Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа
цель данной курсовой работы – оценить состояние государственного бюджета за 2008-2010 годы, а также дать прогноз состояния бюджета на плановые 2011-2013 гг.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать структуру доходов госбюджета;
исследовать структуру расходов госбюджета;
оценить состояние бюджета за исследуемый период;
проанализировать динамику внутренних и внешних займов;
спрогнозировать возможное состояние госбюджета на 2011-2013гг.
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры
любого современного общества играет
государственное регулирование, осуществляемое
в рамках избранной властью
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Бюджет страны всегда является предметом множества споров экономистов и финансистов. Они ставят вопросы об эффективном расходовании бюджетных средств, о новых источниках финансирования, а также способах сокращения дефицита госбюджета. Очень важно грамотно спланировать бюджет и эффективно распорядится ограниченными ресурсами страны.
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
Таким образом, цель данной курсовой работы – оценить состояние государственного бюджета за 2008-2010 годы, а также дать прогноз состояния бюджета на плановые 2011-2013 гг.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
Объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации. Предметом исследования служит система экономических отношений, которые складываются в процессе бюджетного регулирования экономики.
О проблемах бюджетного регулирования говорил еще А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народа». Современные экономисты также не оставляют эту проблему без внимания. При написании курсовой работы использовались статьи таких авторов, как: Афанасьев М., Панкин А., Титов Д., Трофимов Г., Власов А. и др. В своих работах они затрагивают вопросы эффективного бюджетного планирования и проблему несбалансированности госбюджета. В работе приведены данные из нормативно-правовых актов по затрагиваемой теме, статистических сборников, а также данные, размещенные на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.
Для выполнения государством своих функций необходимы денежные средства. Центральное место в любой системе финансов занимает бюджетная система.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Структура бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. В странах, имеющих федеративное устройство, существует трёхзвенная система.
Таким образом, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет.
Государственный федеральный бюджет – это баланс расходов и доходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Госбюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий. 2
Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ. Это годовой план государственных расходов и источников их финансирования. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики в составе федерации или муниципальным собранием.
Между бюджетом центрального правительства и местными бюджетами существуют довольно сложные отношения, связанные с разделом источников бюджетных расходов, финансированием местных бюджетов центральным правительством путем перераспределения средств в масштабе страны и т.д. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.3
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды – денежные средства государства, имеющие целое назначение и не включенные в госбюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд (строительство дорог, охрана окружающей среды и т.д.). Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.
Бюджетная система Российской федерации основана на следующих принципах, которые законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ:
Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления их использования. За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном – имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с госбюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.5
Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Доходы
бюджетов образуются за счёт налоговых
и неналоговых поступлений, а
также безвозмездных
Главным
элементом государственных
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
К безвозмездным поступлениям относятся:
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета Российской Федерации за 2008-2010 годы. Рассмотрим таблицу №1.
Таблица №1.
Доходы консолидированного бюджета за 2008-2010 гг.8
Доходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
2010г | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удель- ный вес |
Сумма, млрд. руб. |
Удель- ный вес |
Сумма, млрд. руб. |
Удель- ный вес | |
Нефтегазовые доходы |
2 883,11 |
17,8 % |
3 700,5 |
27,2% |
3 194,6 |
20,3% |
Налог на прибыль организации |
2 513,17 |
15,5 % |
1 264,64 |
9,3% |
1 774,57 |
11,3% |
Налог на доходы физических лиц |
1 666,32 |
10,3 % |
1 665,82 |
12,2% |
1 790,50 |
11,4% |
Налоги и взносы на социальные нужды |
2 279,01 |
14 % |
2 300,54 |
16,9% |
2 279,25 |
14,5% |
Налоги на добавленную стоимость |
2 132,5 |
13,2 % |
2 050,27 |
15,2% |
2 498,6 |
15,9% |
Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ |
314,68 |
1,9 % |
327,41 |
2,4% |
441,36 |
2,8% |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами |
1 708,01 |
10,6% |
1 053,84 |
7,7% |
1 406,31 |
8,9% |
Налог на имущество |
493,45 |
3,2% |
569,69 |
4,2% |
628,24 |
4,1% |
Прочие доходы |
2 178,85 |
13,5% |
667,01 |
4,9% |
1702,49 |
10,8% |
ВСЕГО |
16 169,10 |
100% |
13 599,72 |
100% |
15 715,92 |
100% |
Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета