Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа
Финансовый контроль, являясь элементом управления финансами, представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций, учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Финансовый контроль позволяет обеспечить процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национального хозяйства.
Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………
4
1
Сущность бюджетно-финансового контроля……………………………..
6
2
Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль, их задачи и функции……………………………………………………………………
14
3
Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие…..…..…..…..…..…………………………………………...
21
Заключение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..………….
32
Список использованных источников…..…..…..…..…...............................
35
- равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
- открытости
информации о включении
- ответственности
контролирующих (надзорных) органов,
их должностных лиц за
Со вступлением
в силу Указа Президента от 16.10.2009
№ 510 «О совершенствовании контрольной
(надзорной) деятельности в Республике
Беларусь» коренным образом изменилась
практика организации контрольной
деятельности не только в налоговых
органах, а во всех контролирующих и
надзорных структурах страны. В частности,
деятельность санитарных, пожарных и
прочих технических органов, на которые
приходилось до 70% общего числа проверок,
также теперь будет включаться в
общие планы. А вот милиция
и прочие силовые структуры будут
по-прежнему действовать по своим
обстоятельствам и
В соответствии с данным Указом все плательщики распределяются по группам риска. Так, всех плательщиков предлагается разделить на три группы риска: высокую, среднюю и низкую.
К высокой
группе риска относятся субъекты
хозяйствования, имеющие устойчивый
убыток; плательщики, которые два
или более раз в году допустили
несвоевременное представление
расчетов по налогам, а также несвоевременную
(неполную) уплату налогов; плательщики,
занимающиеся производством и (или)
реализацией подакцизных
К средней
группе риска относятся субъекты
хозяйствования, налоговая нагрузка
по которым ниже ее среднего уровня
по отрасли или снизилась в
отчетном году; показывающие расходы,
максимально приближенные к сумме
доходов; осуществляющие деятельность
с драгоценными металлами и камнями;
риэлтерскую, аудиторскую деятельность;
иную торговую посредническую деятельность,
не отнесенную к высокой группе риска
и др. Для таких субъектов
К низкой группе риска относятся субъекты хозяйствования, не отнесенные к высокой и средней группам риска. Проверки для них назначаются по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет [11].
Каждому
плательщику сообщат, к какой
группе и почему он отнесен. Но такая
информация будет известна только налоговому
органу и плательщику. Если последний
объяснит ситуацию с отдельными показателями
(например, снижение налоговой нагрузки
или рентабельности) или предъявит
положительное аудиторское
В 2011 году налоговыми органами в ходе проведения проверок нарушения выявлялись у 70% проверяемых. При этом у большинства из них проступки незначительны: на 3/4 проверенных приходится лишь 1% нарушений. В то же время если 4 года назад в доначисленных суммах 30% составляли налоги, а 70% — штрафные санкции, то сейчас соотношение обратное. Возможно, теперь тяжесть санкций станет еще меньше: согласно п.18 Указа Президента № 510 незначительность некоторых правонарушений позволяет не считать их административными. К сожалению, среди них не оказалось случаев, подпадающих под действие ст.12.1 КоАП (нарушение установленного порядка ведения бухучета), или ст.23.17 (нарушение порядка составления первичных учетных документов). Учитывая сложность законодательства, ошибиться здесь легко, а наказание последует, даже если проступок не привел к недоплате налогов или ущемлению чьих-либо интересов. Утешает лишь, что проверки теперь, за некоторым исключением, должны проводиться только за последние 3 календарных года, а также за истекший период текущего года. Следовательно, меньше станет случаев, когда из-за незначительной недоимки предприятия разоряли пеней, накопившейся за 5-10 лет.
Вдохновляют бизнесменов нормы п.15 Указа, согласно которым проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. До сих пор принцип добросовестности фигурировал у нас лишь в статьях 2 и 8 ГК в отношении участников гражданского оборота. Между тем проверяющие по традиции порой заведомо настроены на виновность своих «клиентов» — а за доказательствами дело не станет. Неудивительно, что весь бухучет у нас ведется в основном для того, чтобы подтвердить правильность исчисления налогов. С другой стороны, исходя из норм ст.100 ХПК, если субъект хозяйствования не согласен с вынесенным постановлением о привлечении его к административной ответственности, он может обжаловать это решение сначала в вышестоящий орган, потом в хозяйственный суд. И в суде уже контролер должен доказывать законность оспариваемого постановления. Но судиться с контролирующими органами субъекты хозяйствования не всегда готовы. Поэтому к новым принципам еще придется привыкнуть.
Также согласно п.15 Указа Президента № 510 в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта. Впрочем, появлению таких казусов должен препятствовать Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Например, его ст.31 требует, чтобы текст нормативного правового акта излагался лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм. А в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения согласно ст.70 Закона орган, принявший этот акт, или уполномоченный им орган должны давать официальное толкование этих норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта. На практике, к сожалению, непонятных моментов в законодательстве хватает. И если проверяющий и проверяемый разошлись во мнениях, зачастую в компетентный орган направляется запрос. И решение зависит от содержания ответа, который, несмотря на свой частный характер и отсутствие статуса нормативного правового акта, тут же становится прецедентом, на который ориентируются все. Так что потолковать еще придется.
Настораживает
руководителей п.19 Указа Президента
№ 510, дающий контролирующим органам
право при выявлении грубого
нарушения законодательных
Сокращения числа проверок в настоящее время потребовала также Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Этот документ, подписанный Главой государства 31 декабря 2010 г., обязывает придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений. Для этих целей плановые проверки в отношении субъектов хозяйствования, которые добросовестно исполняют обязательства перед бюджетом и не имеют фактов нарушений законодательства, должны проводиться не чаще одного раза в пять лет.
Важная роль в процессе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций отводится ведомственным службам. Они также вносят свой вклад в общее дело. Однако в ходе организации и проведения ведомственного контроля, к сожалению, допускаются серьезные просчеты и упущения. В частности, не всегда соблюдаются требования, которые касаются организации контрольной работы, оформления и качества материалов проверок. Не всегда правильно определяется размер причиненного государству вреда. Случается, что принимаются правильные решения, а контроль за их реализацией отсутствует. Имеют место факты, когда даже по поручениям правоохранительных органов проверки проводятся некачественно. Одна из причин перечисленных недостатков - пробелы в знаниях работников ведомственного контроля. В связи с этим сейчас специалисты Министерства финансов чаще выступают перед ведомственными ревизорами на курсах повышения их квалификации. Кроме того, организуем и проводим семинары-совещания представителей республиканских органов государственного управления с участием специалистов ведомственного контроля.
На основе
мониторинга работы ведомственных
контролеров Министерство финансов
вырабатывает конкретные предложения
и рекомендации, направленные на повышение
отдачи от их деятельности, снижение числа
нарушений, которые характерны для
подведомственных организаций, повышение
профилактической роли ведомственного
контроля. Такие предложения направляем
в адрес органов
Вышесказанное
еще раз подтверждает, что к
одному из немаловажных путей повышения
эффективности бюджетно-
Итак, по результатам проведенных контрольных мероприятий предъявлено к уплате в бюджет 181,6 млрд. руб., в т.ч. субъектам предпринимательства — 167,5 млрд. руб. Из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано 177,4 млрд. руб., в т.ч. по результатам проверок субъектов предпринимательства — 164,2 млрд. руб., физических лиц — 13,2 млрд. руб. Взыскание в бюджет сумм доначисленных платежей по результатам проверок по итогам 2011 г. составило 98,5%.
В частности,
налоговиками проведено 13 518 внеплановых
тематических оперативных проверок
(за исключением проверок по вопросу
выявления фактов незарегистрированной
предпринимательской
Производство и оборот подакцизной продукции всегда были и остаются наиболее доходной сферой бизнеса — и одновременно зоной повышенного риска. Контролирующие органы регулярно находят здесь множество нарушений, влекущих многомиллионные штрафы и конфискацию. Не был исключением и прошедший год: налоговики обнаружили 4627 правонарушений в этой сфере. В результате проверок, как сообщают в МНС, в 2011 г. из теневого оборота изъято подакцизной продукции на 6281,3 млн. руб., что в 1,9 раза больше, чем в 2010-м. В доход государства (с учетом остатков, арестованных в прошлых периодах) обращено подакцизной продукции на 4,3 млрд. руб., или 134,2%, выручки от реализации продукции — на 455,3 млн. руб., или 125,3%.
В частности, налоговыми органами республики установлено 572 нарушения в сфере производства и оборота пива солодового, арестовано 28,6 тыс. л пива на 151,9 млн. руб. (темп роста — 112,8%). В доход государства обращено — 26,2 тыс. л на 133,8 млн. руб.
Выявлено 500 нарушений в сфере производства и оборота нефтепродуктов (темп роста — 101,4%), арестовано — 51,9 тыс. л на 378,6 млн. руб. (темп роста — 161,1%). В доход государства обращено 46,5 тыс. л нефтепродуктов (с учетом остатков прошлых лет) на 242,2 млн. руб., темп роста — 109,6%.
В сфере производства и оборота табачных изделий установлено 1386 нарушений (103,4% к 2010 г.), арестовано — 36,6 млн. штук на 4,1 млрд. руб. (в 5,2 раза больше, чем год назад). В доход государства обращено 23,8 млн. штук на 2,6 млрд. руб. (темп роста — 400,1%). В сфере производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции в 2011 г. установлено 2117 нарушений (на 12,2% больше, чем годом ранее), арестовано 49,3 тыс. л указанной продукции на 1623,2 млн. руб. В доход государства обращено 44 тыс. л (с учетом остатков прошлых лет) на 1,3 млрд. руб. За нарушения порядка маркировки контрольными (идентификационными) знаками в 2011 г. арестовано ТМЦ на 3,4 млрд. руб., обращено в доход государства на 3 млрд. руб., что на 46,7% меньше, чем за 2010 г.
Впрочем,
помимо подакцизных товаров, повышенные
риски таятся и в других товарах.
Так, по итогам 978 проверок субъектов
хозяйствования, торгующих радио-теле-
Информация о работе Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие