Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль, являясь элементом управления финансами, представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций, учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Финансовый контроль позволяет обеспечить процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национального хозяйства.

Содержание работы

Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………
4
1
Сущность бюджетно-финансового контроля……………………………..
6
2
Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль, их задачи и функции……………………………………………………………………

14
3
Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие…..…..…..…..…..…………………………………………...

21

Заключение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..………….
32

Список использованных источников…..…..…..…..…...............................
35

Файлы: 1 файл

бюджетно-финансовый контроль.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Полномочия  Президента Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закрепляются Конституцией Республики Беларусь и устанавливаются законодательными актами.

В ст. 17 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» определены полномочия Президента. В частности, Президент имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь, непосредственно или через создаваемые им органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления, приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент также имеет право издания указов и декретов. Именно в этом и заключаются полномочия Президента по реализации финансового контроля.

Палаты  Парламента Республики Беларусь осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь.

Полномочия  Правительства Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства закрепляются Конституцией Республики Беларусь и устанавливаются  законами и актами Президента Республики Беларусь.

Высшим  специализированным органом финансового  контроля, существующим в Республике Беларусь, является Комитет государственного контроля Республики Беларусь, функции и правовые основы деятельности которого закреплены в Законе Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь».

К полномочиям  органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

- исполнением доходных и расходных частей республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- своевременностью и полнотой поступления доходов, целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- соблюдением других норм бюджетного законодательства.

К полномочиям  местных Советов депутатов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление  контроля за:

- правильностью составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год;

- исполнением местных бюджетов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях постоянных комиссий и на основании депутатских запросов;

- исполнением местных бюджетов при рассмотрении и утверждении решений местных Советов депутатов об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов за отчетный финансовый год [6].

Поскольку закон возлагает основную долю ответственности за исполнение бюджета на Министерство финансов и финансовые органы, последние наделены широкими полномочиями по осуществлению контроля.

Итак, к полномочиям Министерства финансов, его территориальных органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

- соблюдением бюджетного законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, если иное не предусмотрено законодательными актами;

- соблюдением единой методологии ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, установленной Министерством финансов;

- соответствием платежей принятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям;

- своевременным и полным поступлением доходов и эффективным и целевым расходованием средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и физическими лицами;

- целевым использованием и своевременным возвратом бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также займов (кредитов), полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

Это основные направления деятельности центрального финансового ведомства республики в области бюджетного контроля. Они конкретизируются в положениях об управлениях и отделах министерства, где обязательно в числе функций и задач содержится осуществление контроля.

Финансовые  органы, возглавляемые Министерством финансов, контролируют процессы мобилизации и использования бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

Финансовые  отделы на местах составляют проект бюджета (например, города) и несут ответственность за его исполнение как по доходам, так и по расходам, за обеспечение необходимыми денежными средствами мероприятий, которые предусматриваются социально-экономическим развитием города, и других мероприятий, финансируемых из бюджета, а также обеспечивают мобилизацию на территории города финансовых ресурсов на общегосударственные потребности.

К полномочиям  местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства на территории соответствующей административно-территориальной  единицы на стадии составления, рассмотрения, утверждения и исполнения соответствующих  местных бюджетов.

По требованию Министерства финансов, местных исполнительных и распорядительных органов банки  обязаны представлять сведения о  состоянии текущих (расчетных) счетов органов государственного управления, иных организаций, использующих средства республиканского бюджета, местных  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, и о движении бюджетных средств по счетам их получателей, иные организации, а также физические лица обязаны представлять информацию об использовании денежных средств, полученных из республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Деятельность  местных финансовых органов по осуществлению финансового контроля можно рассмотреть на примере финансового отдела исполнительного комитета городского Совета депутатов. Основными его задачами являются:

- мобилизация денежных средств и направление их в соответствии с утвержденными планами на финансирование мероприятий по развитию местного хозяйства;

- экономически обоснованное планирование доходов и расходов бюджета города, проведение мероприятий по обеспечению своевременного и полного поступления всех доходов, предусмотренных в бюджете города, и экономного использования бюджетных средств строго по целевому назначению;

- контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории города, финансовых обязательств перед государством.

Финансовый  отдел, решая возложенные на него задачи, должен учитывать предложения постоянных комиссий городского Совета депутатов.

Финансовый  отдел горисполкома в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

- организует работу по составлению проектов бюджетов города, районных бюджетов городского подчинения на основе решений исполкома городского Совета депутатов и указаний вышестоящих финансовых органов;

- составляет проект бюджета города и представляет его на рассмотрение исполкому городского Совета депутатов;

- вносит исполкому городского Совета предложения о распределении доходов и расходов городского бюджета между бюджетом города и районными бюджетами городского подчинения; проводит мероприятия по укреплению доходной базы каждого из бюджетов;

- рассматривает проекты сводных смет расходов управлений и отделов исполкома городского Совета депутатов и отдельных учреждений, которые финансируются городским финансовым отделом, по расходам на просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и другие мероприятия по городскому бюджету, смет затрат на содержание аппарата исполкома Совета депутатов, его управлений и отделов;

- организует и обеспечивает исполнение бюджета города, составляет роспись доходов и расходов городского бюджета, утвержденного городским Советом депутатов, исполняет городской бюджет;

- осуществляет контроль за ходом исполнения районных бюджетов городского подчинения;

- рассматривает бухгалтерские отчеты и балансы управлений и отделов исполкома городского Совета депутатов;

- рассматривает и утверждает сводные сметы специальных средств учреждений, находящихся на городском, районных бюджетах городского подчинения, а также сметы по специальным средствам, которые находятся в непосредственном распоряжении отделов и управлений исполкома городского Совета депутатов;

- обеспечивает проверку правильности составления и утверждения смет бюджетных учреждений и смет на централизованные мероприятия, а также проверку правильности тарификации работников социально-культурных и других учреждений, находящихся на бюджете города, района, и контроль за своевременной выплатой заработной платы работникам этих учреждений;

- осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств на содержание аппарата управления, соблюдением предельных ассигнований, установленных на эти цели, за действующим порядком утверждения штатов и смет расходов на содержание аппарата управления, а также за соответствием размеров окладов и ставок заработной платы;

- разрабатывает предложения по снижению расходов на содержание аппарата управления предприятий, учреждений, организаций;

- проводит периодические проверки состояния контрольно-ревизионной работы в управлениях и отделах исполкома городского Совета депутатов;

- осуществляет контроль за состоянием бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных учреждениях городского подчинения;

- проводит работу по усовершенствованию, централизации и механизации бухгалтерского учета;

- рассматривает письма (заявления и жалобы) граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела, и принимает по ним необходимые меры;

-   обеспечивает проведение в жизнь  финансовой политики, анализирует показатели развития экономики города, принимает меры по оздоровлению финансового положения предприятий, учреждений и организаций и осуществляет руководство районными финансовыми отделами по этим вопросам;

- совместно с другими экономическими органами принимает участие в разработке проекта сводных балансов финансовых ресурсов города, на их основе выявляет тенденции развития финансовой базы;

- принимает участие в проведении разгосударствления собственности, изучает влияние этих процессов на изменение финансового положения народного хозяйства;

- анализирует динамику цен в городе, их влияние на финансовые показатели деятельности хозяйства, принимает участие в разработке некоторой части оптовых и розничных цен и тарифов;

- анализирует действующую систему налогообложения предприятий и организаций, доходов граждан, итоги работы по установленным местным налогам и сборам;

- принимает участие в разработке предложений по новым законодательным актам по налогам и другим платежам в бюджет;

- анализирует обоснованность предоставления льгот предприятиям и учреждениям по платежам в бюджет согласно действующему законодательству;

- участвует в работе по созданию рынка ценных бумаг, анализирует его влияние на финансовое положение хозяйства и денежное обращение, проводит регистрацию и учет в обороте ценных бумаг акционерными обществами, коммерческими банками, предприятиями;

- контролирует правильность проведения выплат и возмещений за счет республиканского бюджета, предусмотренных действующими нормативными актами;

- готовит предложения о выпуске в оборот денежно-вещевых лотерей;

- осуществляет практическую помощь финансовым органам города в организации работы по внедрению новых форм хозяйствования;

- устанавливает деловые связи с другими учреждениями и отделами исполкома по вопросам усовершенствования финансового и хозяйственного механизма налогового законодательства, ценообразования [1, с. 134].

В системе  Министерства финансов контрольные  функции выполняет исключительно Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его аппарат на областном, городском и районном уровнях. Его деятельность регламентирована Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» [3, с. 35].

Основными задачами ГКРУ являются: осуществление  контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, за целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных и денежных ресурсов.

Информация о работе Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие