Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа
Финансовый контроль, являясь элементом управления финансами, представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций, учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Финансовый контроль позволяет обеспечить процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национального хозяйства.
Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………
4
1
Сущность бюджетно-финансового контроля……………………………..
6
2
Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль, их задачи и функции……………………………………………………………………
14
3
Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие…..…..…..…..…..…………………………………………...
21
Заключение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..………….
32
Список использованных источников…..…..…..…..…...............................
35
По результатам тематических проверок физических лиц, направленных на выявление незарегистрированной предпринимательской деятельности, арестовано ТМЦ и дохода, полученного от осуществления незаконной деятельности, в сумме 25,5 млрд. руб., что на 91,7% больше, чем годом ранее. К административной ответственности привлечено 2754 нарушителя (на 14,4% больше, чем в 2010 г.), а сумма штрафов составила 870 млн. руб. Кроме того, по результатам контрольных мероприятий 4914 гражданам вынесено предупреждение об административной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности, предъявлено к уплате 224,2 млн. руб.
Поводом
для внимания налоговых органов
могут стать размер компаний, их
финансовые результаты и «порочащие
связи». Так, по результатам проведения
мониторинга финансово-
В результате анализа информации о деятельности организаций, допускающих убытки на протяжении нескольких отчетных периодов, данными плательщиками исчислен к уплате 121 млрд. руб. налога. Кроме того, в 2011 г. по итогам 688 проверок плательщиков, совершавших хозяйственные операции с субъектами, осуществляющими лжепредпринимательскую деятельность, предъявлено к уплате 93,7 млрд. руб.
Проводимые на постоянной основе проверки обоснованности возврата НДС позволили оставить в распоряжении бюджета 119,3 млрд. руб. (в т.ч. при экспорте товаров (работ, услуг) в Россию 15,9 млрд. руб.).
Не осталась
без внимания налоговых органов
и виртуальная сфера. В прошлом
году был проведен мониторинг 1182 субъектов
хозяйствования, использующих в предпринимательской
деятельности электронные средства
связи для осуществления
Таким образом, контроль за исполнением бюджета и работой местных финансовых органов и налоговых инспекций по обеспечению доходов бюджета, своевременному и эффективному финансированию расходов выходит за рамки внутриведомственного контроля. Работники финансовых и налоговых органов привлекаются к участию в комплексных ревизиях, которые проводятся не реже одного раза в три года. В перечне вопросов, подлежащих проверке, как правило, содержатся те, которые связаны с работой местных финансовых и налоговых органов [3, с. 44].
Заключение
Итак, бюджетный контроль осуществляется относительно выполнения субъектами бюджетных правоотношений установленных Законом правил поведения в области формирования, распределения и использования бюджетных средств. Требования соблюдения законности в этой сфере имеют конституционную основу.
Имея много общего с финансовым контролем, бюджетный контроль имеет свои особенности. Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него особое содержание, свой специфический объект, субъекты, цели и задачи.
Бюджетный контроль относится к государственному вневедомственному контролю.
Ему присущи те же формы, что и в целом финансовому контролю: предварительный, текущий и последующий.
Относительно стадий бюджетного процесса бюджетный контроль по формам его осуществления можно соотнести следующим образом: составление проекта бюджета — предварительный, рассмотрение — текущий, исполнение — последующий. Однако каждая из этих форм может присутствовать на любой из стадий бюджетного процесса.
По методам он также аналогичен финансовому контролю: обследования, анализ, проверки, ревизии, заслушивание отчетов.
Бюджетный контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти общей компетенции, но решающая роль принадлежит финансовым органам. Их права и обязанности в этой сфере установлены в Бюджетном кодексе, постановлениях Совета Министров и других нормативных актах.
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами
В системе Министерства финансов контрольные функции выполняет исключительно Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его аппарат на областном, городском и районном уровнях. Его деятельность регламентирована Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь»
За прошедший период контрольно-ревизионная служба заняла достойное место среди контролирующих органов Беларуси.
Рыночные
реформы в Беларуси, в первую очередь,
коснулись ее бюджетно-налоговой
и денежно-кредитной систем. Если
раньше в сфере финансового контроля
находились операции, связанные с
движением денежных средств внутри
одной союзной финансовой системы,
то в новых условиях значительная
часть финансовых операций осуществляется
между субъектами-резидентами
Усложнение
бюджетно-финансового контроля в
Республике Беларусь обусловлено и
тем обстоятельством, что республика,
как полноценный участник международных
политических и экономических отношений
приняла на себя обязательство по
осуществлению контроля за движением
финансовых потоков, имеющих криминальное
происхождение или связанных
с финансированием
Усложнение,
и причем значительное, произошло
и вследствие того, что кроме денег
и материальных ценностей в сфере
бюджетно-финансового контроля оказываются
и операции с квазиденьгами, денежными
обязательствами, электронными деньгами
и другими финансовыми
Совершенствованию финансового контроля в республике уделяется большое внимание. Совершенствуются прежние и вырабатываются новые подходы к организации и координации финансового контроля.
С 2010 года принципиально изменились подходы к организации и проведению проверок в стране - вступил в силу Указ Президента № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Документ ужесточил требования к организации и проведению проверок, обоснованности их назначения, качеству проведения и оформления результатов, а также к реализации материалов проверок. Такие меры позволили сократить число проверок в организациях и субъектах хозяйствования, заметно повысив при этом их качество.
Так, в соответствии с данным Указом все плательщики распределяются по группам риска. Так, всех плательщиков предлагается разделить на три группы риска: высокую, среднюю и низкую.
Каждому плательщику сообщат, к какой группе и почему он отнесен. Но такая информация будет известна только налоговому органу и плательщику. Если последний объяснит ситуацию с отдельными показателями (например, снижение налоговой нагрузки или рентабельности) или предъявит положительное аудиторское заключение, проверка может быть отсрочена. Такие четкие критерии отнесения субъектов хозяйствования к группам риска, несомненно упорядочат процесс назначения проверок контролирующими органами.
Возможно, теперь тяжесть санкций станет еще меньше: согласно п.18 Указа Президента № 510 незначительность некоторых правонарушений позволяет не считать их административными.
Положительные тенденции прослеживаются в нормах п.15 Указа, согласно которым проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. Также согласно п.15 Указа Президента № 510 в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Настораживает
п.19 Указа Президента № 510, дающий контролирующим
органам право при выявлении
грубого нарушения
Сокращения числа проверок в настоящее время потребовала также Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». В целях сокращения количества проверок, плановые проверки в отношении субъектов хозяйствования, которые добросовестно исполняют обязательства перед бюджетом и не имеют фактов нарушений законодательства, должны проводиться не чаще одного раза в пять лет.
Список использованных источников
1 |
Воробев, М.К. Финансовый контроль: учеб.-метод. комплекс / сост. М.К. Воробьев, И.А. Осипов. – Минск: изд-во. МИУ, 2010. – 316с. |
2 |
Ромаш, М.В. Государственный бюджет: учеб.-метод. пособие / М.В. Ромаш, Т.Г. Ролева. – Минск: МИТСО, 2008. – 96с. |
3 |
Ханкевич, Л.А. Финансовый и налоговый контроль: ответы на экзаменац. вопр. / Л.А. Ханкевич. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 128с. |
4 |
Сатарова, Н.А. Бюджетное право: учебник / под ред. Н.А. Сатаровой. – Спб.: Деловой двор, 2009. - 296с. |
5 |
Основы бюджетного контроля / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.mabico.ru – Дата доступа 14.08.2012. |
6 |
Кодекс Республики Беларусь "Бюджетный кодекс Республики Беларусь" от 16.07.2008 N 412-З (с изм. от 29.12.2009) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012 – Дата доступа 15.08.2012. |
7 |
Бурцуев, В.В. Система финансового контроля / В.В. Бурцуев // Маркетинг. – 2007. – №4. – С. 19. |
8 |
Н. Муха, М. Чайковская Государственные средства под контролем // Финансы, учет, аудит. – 2011. - №7. – С. 21-22. |
9 |
Официальный сайт Комитета государственного контроля Республики Беларусь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kgk.gov.by – Дата доступа 18.08.2012. |
10 |
Фридкин, Л. Легко ли быть проверяемым / Л. Фридкин // Экономическая газета. – 2009. - №83. – С. 9. |
11 |
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (ред. от 09.03.2010) "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (вместе с "Положением о порядке организации и проведения проверок") // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012 – Дата доступа 16.08.2012. |
12 |
Герасимова, В. В зоне акцизного и прочего внимания / Выпуск газеты №14(1533) от 17.02.2012 / Официальный сайт издания «Экономической газеты» / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.neg.by – Дата доступа 20.08.2012. |
13 |
Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. nalog.by – Дата доступа 18.08.2012. |
14 |
Официальный сайт Минфина / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.gov.by – Дата доступа 17.08.2012. |
15 |
Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А.Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 432с. |
16 |
Государственный бюджет: Учеб.-метод. Пособие / Г.М. Корженевская. – Мн.: МГЭИ, 2008. – 166с. |
17 |
Государственные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 166с. |
18 |
Крылович, И. Нет предела совершенству / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.belmarket.by – Дата доступа 20.08.2012. |
19 |
Долги, проверки и вывод из тени / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.neg.by – Дата доступа 20.08.2012. |
Информация о работе Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие