Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:00, контрольная работа
Процесс реформирования экономики, возросшая роль налогов при осуществлении государством и муниципальными образованиями их финансовой деятельности, развитие финансового законодательства привели к необходимости глубокого изучения многих правовых институтов и категорий, в том числе налоговых правоотношений. Несмотря на проводимые исследования экономической природы налогов, необходимо рассмотрение правового регулирования налоговых отношений, учитывая, что они не могут существовать на практике вне своей правовой формы, а финансовое законодательство в настоящее время отличается значительной нестабильностью. Применение на практике теоретических выводов, сформулированных в экономической литературе о налогообложении, возможно только при условии существования научно обоснованных юридических методов, которые должны обеспечить экономически обоснованное и соразмерное налогообложение и соблюдение прав участников налоговых отношений.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
1. Налоговые правоотношения…………………………………………………………….5
1. 1.Понятие и содержание налоговых правоотношений………………………5
1.2. Сущность налоговых правоотношений…………………………………………….6
1.3. Система налоговых правоотношений……………………………………………….7
1.4. Участники налоговых правоотношений……………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………………………..19
Список источников и литературы…………………………………………………………..20
Полномочия межрегиональных
Деятельность органов
Следующий уровень системы нормативных
правовых актов - это федеральные
законы: Налоговый кодекс РФ; Закон
РФ "О налоговых органах"; Федеральный
закон "Об основах государственной
службы Российской Федерации" от 31 июля
1995 г. (ред. от 7 ноября 2000 г); Федеральный
закон "О государственной защите
судей, должностных лиц
Налоговые органы в своей деятельности
руководствуются также
При решении острейших проблем,
связанных с деятельностью
Анализ налогового законодательства позволяет дать расширенный перечень основных задач, стоящих перед этими органами. В частности перед МНС России ставятся следующие конкретизированные задачи17:
контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;
осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (далее именуется - этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В соответствии с перечисленными выше задачами МНС России осуществляет следующие функции:
проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
обобщает практику применения законодательства о налогах и сборах, анализирует отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
применяет установленные
проводит совместно с
осуществляет в установленном
порядке регистрацию
осуществляет контроль за соблюдением
правил использования контрольно-
обеспечивает в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности;
обеспечивает установку и
производящих алкогольную
выступает в установленном порядке
государственным заказчиком по разработке
нормативно-технической
организует в пределах своей
компетенции выполнение мероприятий
по мобилизационной подготовке и
гражданской обороне в
обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;
осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами18.
Данные задачи решаются в первую очередь путем организации и проведения налогового контроля.
Налоговый контроль - это важнейшее
направление финансового
В гл.14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса РФ (ч.1) определены формы проведения налогового контроля, состав и соответствующая компетенция органов, его осуществляющих, виды проверок, процессуальный порядок осуществления различных контрольных действий и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах20.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:
налоговых проверок (камеральные и выездные);
получения объяснений налогоплательщиков,
налоговых агентов и
проверки данных учета и отчетности;
осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах.
Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты.Институт налоговых агентов получил достаточно четкое нормативное регулирование в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Причем п.1 и 2 ст.24 "Налоговые агенты" НК РФ фактически не действовали до введения части второй НК РФ (ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Налоговыми агентами признаются лица,
на которых в соответствии с НК
РФ возложены обязанности по исчислению,
удержанию у налогоплательщика
и перечислению в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п.1
ст.24 НК РФ). Из данного определения
следует, что налоговыми агентами могут
быть только физические и юридические
лица (ст.11 НК РФ), но не обособленные подразделения
организаций. Этот вывод очень важен
для проведения налогового контроля
и привлечения к
Согласно ст.9 НК РФ налоговый агент признается самостоятельным субъектом налоговый отношений. И хотя организация (индивидуальный предприниматель) может являться одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, необходимо четко разделять те правоотношения, в которых организация (индивидуальный предприниматель) выступает как налогоплательщик, и в те, в которых она выступает как налоговый агент. Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
Главное и существенное отличие налогоплательщика от налогового агента состоит в том, что на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать налоги и сборы, а на налоговом агенте - исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога, а также перечислять удержанный налог в бюджет. Именно поэтому при толковании норм необходимо исходить из того, что положения НК РФ о налогоплательщиках применяются к налоговым агентам только при наличии прямого указания об этом21.
Еще один важный вывод заключается
в том, что обязанности налогового
агента являются производными от обязанностей
налогоплательщика, т.е. они вторичны.
Иными словами, если у налогоплательщика
не возникла обязанность по уплате
налога, то не могут появиться обязанности
и у налогового агента при условии,
что налоговый агент и
Налоговые агенты имеют те же права,
что и налогоплательщики, т.е. пользуются
всеми правами, указанными в ст.21
НК РФ, а также иными правами, предусмотренными
для налогоплательщиков другими
статьями НК РФ. Обязанности
Налоговый агент является посредником
между налогоплательщиком и государством.
В связи с этим возникает вопрос:
наделяет ли налоговое законодательство
какими-либо властными полномочиями
налогового агента по отношению к
налогоплательщику, поскольку изначально
налоговый агент и
На налогового агента законодательством
о налогах и сборах возложена
обязанность удержать налог из средств,
выплачиваемых
Заключение
Российское законодательство в сфере исчисления налогов, неустанно совершенствуются, в этом плане и совершенствуются налоговые правоотношения между их субъектами. Однако качественно налоговое законодательство не развивается.
В процессе взимания налогов возникают
налоговые отношения между