Нормы бюджетного и налогового законодательства в планировании налоговых доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – поиск возможностей и методов повышения норм бюджетного и налогового законодательства в планировании налоговых доходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и состав налоговых доходов федерального бюджета;
- изучить методы планирования налоговых доходов;
- дать оценку исполнения бюджета РФ по налоговых доходам в 2010-2011гг.;
- предложить рекомендации по совершенствованию процесса государственного налогового планирования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и нормативные правовые основы планирования налоговых доходов федерального бюджета............................................……….5
1.1 Понятие и состав налоговых доходов федерального бюджета ......…….…5
1.2 Вопросы планирования налоговых доходов в бюджетном законодательстве....…………………………………………………………..…...8
1.3 Методы планирования налоговых доходов федерального бюджета, особенности их применения...........…………………………………….……….11
2. Развитие норм бюджетного законодательства в планировании налоговых доходов федерального бюджета и направления их решения........ 19
2.1 Оценка исполнения бюджета РФ по налоговым доходам в 2010-2011 гг........................................................................……….....19
2.2 Проблемы бюджетного законодательства в планировании налоговых доходов федерального бюджета..……………………………...………..……...22
2.3 Совершенствование норм бюджетного законодательства для повышения обоснованности налоговых доходов федерального бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых........... ……………................………26
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Для точной оценки размеров бюджетных  поступлений на предстоящий период, обеспечения своевременного и качественного  составления бюджетов всех уровней  необходим серьезный анализ происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития.

Создание достоверной методики налогового планирования в настоящее  время является одним из направлений  совершенствования процесса составления  бюджета.

Налоговое планирование играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики государства. По сути, налоговое планирование на макроуровне представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов по определению общей суммы и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней. В частности, принимаются решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также сокращения расходов государства в тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. В связи с этим одновременно с проектом бюджета разрабатываются проекты соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее законодательство о налогах.

 

 

 

 

 

 

2.   Развитие норм бюджетного  законодательства в планировании налоговых доходов федерального бюджета и направления их решения

 

2.1. Оценка       исполнения     бюджета      РФ   по   налоговым      доходам

в январе - сентябре 2011 - 2012 гг.

 

Оценка исполнения бюджета по налоговым  доходам за январь - сентябрь 2011 - 2012 гг. представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Показатели изменения исполнения федерального бюджета по налоговым доходам в январе - сентябре 2011 - 2012 гг.

(тыс. руб.)

 

январь-сентябрь   2011 г.

январь-сентябрь  2012 г.

Темпы роста, %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Доходы, всего:

21924537

100

24464967

100

111,6

Налог на прибыль организаций

1281248

5,8

1342208

5,5

104,8

Налог на добавленную  стоимость

14131438

64,5

14232033

58,2

100,7

-на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

13655252

62,3

13494612

55,2

98,8

-на товары, ввозимые на территорию РФ

476186

2,2

737421

3,0

154,9

Акцизы

6181324

28,2

8457698

34,6

136,8

-акцизы на алкогольную продукцию

-240

-

416

-

-

-на табачную продукцию в федеральный бюджет

6102193

27,8

8415960

34,4

137,9

-акцизы на автомобили легковые и мотоциклы                                            в федеральный бюджет

81578

0,4

30903

0,1

37,9

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 

134961

0,6

187916

0,8

139,2

Налог на добычу полезных ископаемых

120929

0,6

175296

0,7

145,0


 

Анализируя табл. 2.1 в январе-сентябре 2012 г. поступления в федеральный бюджет Российской Федерации  составили 24464 млн.руб., а показатели января-сентября в 2011 г. были 21924 млн.руб. Если рассматривать в процентном соотношении, то увеличились доходы на 11,6%.

 

                          январь-сентябрь 2011 г.                            январь-сентябрь 2012 г.


Рис. 2.1 Структура доходов федерального бюджета РФ

за январь-сентябрь 2011 г. и за январь-сентябрь 2012 г.

 

Основная часть налоговых поступлений федерального бюджета Российской Федерации в январе - сентябре 2012 г. (24031,9 млн.руб., или 98,2%) обеспечена за счет трех доходных источников – налога на добавленную стоимость (14232 млн.руб. или 58 %), акцизы (8457 млн.руб. или 34 %), налога на прибыль организаций (1342 млн.руб. или  5 %), что видно на рис. 2.1.

По налогу на добавленную стоимость  поступления увеличены на          0,7%, и составили 14232 млн. руб.

Поступления по сводной группе акцизов  в федеральный бюджет РФ составили 8457 млн. руб., или на 37 % больше, чем в январе-сентябре 2011 г. При этом наибольшая сумма налога поступает от акциза на табачную продукцию и составила в январе-сентябре 2012 г. 8415 млрд. руб., что на 38% больше, чем в аналогичном периоде предшествующего года.

Поступления налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет РФ составили 1342 млн. руб., или на 5 % больше, чем в январе - сентябре 2011г.

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2011–2012 гг. представлена на    рис. 2.2, на котором видно, что самую высокую положительную динамику показывают акцизы, которые увеличились на 2276 млн. руб.

 


 

Рис. 2.2 Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2011–2012 гг.  

Поступления в федеральный бюджет в январе-сентябре 2012 г. составили 24465 млн. рублей, или на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2011 г. (рис. 2.3).

 


Рис. 2.3 Поступления доходов в федеральный бюджет

 

Таким образом, доходы федерального бюджета за рассматриваемый период увеличились за счет увеличения сбора налога на прибыль организаций, НДС, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых.

 

 

2.2. Проблемы бюджетного законодательства в планировании

 налоговых доходов  федерального бюджета

 

Главные проблемы в планировании налоговых доходов представлены  Президентом РФ в ежегодном Бюджетном послании. Так, выступая с Бюджетным посланием, президент России обозначил несколько главных проблем, которые предстоит решить в целях реализации основных направлений налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы страны [21]:

1) необходимо введение в действие новых правил регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях. Кроме того, следует предоставить возможность крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга, то есть ввести в законодательство Российской Федерации институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.

2) Необходимо завершение подготовки к введению местного налога на недвижимость. По завершении кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2013 г. При этом необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан.

4) Необходимо, с одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой – в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций.

5) Должно быть обеспечено совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и алкогольной продукции. Необходимо завершить разработку схемы налогообложения нефтедобычи и нефтепереработки, предусматривающей стимулы к разработке новых месторождений и к повышению глубины переработки нефти на территории Российской Федерации. Требуется рассмотреть возможность дифференциации акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса.

6) Для повышения доходов бюджетной системы с учетом благоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках необходимо продолжить повышение налоговой нагрузки на газовую отрасль, имея в виду изъятие природной ренты у налогоплательщиков, получающих ее за счет участия на мировых рынках природного газа.

7) Необходимо последовательно устранять те элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию. Для этого надо завершить уже начатую работу по мерам поддержки инновационного предпринимательства, реализация которых невозможна ввиду отсутствия соответствующих законодательно закрепленных механизмов.

8) Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

Для решения указанных задач придется внести изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже; дополнительно предусмотреть возможность распространения повышающего коэффициента для учета в расходах затрат на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 на правоотношения, возникшие с 2009 г., с момента, когда была введена эта льгота.

В Бюджетном послании также отмечено, что требуется в ближайшее время определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения. Критерием должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В целом планируемые реформы  в области налогового законодательства на 2013 - 2015 гг. направлены на развитие тенденций, уже заложенных в последние несколько  лет, а именно:

- постепенная замена ЕНВД патентной системой налогообложения на основе УСН;

- дальнейшее внедрение единого  налога на недвижимость вместо  трех налогов - на землю, имущество  организаций и доходы физических  лиц;

- пробные попытки ввода в  действие налога на роскошь  путем увеличения ставок на дорогую недвижимость и транспортные средства;

- сокращение налоговых льгот,  в т.ч. для естественных монополий;

- борьба с незаконными схемами  по уклонению от налогообложения  путем ужесточения контроля по  сделкам с фирмами-"однодневками";

- стабилизация ставок страховых взносов во внебюджетные фонды.

Также можно выявить и новые тренды в налоговом законодательстве, а именно:

- увеличение контроля со стороны  налоговых органов за банковскими  счетами физических лиц;

- расширение сферы действия  имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении жилья в долевую собственность;

- возможное исключение из объекта  обложения налогом на имущество  организаций движимого имущества  (машин, оборудования);

- ужесточение порядка применения  повышающего коэффициента к основной норме амортизации в отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды.

Так, рассмотрев проблемы бюджетного законодательства в планировании налоговых доходов федерального бюджета, необходимо отметить, что большинство из них планируют решить. И одним из налогов, требующего совершенствования, является налог на добычу полезных ископаемых.

 

2.3. Совершенствование норм бюджетного законодательства для повышения обоснованности налоговых доходов федерального бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых.

 

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НК РФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 НК РФ).

Поскольку РФ является лидером  и занимает 1 место по добыче природного газа в мире (18 % мирового рынка), то особое внимание следует уделить налогообложению при добыче углеводородного сырья.

И с целью повышения  доходов федерального бюджета, можно  предложить следующие меры:

1.  В  рамках  проведения  работы  по  совершенствованию  налогообложения  добычи  горючего  природного  газа  из  нетрадиционных источников  сырья  можно предложить создание эффективного  механизма налогообложения горючего  природного  газа,  добываемого (извлекаемого)  из  месторождений угля  (метан угольных пластов).

2.  Повысить уровень налогообложения добычи природного газа путем установления порядка исчисления НДПИ на добычу горючего природного газа в зависимости от изменения цен на газ.

 Предполагается, что  при установлении ставок НДПИ  на газ с 1 июля 2013 г.  будет применяться формула, в результате применения  которой с помощью  НДПИ  на  газ  у  производителей  газа  будет  дополнительно изыматься  80%  дополнительных  доходов,  получаемых  ими  от  реализации природного  газа на  внутреннем  рынке  в  связи  с принятыми  решениями об увеличении  оптовых  цен  на  газ  свыше  прогнозируемого  уровня  инфляции. При  расчете  ставки  НДПИ  получаемые  отраслью  дополнительные  доходы будет скорректированы с учетом роста расходов на транспортировку газа в связи  с  увеличением  тарифа  на  транспортировку  газа,  а  также дополнительных  расходов,  связанных  с  отменой  льгот  по  налогу  на имущество организаций для собственника единой системы газоснабжения.

В 2014 г. базовая ставка будет повышена до 471 руб., в 2015 г. - до    552 руб., что показано на рис. 2.4. Сейчас она составляет 251 руб. Подобные меры будут направлены на достижение равнодоходности газа как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

 

Рис. 2.4 Динамика повышения ставки НДПИ на газ, руб.

Информация о работе Нормы бюджетного и налогового законодательства в планировании налоговых доходов федерального бюджета