Организация безналичного платежного оборота в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время Россия находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности.
Основной целью данного курсового исследования является анализ состояния безналичного платежного оборота в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Безналичный платежный оборот.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

     В 2009 году Банком  России продолжалась работа в  направлении расширения использования  электронных сообщений при обмене  платежной информацией с клиентами. В 77 территориальных учреждениях  Банка России из 79 осуществлялся  обмен электронными сообщениями. Участниками обмена электронными сообщениями являлись 3398 кредитных организаций (филиалов), что составило 97,0% от общего количества обслуживаемых Банком России кредитных организаций и их филиалов, а также Федеральное казначейство и его управления по субъектам РФ.

     Система банковских  электронных срочных платежей (БЭСП) является централизованной на  федеральном уровне системой  валовых расчетов в режиме  реального времени. За период  с января по июль 2009 года участниками  БЭСП проведено более 26 тысяч платежей на сумму свыше 32 трлн. руб. К ним относятся платежи Банка России в рамках реализации денежно-кредитной политики, платежи кредитных организаций, в том числе по сделкам на финансовых рынках, платежи по поручению клиентов кредитных организаций - участников системы БЭСП. В настоящее время в качестве расчетных документов используются только платежные поручения. По состоянию на 01.08.2009 количество участников системы БЭСП составило 1020 участников.

     Расчеты в  системах внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов ВЭР и МЭР платежной системы Банка России осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России и условиями договоров, заключаемых с клиентами Банка России. В системах ВЭР используются платежные поручения и инкассовые поручения. В конце 2010 года планируется внедрение платежных требований. В 2009 году участниками ВЭР и МЭР являлись 630 учреждений Банка России, или 99,7% от общего их количества.

     Кроме платежной системы Банка России, существуют частные платежные системы. Частные платежные системы динамично  развиваются и

 ориентируются на внедрение  современных технологий обработки  расчетных

документов, предоставление максимально полных и качественных расчетных услуг с целью привлечения клиентов.

     В общем  количестве и объеме платежей  через частные платежные системы  наибольший удельный вес (65,0% по  количеству и 56,9% по объему) составляют  платежи  через системы расчетов  между  клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала) и платежи, проведенные между подразделениями одной кредитной организации (29,9% по количеству и 22,6% по объему), что свидетельствует о совершенствовании кредитными организациями собственных систем расчетов, позволяющих обслуживаемым ими хозяйствующим субъектам осуществлять расчеты более эффективно.

     Доля  платежей, проведенных через корреспондентские  счета кредитных организаций, открытые  в других кредитных организациях, составила 4,5% по количеству и 19,1% по объему платежей. Вместе с тем, по ним сложились наибольшие темпы роста 136,7% по количеству и 137,0% по объему, что превышает темпы роста платежей, проведенных через платежную систему России, которые составили 116,5% по количеству и 122,0% по объему.

 

3 Глава. Проблемы и перспективы развития безналичного денежного оборота в России

3.1.  Проблемы в организации безналичного денежного оборота в России и пути их решения

     В настоящее  время в России наиболее существенными  проблемами в организации безналичного денежного оборота являются:

  • скорость совершения платежей;
  • очерёдность платежей;
  • проблема использования аккредитивов;
  • задержка  расчетов банками  и расчётно-кассовыми центрами (РКЦ);
  • проблема вексельного обращения;
  • проблема использования пластиковых карт.

     Скорость совершения платежей. Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Т.е. не смотря на то, что стадии платежа совершаются во время, на некоторое время денежные средства находятся в расчетах, т.е. изымаются из полезного хозяйственного оборота.

     Одним из  путей ускорения расчетов является сокращение трудоемкости расчетных  операций. Это связано с тем, что  количество документов, ежедневно передаваемых в банки для совершения платежей, постоянно возрастает и требует дополнительного времени на их обработку. Например, затраты труда на расчеты посредством аккредитивов примерно в 3 раза выше, чем при платежных поручениях. Это – одна из главных причин массового применения поручений как по поставкам товарно-материальных ценностей, так и по платежам в бюджет и целевые денежные фонды.

     Эта проблема  может решаться с помощью современной  электронной техники и автоматизированных  каналов связи, позволяющих соединить  сроки отдельных стадий платежа  воедино. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается совпадением трех взаимозависимых показателей: времени получения товара покупателем, срока его оплаты и времени зачисления средств на счет поставщика.

     Сокращение  времени  прохождения  платежей достигается  рядом коммерческих банков путем  внедрения технологий, новых платежных инструментов, активизации внедрения электронного документооборота и др.

     Очередность платежей. Проблема регулирования очередности  платежей является одним из острых вопросов денежно-кредитной политики. Вообще существует много различных мнений  по проблеме   очередности   платежей.

     Внешне   создается   впечатление, что очередность   платежей   по    усмотрению  плательщиков,    укрепляя    их самостоятельность, в наибольшей  мере соответствует  условиям  рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования  которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.

     Одним из  путей решения данной проблемы  является создание периодической  очерёдности платежей. Согласно периодической очерёдности платежи подразделяются на три вида:

  • периодические  платежи  в доходы бюджета, по зарплате, электроэнергию и другие платежи  по  наращенной кредиторской  задолженности; 
  • текущие  платежи  в   погашение   кредиторской задолженности; 
  • авансовые  платежи. 

     В  каждой  из  трех   групп   расчетные  документы будут располагаться  в  календарной  последовательности,  так  как  каждая группа представлена  в основном однотипными платежами.

     Проблема использования аккредитивов. В период  кризиса  очень  важна  надежность  и  быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии  следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов затормаживается  из-за недоверия банков друг к другу. Это  отражается  на всех  видах  безналичных расчетов. 

     В сегодняшних  условиях, когда участники сделок  не  доверяют  друг другу, расчеты  с помощью аккредитива являются  выходом  из  тупика.  С  одной  стороны, аккредитив  контролирует  выполнение договора поставки  товаров, а  с другой – гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки.

     Однако  для  масштабного  внедрения  аккредитива  необходима   система кредитных  линий  между  банками.  Чтобы  аккредитивные  операции   получили  распространение    в    России,    необходимо    создание    соответствующей инфраструктуры. Её могут создать  наиболее  мощные  банковские  расчетные центры, обладающие современными электронными  технологиями  обработки финансовых документов и разветвленной системой корреспондентских счетов.

     Расчеты  с  помощью  аккредитива  позволяют  предприятиям  увеличивать скорость  платежей, так как в работу  включается сеть  банков-корреспондентов, работающих   в   системе   банка-эмитента   и   обслуживающих   выставленные аккредитивы.  При наличии  высокой  степени  защиты  электронного   формата документов проведение расчетных операций  подобного  типа  сможет  хотя  бы частично решить проблему платежей между предприятиями.

     Задержка  расчетов банками  и расчётно-кассовыми центрами (РКЦ). С введением расчетов банков через корреспондентские счета появилось много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих банков.

     Представив  в банк платежное поручение о  перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы.

     Но если  банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки  – лишь предпосылки межбанковских  платежей, которые совершаются РКЦ  и начинаются в тот момент, когда там производится списание  средств с корреспондентского счета банка. В документообороте иногда происходят заминки.

     Известно, что  некоторые банки задерживают  платежные поручения на стадии  передачи их в РКЦ и в  течение какого-то времени используют  средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны. Владельцы счетов далеко не во всех случаях используют свое право требовать от банка уплату 0,7% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.

     Проблема вексельного обращения. Данная проблема главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база.

     Отсутствуют  методики для банков при предоставлении  кредита в форме вексельного. Кроме того проблема еще заключается  и в неэффективности механизма  взыскания денежных средств по  векселям (он не соответствует  задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).

     Проблема  использования пластиковых  карт. Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций.

     Существует  ряд проблем, связанных с использованием  пластиковых карточек. Во-первых, большинство  карточек в России дебетовые и по ним нельзя получит кредит. Во-вторых, потребители в основном используют карточки только для снятия денег через банкомат, а не для оплаты с их помощью покупок в магазине. В – третьих, трудность по их использованию связана с тем, что пластиковые карточки принимаются далеко не во всех магазинах.

     Развитие кредитных  карточек также затруднено тем, что клиентам достаточно сложно  предоставить гарантии своей  будущей платежеспособности. Необходимо  отметить, что все более возрастающий (несмотря ни на что) интерес российских банкиров к платежным системам на основе пластиковых карт. Он продиктован жесткой необходимостью выжить в условиях резко усилившейся в последнее время конкуренции между банками. И есть все основания полагать, что платежные системы самообслуживания на базе пластиковых карт в России будут в ближайшее время интенсивно развиваться.

 

 

  3.2. Перспективы развития безналичного денежного оборота в России

     Платежная  система – это совокупность  инструментов и методов, которые применяются в хозяйстве для перевода денег и осуществления расчетов между юридическими и физическими лицами. Она находится под общим руководством ЦБ РФ, который обеспечивает ее эффективность, стабильность, надежность и безопасность.

     В условиях современных платежных систем, с развитием электронной техники открываются перспективы развития безналичных расчетов с помощью банковских пластиковых карт. В настоящее время в России к платежным системам на основе банковских пластиковых карт относят STB Card, Union Card, систему «Золотая корона».

     Кроме того, на российском рынке представлены  все основные международные карточки, получившие распространение во  всем мире.

     Наиболее распространенными  в настоящее время являются  магнитные карточки. Банк гарантирует открытие кредита владельцу карточки. Держатель карточки ежемесячно получает сообщение из компании, выдавшей карту. Там подводятся итоги расходов предыдущего месяца. Оплата долга должны быть произведена до конца месяца, в котором получено сообщение. С владельцев ежегодно взимается взнос за карточку, некоторые виды карт являются бесплатными.

     Сейчас также  все большее развитие получают  дебетовые пластиковые карточки. Как правило, их распространение  происходит через предприятия, которые  перечисляют на карточки заработную плату работникам.

     В настоящее  время для увеличения доли  использования пластиковых карточек  при расчетах, банки предоставляют  держателям карт ряд дополнительных  услуг: от стандартных, таких как  страховка, до эксклюзивных, а также целый пакет дисконтных карт торговых сетей, которые работают с банком.

     Необходимо  совершенствововать систему расчетов  банковскими картами, увеличивать  долю использования кредитных  карт.

Информация о работе Организация безналичного платежного оборота в Российской Федерации