Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение финансирования учреждений сферы общего образования.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть содержание и особенности деятельности бюджетных организаций общего образования;
2. Определить источники финансирования и назначения расходов учреждений общего образования;

Содержание работы

Введение 2-3
Глава 1.Теоретические основы бюджетного финансирования образовательной сферы 4-14
1.1 Общая характеристика системы образования и ее социальное значение 4
1.2. Источники финансирования и назначения расходов учреждений общего образования 8
1.3. Методика распределения субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования 11
Глава 2. Финансовый анализ учреждения сферы общего образования на примере МОУ СОШ №106 15-22
2.1 Характеристика деятельности МОУ СОШ №106» 15
2.2.Анализ бюджетных смет и отчетов об их исполнении МОУ «СОШ №106» за 2010 – 2012 г 19
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования финансового обеспечения учреждений сферы общего образования 23-29
3.1. Основные проблемы финансового обеспечения сферы образования и их решение 23
Заключение 30
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бс.docx

— 64.54 Кб (Скачать файл)

Расходы МОУ «СОШ №106» имеют неоднозначный характер. В 2011 году происходит постепенное увеличение расходов. Основная часть расходов идет на оплату труда и начисления на выплаты по оплате (статья 210).

 Расходы  по статье 210 в большей части  зависят от начисленной заработной  платы (подст.211).

Прочие расходы (статья 290) с каждым годом увеличивались. Однако в 2013 году запланировано их сокращение.

 

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования финансового обеспечения учреждений сферы общего образования.

3.1. Основные  проблемы финансового обеспечения  сферы образования и их решение

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет, около ¼ перешагнули пенсионный возраст.

Имеются и другие следствия недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70-75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать.

Существенное недофинансирование образования во многом объясняется следующими факторами.

Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Общеизвестно, что в схеме планирования средств «по факту» изначально заложен механизм недофинансирования образования. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.

Во-вторых, при разграничении бюджетов по трем уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:

- установление  минимальной заработной платы;

- регулирование  оплаты труда относительно других  бюджетных отраслей;

- территориальное  и налоговое регулирование заработной  платы.

Такие же минимальные гарантии сохраняются за федеральным центром в области стипендиального обеспечения и питания учащихся. Финансирование остальных статей и дополнительных расходов по вышеуказанным статьям переходит на региональный и муниципальный уровень.

В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.

Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у российской системы образования есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

Так, например, реализация Концепции модернизации российского образования предусматривает: введение нормативного бюджетного финансирования с учетом государственных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; разработку дифференцированных нормативов бюджетного финансирования, отражающих характер реализуемых образовательных программ, т. е. принятия научно обоснованной методики расчета нормативов финансирования на законодательном нормативном уровне.

Ее отсутствие сегодня в качестве правовой нормы, объясняется, конечно же, не особой сложностью расчета необходимых учреждению финансовых ресурсов, а наличием объективного противоречия между реальной потребностью образовательных учреждений в средствах и имеющимися «возможностями» бюджета. Это подтверждается тем, что на протяжении последних лет в практике финансового обеспечения образовательной сферы не действует механизм компенсации государством недофинансирования учреждений образования.

В качестве метода достижения сбалансированности государственных обязательств с их реальным финансированием предполагается введение нормативного подушевого механизма финансового обеспечения. Сущность последнего заключается в том, что на каждого учащегося учреждения общего среднего и начального профессионального образования выделяется определенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.

Поскольку стандартный уровень образования является обязательным, то и норматив для всех учащихся должен быть одинаковым и дифференцироваться только в зависимости от региональных условий функционирования образовательного учреждения и от ступени обучения по той или иной образовательной программе.

Кроме того прогнозируется развитие системы образовательного кредитования. Государство должно также гарантировать, что внебюджетные источники останутся серьезным средством для поддержки образования и повышения его качества. В целях соблюдения всех гарантий государства в сфере финансового обеспечения образования необходима постоянная корректировка модели его многоканального финансирования при сохранении приоритетности бюджетных ассигнований.

Также необходимость улучшения модели финансирования системы образования обусловлена тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых образовательных услуг и объемами их финансирования. Для решения данной проблемы предлагается реорганизация бюджетных учреждений в новую организационно-правовую форму – государственные некоммерческие организации. Новая организационно-правовая форма должна отличаться от статуса государственных (муниципальных) учреждений по следующим позициям:

  1. отсутствие бюджетного финансирования на основе сметы доходов и расходов;
  2. отсутствием ограничений или менее жесткими ограничениями на предпринимательскую деятельность и правом самостоятельно распоряжаться доходами от нее.
  3. отсутствием субсидиарной ответственности государства по обязательствам такой организации.

Главные из перечисленных выше отличий – отсутствие бюджетного финансирования на основе сметы доходов и расходов. При этом предлагаются два альтернативных способа государственного финансирования социальных услуг: нормативное сметное финансирование «по результату» и государственный социальный заказ. Эксперты считают, что в системе общего образования и начального профессионального образования порядок сметного финансирования вполне заменим механизмом бюджетного финансирования на основе стабильных нормативов на одного учащегося. Для большинства таких учреждений должен быть реализован принцип «деньги следуют за учеником», который позволяет учащимся и их родителям более свободно выбирать школу, и создает условия для управляемой конкуренции между учебными заведениями.

Наряду с нормативным целевым финансированием в качестве альтернативы поступления бюджетных ассигнований по смете доходов и расходов реформаторы предлагают использовать государственный социальный заказ. Под ним подразумевают заключаемые на конкурсной основе договоры между государственным заказчиков и поставщиком, по условиям которых государство обязуется оплачивать образовательные услуги. Сегодня социальный заказ как договорная система размещения государственного заказа на поставку социальных услуг на практике в России не применяется.

Следующим шагом в рационализации управления финансированием государственного сектора экономии, по мнению Министерства финансов РФ, может быть внедрение новых инструментов бюджетирования:

- порядка  выделения бюджетных средств, ориентированного  на результат деятельности учреждения (т. е. задавать результат, а под  него выделять ресурсы, или распределять  государственные заказы на подготовку  кадров на основе конкурсных  процедур);

- организации  бюджетной классификации расходов  по программному принципу в  соответствии с целями и задачами  социально-экономической политики, т. е. в нашем случае – государственной  стратегии развития образования;

- введения  среднесрочного бюджетного планирования.

В связи с этим Министерством финансов РФ поставлена задача по созданию такой системы бюджетного учета и отчетности, которая сможет не только отслеживать правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования в целом при завершении программы.

Предложения по решению проблем бюджетного финансирования

Основные направления совершенствования:

- повысить  социальный статус и профессионализм  работников образования, усилить  их государственную и общественную  поддержку;

- усилить  роль дисциплин, обеспечивающих  успешную социализацию учащихся  – экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков;

- улучшить  профессиональную ориентацию и  трудовое обучение;

- обеспечить  всеобщую компьютерную грамотность;

- обеспечить  государственную поддержку для  одаренных детей;

- провести  оптимизацию учебной, психологической  и физической нагрузки учащихся  и создать в образовательных  учреждениях условия для сохранения  и укрепления здоровья обучающихся.

Обучение учащихся основам информационной и вычислительной техники требует развитие в школе специальных учебных кабинетов, оснащенных необходимой аппаратурой. Это также связан с ростом затрат не только на оборудование, но и на содержание и ремонт технических средств обучения.

Все это обусловливает необходимость существенного укрепления и дальнейшего развития материально-технической базы школы.

В исследуемой школе имеются резервы по сокращению нерациональных расходов. Среди таких резервов – правильное комплектование классов и укрупнение школы. Руководители школ должны раньше приступать к комплектованию классов на новый учебный год.

Тенденция к «простому» составу семьи (т.е. отец, мать и дети), увеличение числа женщин с высшим образованием и, следовательно, их большая занятость в общественной жизни обусловливают необходимость развития в школе групп продленного дня, охватывающих как детей младшего школьного возраста, так и определенную часть подростков. Увеличение числа групп продленного дня имеет большое социальное значение. Социологические обследования показывают, что пребывание ребенка на режиме продленного дня увеличивает на 12-15% свободное время родителей. В группах продленного дня дети готовят уроки под наблюдением педагогов, что способствует повышения уровня их обучения и воспитания.

Естественно, организация такой школы требует создания определенных условий: столовая, комнаты для отдыха, игр и кружковых занятий, спортивный комплекс, соответствующее оборудование и инвентарь. В связи с этим возрастают не только капитальные вложения на переоборудование помещений, но и затраты на приобретение инвентаря, а также и текущие расходы. Увеличивается фонд заработной платы педагогов, воспитателей и обслуживающего персонала. Возрастают учебные расходы, затраты на питание, приобретение мягкого инвентаря и оборудования и др. Сравнительный анализ текущих расходов школы продленного дня и школы с таким же количеством классов и учеников, но работающей на обычном режиме, показал, что в школе продленного дня общие затраты на 50% выше. Однако преимущества школы продленного дня в воспитании детей очевидны.

Для доступности качественного образования необходимы государственные гарантии:

- обучения  на учебно-материальной базе с  использованием современного учебно-лабораторного  оборудования и учебной литературы;

- социально-педагогической  и психолого-педагогической помощи  семье, ранней диагностики резервов  развития ребенка (физических и  психологических).

- бесплатного  пользования учащимися школы  фондами государственных, муниципальных  и учебных библиотек.

 

 

Заключение

Общее образование направлено на духовное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Информация о работе Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях