Оценка состояния государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы – оценить состояние государственного бюджета за 2008-2010 годы, а также дать прогноз состояния бюджета на плановые 2011-2013 гг.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
исследовать структуру доходов госбюджета;
исследовать структуру расходов госбюджета;
оценить состояние бюджета за исследуемый период;
проанализировать динамику внутренних и внешних займов;
спрогнозировать возможное состояние госбюджета на 2011-2013гг.

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТА .docx

— 90.27 Кб (Скачать файл)

Концепция ежегодного балансирования. Долгое время ежегодное балансирование бюджета считалось основой экономической политики. Лишь в отдельные периоды, связанные с войнами и катаклизмами, правительства допускали превышение текущих расходов над доходами, оформляя задолженность в виде займов. Суть этой политики состоит в том, что не зависимо от фазы экономического цикла и состояния экономики расходы государства должны соответствовать его доходам. Так в условиях спада деловой активности имеет место сокращение доходов, а, следовательно, государство должно сокращать свои расходы.  Эта концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики и усиливает спад деловой активности.  Реализация данной концепции приводит к усилению циклических колебаний в экономике.

 Концепция циклического балансирования.  Концепция предполагает допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика может быть реализована как дискреционными методами, так и автоматически, с помощью встроенных стабилизаторов. В результате удается сгладить амплитуду колебаний цикла на 30-35%. Однако данная концепция несовершенна. Возникают трудности балансирования госбюджета из-за различий в глубине и продолжительности фаз цикла.

Концепция функциональных финансов. В данной концепции проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет, несомненно, приоритет перед сбалансированностью бюджета. При этом утверждается, что рост государственного долга не приведет к угрозе банкротства государства, при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам. В последние десятилетия многие страны применяют данную концепцию на практике, активно используя фискальные методы в целях стабилизации. При этом, однако, возникают следующие вопросы,: каковы максимально допустимые размеры бюджетного дефицита и государственного долга и какие факторы, помимо собственно дефицита бюджета, влияют на размер задолженности государства?13

В современных условиях бюджеты  большинства государств сводятся с  дефицитом. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления, и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.

Рост бюджетных дефицитов явление  распространенное и даже закономерное. Причин тому множество:

    • спад общественного производства;
    • массовый выпуск «пустых» денег;
    • неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК;
    • значительные социальные программы;
    • крупномасштабный оборот «теневого» капитала;
    • огромные непроизводительные расходы (потери, прииски, хищения и т.п.);
    • возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций;
    • увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Бюджетный дефицит, относится к  так называемым «негативным экономическим  категориям», таким как инфляция, кризисы, безработица, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.14

В экономической  теории принято выделять структурный и циклический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном базовом уровне безработицы. Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

 Изменения структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, восстановление экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).15

В мировой практике различают также следующие виды бюджетного дефицита:

1) Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга) является важной статьей государственных расходов.

2) Первичный дефицит  государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

3)  Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с официальным скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

 

2.1 Оценка состояния госбюджета РФ за исследуемый период.

 

Для того чтобы проанализировать состояние  госбюджета Российской Федерации за 2008-2010 годы, рассмотрим таблицу №3.

 

  Таблица №3.

Сальдо консолидированного бюджета  РФ за 2008-2010гг.16

 

2008г

2009г

2010г

Доходы, млрд. руб.

16 169,10

13 599,72

15 715,92

Расходы, млрд. руб.

14 157,03

16 048,33

17 301,00

Дефицит (профицит)

2 012,07

-2 448,61

-1 585,08


 

Из таблицы  видно, что в 2008 году консолидированный  бюджет РФ был исполнен с профицитом, который составил 2 012,07 млрд. руб. Доходы консолидированного бюджета составили 16 169,10 млрд. руб., расходы –14 157,03 млрд. руб.  По данным Минфина ВВП РФ за 2008 год составил   42468,8 млрд. руб., профицит бюджета составил 4,8% ВВП. Это можно связать с «перегревом» экономики, который был характерен для 2008 года. А также с беспрецедентными ценами на нефть в районе  $150-170 за баррель. Все это значительно увеличило доходы госбюджета

В следующем, 2009 году, картина кардинально меняется. В связи с глобальным экономическим кризисом существенно увеличились расходы, которые были направлены, прежде всего, на поддержку финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики. Доходы же бюджета сократились на 2 569,38 млрд. руб. из-за снижения цен на нефть и сокращения налоговых поступлений. Таким образом, в 2009 году консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом в 2 448,61 млрд. руб., что составило 6% от ВВП. Дефицит бюджета 2009 года покрывался за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть.

Как это видно  из таблицы, в 2010 году продолжалось увеличение расходов госбюджета. Этот показатель по данным Минфина был равен 17 301,00 млрд. руб., что связано с увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования. Увеличилась и доходная статья госбюджета, которая в 2010 году выросла на 2 116,2 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом. Этого удалось добиться в первую очередь за счет увеличения нефтегазовых доходов, а также за счет увеличения налоговых поступлений в связи с изменениями в налоговом законодательстве. Однако консолидированный бюджет 2010 года был исполнен с дефицитом в 1 585,08 млрд. руб., что составило 3,8% от ВВП РФ. Для покрытия дефицита госбюджета также были использованы средства Резервного фонда, и впервые с 1998 года пришлось вернуться к внешним заимствованиям.

Таким образом, в настоящее время бюджет страны является дефицитным и, скорее всего, будет оставаться таковым в течение нескольких лет. Дефицит бюджета в 3,8% от ВВП является допустимым и связан с цикличностью экономики. Однако деятельность правительства должна быть направлена на снижение дефицита.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита:

  1. Сокращение расходов государственного бюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряжённость и ведёт к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.
  2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведёт к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку снижает ёмкость рынка.
  3. Долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства.

В разных направлениях экономической  мысли по-разному относятся к  долговому финансированию. Так, представители  классического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала. 17

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных  заимствованиях нет ничего страшного. Государственный долг выступает  как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы  могут являться важным фактором ускорения  темпов социально-экономического развития.18

4.Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, поскольку он является чисто инфляционным.

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой  увеличение денег в обращении. При монетизации темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход - сеньораж, то есть новый доход от печатания денег.

Монетизация  дефицита   госбюджета  может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей. В последнем случае Правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий  дефицит  государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным  способом  финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.19

 

2.2 Внешний и внутренний долг РФ

 

Как было сказано ранее, государственные заимствования являются одним из способов покрытия дефицита госбюджета, что в конечном итоге порождает государственный долг.

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ в зависимости  от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

Внешний государственный долг – это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным  лицам. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идёт не на цели развития, а на погашение внешнего долга, что замедляет темп экономического роста и снижает уровень жизни.20

Внутренний  государственный долг – это долг государства своему населению. В  соответствии с законодательством  РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства  правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими  лицами: кредиты, полученные правительством, государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг  от имени правительства, гарантированные  государством.

Долговые  обязательства РФ могут существовать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключённых от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.21

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета