Оценка состояния государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – оценить состояние государственного бюджета за 2008-2010 годы, а также дать прогноз состояния бюджета на плановые 2011-2013 гг.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать структуру доходов госбюджета;
исследовать структуру расходов госбюджета;
оценить состояние бюджета за исследуемый период;
проанализировать динамику внутренних и внешних займов;
спрогнозировать возможное состояние госбюджета на 2011-2013гг.

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА .docx

— 90.27 Кб (Скачать файл)

 

Как это видно из таблицы,  среди всех доходов государственного бюджета особое место занимают нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья занимает первое место среди всех доходов бюджета, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя растет, на 2008 год составил 17,8% , к 2010 году этот показатель увеличился на 3,5%. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

 Следующие по значимости статьи – это налог на прибыль организации и налог на доходы физических лиц.  В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит снижение поступлений на 1249 млрд. руб., что связано с глобальным экономическим кризисом.  Однако к 2010 году этот показатель увеличился на 634,61 млрд. руб., что составило 3565,07 млрд. руб. Удельный вес этого показателя снижается от 25,8% в 2008 году до 22,7% в 2010.

Из данных таблицы №1 видно, что удельный вес налогов и взносов на социальные нужды увеличивается, но не значительно. В 2010 году этот показатель в абсолютном выражении составил 2 279,25млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличением заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а также достоверной информации о заработной плате.

К существенным статьям доходов  бюджета можно также отнести  налог на добавленную стоимость и акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ. Удельный вес этой статьи растет к 2010 году и составил 18,7% , увеличившись на 3,6% по сравнению с 2008 годом. Это связано с изменениями в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с 1января 2010.

Поступления налога за пользование природными ресурсами в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2010 год составили сумму 1 406,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.

Прочие доходы. К этому показателю относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей. Этот показатель является обобщенным, его состав и структура могут изменяться, поэтому нет смысла его анализировать.

В целом, доходы госбюджета постепенно увеличиваются, хотя и не достигли еще докризисного уровня 2008 года. Наибольший удельный вес  занимают доходы от продажи нефти  и газа. Эта статья остается основной и обеспечивает стабильность поступлений. Доходы от налогов на прибыль организации и налога на  физических лиц также имеют определенный потенциал к увеличению.

 

    1.   Расходы госбюджета РФ. Структура расходов за 2008-2010 гг.

 

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В зависимости  от экономического содержания расходы  бюджетов делятся на капитальные  и текущие. Капитальные расходы бюджетов предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В расходной  части бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ предусматривает создание резервных фондов  органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном  бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем  финансовом году.9

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных  расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

  1. По роли в общественном производстве;
  2. Общественному назначению;
  3. Отраслям производства;
  4. Целевому назначению.

 По  роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

    • Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
    • Расходы  на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
    • Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных фондов).

В соответствии с общественным назначением  все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

    • Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  • Расходы на социально-культурные нужды;
  • Военные расходы;
  • Расходы на управление.

В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет.10

С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества. Кроме того, государство может достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов

Далее проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета за 2008-2010 годы. Рассмотрим таблицу №2.

 

Таблица №2.

Расходы консолидированного бюджета за 2008-2010 гг.11

Расходы федерального бюджета

2008г

2009г

2010г

Сумма, млрд. руб.

Удель-

ный вес

Сумма, млрд. руб.

Удель-

ный вес

Сумма, млрд. руб.

Удель-

ный вес

Общегосударственные вопросы

1 290,97

9,1%

  1 313,80

8,2%

1 438,91

8,3%

Национальная оборона

1 043,61

7,4%

1 191,19

7,4%

1 279,69

7,4%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 092,09

7,7%

 

1 245,92

7,8%

 

1 339,44

7,7%

Национальная экономика

2 258,57

16%

2 782,08

17,3%

2 323,87

13,4%

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 153,23

8,1%

1 006,14

6,3%

1 071,49

6,2%

Охрана окружающей среды

31,23

0,2%

29,57

0,2%

28,33

0,2%

Образование

1 664,20

11,8%

1 783,51

11,1%

1 893,88

10,9%

Культура, кинематография и СМИ

310,60

2,2%

324,38

2%

353,43

2,1%

Здравоохранение и спорт

1 546,25

10,9%

1 652,95

10,3%

1 708,75

9,9%

Социальная политика

3 766,27

26,6%

4 718,78

29,4%

   5 863,18

33,9%

ВСЕГО

14 157,03

100%

16 048,33

100%

17 301,00

100%


 

Анализируя  результаты исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008-2010 годы, можно сделать вывод, что основная часть расходов госбюджета ушла на социальную политику. В 2008 году этот показатель был равен 3 766,27 млрд. руб., а к 2010 году вырос на 2 096,91 млрд. руб. Это, безусловно, связано с увеличением выплат по безработице и других пособий, так как многие потеряли работу из-за экономического кризиса.

Национальная  экономика занимает второе место в распределении бюджетных средств. В 2010 году на национальную экономику было выделено 2 323,87 млрд. руб., что составляет  13,4% от общего объема расходов. Это можно объяснить увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики.

Следующие по значимости статьи –  это национальная оборона и национальная безопасность и правоохранительная деятельность. В абсолютном выражении  мы видим, что к 2010 году происходит увеличение расходов на 483,43 млрд. руб. Таким образом, расходы на национальную безопасность в 2010 году были равны 2 619,13 млрд. руб., что составляет 15,1% от общего объема расходов.

К наиболее значимым статьям можно также  отнести и общегосударственные вопросы. Из таблицы видно, что этот показатель растет год от года. В 2010 году на решение этих вопросов из бюджета было выделено  уже 1 438,91 млрд. руб. Рост  в 2010 году расходов на 147,94 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество, а также на обслуживание государственного и муниципального долга.

 Удельный вес образования снижается в общем объеме расходов, в 2008 году составил 11,8 %. В динамике этот показатель падает, к 2010 году он снизился на 0,9%. Однако в денежном выражении он увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям.

К менее финансируемым разделам консолидированного бюджета относятся такие статьи как   культура, кинематография и СМИ, жилищно-коммунальное хозяйство и охрана окружающей среды. Удельный вес этих показателей колеблется от 0,2% до 8% от общего объема расходов.

В целом, расходы госбюджета за рассматриваемый  период существенно увеличиваются. В 2010 году они составляют 17 301 млрд. руб., что на 3 144 млрд. руб. больше, чем в докризисный 2008 год. Социальная политика и национальная экономика продолжают оставаться основными статьями расходной части госбюджета.  Это связано с тем, что государство пытается простимулировать экономику, увеличивая совокупный доход общества и воздействуя на совокупный спрос.

 

Проанализировав данные таблиц №1 и №2. Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Анализируя доходные и расходные статьи госбюджета, можно оценить его состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние госбюджета. Дефицит и профицит.

 

 

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек – профицит.

Согласно  бюджетному законодательству бюджеты  всех уровней должны составляться без профицита, так как это свидетельствует о нерациональном использовании имеющихся ресурсов. Если же профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.12

Ключевой  вопрос бюджетной политики – должен ли быть бюджет сбалансирован или  сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Существует три основных концепции: ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета