аппарата министерства;
утверждение уставов находящихся в ведении министерства организаций, заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с руководителями этих организаций;
назначение на должность и освобождение от должности работников центрального аппарата министерства;
представление в Правительство РФ проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящих в компетенцию министерства;
издание в пределах своей компетенции приказов, распоряжений, а также указаний, обязательных для исполнения работниками центрального аппарата министерства и его территориальных органов;
представление работников министерства и организаций, находящихся в его ведении, к государственным наградам Российской Федерации и присвоению почетных званий.
Второй уровень - региональный (уровень субъектов РФ) - представлен управлениями МНС по субъектам России.
Третий уровень - уровень муниципальных образований внутри субъектов РФ. Он представлен инспекциями МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциям МНС России по налогам и сборам межрайонного уровня15.
Налоговые органы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований являются территориальными органами МНС России соответствующего уровня.
Межрегиональные инспекции МНС России занимают особое место в системе налоговых органов, так как они работают также и с проблемными налогоплательщиками.
Проблемные налогоплательщики - это
юридические и физические лица из
числа крупных