Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа
цель данной курсовой работы – оценить состояние государственного бюджета за 2008-2010 годы, а также дать прогноз состояния бюджета на плановые 2011-2013 гг.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать структуру доходов госбюджета;
исследовать структуру расходов госбюджета;
оценить состояние бюджета за исследуемый период;
проанализировать динамику внутренних и внешних займов;
спрогнозировать возможное состояние госбюджета на 2011-2013гг.
Как это видно из таблицы, среди всех доходов государственного бюджета особое место занимают нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья занимает первое место среди всех доходов бюджета, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя растет, на 2008 год составил 17,8% , к 2010 году этот показатель увеличился на 3,5%. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.
Следующие по значимости статьи – это налог на прибыль организации и налог на доходы физических лиц. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит снижение поступлений на 1249 млрд. руб., что связано с глобальным экономическим кризисом. Однако к 2010 году этот показатель увеличился на 634,61 млрд. руб., что составило 3565,07 млрд. руб. Удельный вес этого показателя снижается от 25,8% в 2008 году до 22,7% в 2010.
Из данных таблицы №1 видно, что удельный вес налогов и взносов на социальные нужды увеличивается, но не значительно. В 2010 году этот показатель в абсолютном выражении составил 2 279,25млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличением заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а также достоверной информации о заработной плате.
К существенным статьям доходов бюджета можно также отнести налог на добавленную стоимость и акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ. Удельный вес этой статьи растет к 2010 году и составил 18,7% , увеличившись на 3,6% по сравнению с 2008 годом. Это связано с изменениями в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с 1января 2010.
Поступления налога за пользование природными ресурсами в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2010 год составили сумму 1 406,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов.
Прочие доходы. К этому показателю относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей. Этот показатель является обобщенным, его состав и структура могут изменяться, поэтому нет смысла его анализировать.
В целом, доходы госбюджета постепенно увеличиваются, хотя и не достигли еще докризисного уровня 2008 года. Наибольший удельный вес занимают доходы от продажи нефти и газа. Эта статья остается основной и обеспечивает стабильность поступлений. Доходы от налогов на прибыль организации и налога на физических лиц также имеют определенный потенциал к увеличению.
В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капитальные расходы бюджетов предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривает создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.9
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
В соответствии с общественным назначением все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
В соответствии с действующим
С помощью этих расходов государство
получает инструменты регулирования
распределением денежных средств между
материальным производством и
Далее проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета за 2008-2010 годы. Рассмотрим таблицу №2.
Таблица №2.
Расходы консолидированного бюджета за 2008-2010 гг.11
Расходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
2010г | |||
Сумма, млрд. руб. |
Удель- ный вес |
Сумма, млрд. руб. |
Удель- ный вес |
Сумма, млрд. руб. |
Удель- ный вес | |
Общегосударственные вопросы |
1 290,97 |
9,1% |
1 313,80 |
8,2% |
1 438,91 |
8,3% |
Национальная оборона |
1 043,61 |
7,4% |
1 191,19 |
7,4% |
1 279,69 |
7,4% |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 092,09 |
7,7% |
1 245,92 |
7,8% |
1 339,44 |
7,7% |
Национальная экономика |
2 258,57 |
16% |
2 782,08 |
17,3% |
2 323,87 |
13,4% |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 153,23 |
8,1% |
1 006,14 |
6,3% |
1 071,49 |
6,2% |
Охрана окружающей среды |
31,23 |
0,2% |
29,57 |
0,2% |
28,33 |
0,2% |
Образование |
1 664,20 |
11,8% |
1 783,51 |
11,1% |
1 893,88 |
10,9% |
Культура, кинематография и СМИ |
310,60 |
2,2% |
324,38 |
2% |
353,43 |
2,1% |
Здравоохранение и спорт |
1 546,25 |
10,9% |
1 652,95 |
10,3% |
1 708,75 |
9,9% |
Социальная политика |
3 766,27 |
26,6% |
4 718,78 |
29,4% |
5 863,18 |
33,9% |
ВСЕГО |
14 157,03 |
100% |
16 048,33 |
100% |
17 301,00 |
100% |
Анализируя результаты исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008-2010 годы, можно сделать вывод, что основная часть расходов госбюджета ушла на социальную политику. В 2008 году этот показатель был равен 3 766,27 млрд. руб., а к 2010 году вырос на 2 096,91 млрд. руб. Это, безусловно, связано с увеличением выплат по безработице и других пособий, так как многие потеряли работу из-за экономического кризиса.
Национальная экономика занимает второе место в распределении бюджетных средств. В 2010 году на национальную экономику было выделено 2 323,87 млрд. руб., что составляет 13,4% от общего объема расходов. Это можно объяснить увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики.
Следующие по значимости статьи – это национальная оборона и национальная безопасность и правоохранительная деятельность. В абсолютном выражении мы видим, что к 2010 году происходит увеличение расходов на 483,43 млрд. руб. Таким образом, расходы на национальную безопасность в 2010 году были равны 2 619,13 млрд. руб., что составляет 15,1% от общего объема расходов.
К наиболее значимым статьям можно также отнести и общегосударственные вопросы. Из таблицы видно, что этот показатель растет год от года. В 2010 году на решение этих вопросов из бюджета было выделено уже 1 438,91 млрд. руб. Рост в 2010 году расходов на 147,94 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество, а также на обслуживание государственного и муниципального долга.
Удельный вес образования снижается в общем объеме расходов, в 2008 году составил 11,8 %. В динамике этот показатель падает, к 2010 году он снизился на 0,9%. Однако в денежном выражении он увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы учителям.
К менее финансируемым разделам консолидированного бюджета относятся такие статьи как культура, кинематография и СМИ, жилищно-коммунальное хозяйство и охрана окружающей среды. Удельный вес этих показателей колеблется от 0,2% до 8% от общего объема расходов.
В целом, расходы госбюджета за рассматриваемый период существенно увеличиваются. В 2010 году они составляют 17 301 млрд. руб., что на 3 144 млрд. руб. больше, чем в докризисный 2008 год. Социальная политика и национальная экономика продолжают оставаться основными статьями расходной части госбюджета. Это связано с тем, что государство пытается простимулировать экономику, увеличивая совокупный доход общества и воздействуя на совокупный спрос.
Проанализировав данные таблиц №1 и №2. Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Анализируя доходные и расходные статьи госбюджета, можно оценить его состояние.
2. Состояние госбюджета. Дефицит и профицит.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек – профицит.
Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита, так как это свидетельствует о нерациональном использовании имеющихся ресурсов. Если же профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.12
Ключевой вопрос бюджетной политики – должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Существует три основных концепции: ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.
Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета