Организация безналичного платежного оборота в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время Россия находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности.
Основной целью данного курсового исследования является анализ состояния безналичного платежного оборота в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Безналичный платежный оборот.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3.   Принципы безналичных  расчетов

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах  банков отражаются уже суммы требований к банкам – корреспондентам, основным из которых является Банк России. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

В связи с этим следует отметить, что в начале ХХ века немецкий экономист Г. Кнапп рассматривал деньги только как платежное средство (других функций он не признавал), причем как продукт государственной власти и права. “Сущность денег, - отмечал он, - заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление”.

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Главный регулирующий орган платежной системы – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно вышеуказанному закону о нем среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены:

  • установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;
  • координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии – кредитовым переводам. В России до революции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.

К середине 90-х гг. сложившаяся нормативная база, регулирующая платежно-расчетные отношения, имела недостатки. По мнению правоведов, основные из них:

  • существенное отставание нормотворчества от динамики развития денежного рынка;
  • недостаточно активное обновление правовых норм (в том числе в связи с применением новых банковских и информационных технологий) и замедленное введение современных категорий.

Последствия нормативно-правового вакуума следующие:

  • либо увеличение объема договорной документации, её крайняя усложненность, включение положений, которые должны устанавливаться законом, вплоть до понятийного аппарата;
  • либо (что происходит в подавляющем большинстве случаев) отсутствие необходимых договорных условий и соответственно неизбежное ущемление интересов экономически более слабой стороны.

Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск.

Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета – самостоятельный двусторонний, (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом.

Согласно Федеральному закону “О банках и банковской деятельности” в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета – друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

  • либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;
  • либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В новой форме бухгалтерского баланса предприятия, введенной с отчета за первое полугодие 1996 г., дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, налаживая близкие отношения с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков – сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента – финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.

Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм  и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, не в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов.

Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса изыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7% суммы за каждый день просрочки; принятия порядка бессрочного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматривается обеими сторонами без участий банковских учреждений. Спорный вопрос решается в суде третейском суде и арбитраже. Претензии к банку связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляется клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости с участием РКЦ.

 

1.4.     Формы  безналичных расчетов и условия  их применения

Формы безналичных расчетов определены Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Настоящая часть положения распространяется на следующие формы безналичных расчетов:

  • расчеты платежными поручениями;
  • расчеты по аккредитиву;
  • расчеты чеками;
  • расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.

Информация о работе Организация безналичного платежного оборота в Российской Федерации