Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль, являясь элементом управления финансами, представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций, учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Финансовый контроль позволяет обеспечить процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национального хозяйства.

Содержание работы

Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………
4
1
Сущность бюджетно-финансового контроля……………………………..
6
2
Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль, их задачи и функции……………………………………………………………………

14
3
Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие…..…..…..…..…..…………………………………………...

21

Заключение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..………….
32

Список использованных источников…..…..…..…..…...............................
35

Файлы: 1 файл

бюджетно-финансовый контроль.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

По результатам  тематических проверок физических лиц, направленных на выявление незарегистрированной предпринимательской деятельности, арестовано ТМЦ и дохода, полученного от осуществления незаконной деятельности, в сумме 25,5 млрд. руб., что на 91,7% больше, чем годом ранее. К административной ответственности привлечено 2754 нарушителя (на 14,4% больше, чем в 2010 г.), а сумма штрафов составила 870 млн. руб. Кроме того, по результатам контрольных мероприятий 4914 гражданам вынесено предупреждение об административной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности, предъявлено к уплате 224,2 млн. руб.

Поводом для внимания налоговых органов  могут стать размер компаний, их финансовые результаты и «порочащие связи». Так, по результатам проведения мониторинга финансово-хозяйственной  деятельности крупных плательщиков, субъектов малого предпринимательства, проведенного сотрудниками МНС, в бюджет дополнительно поступило 204 млрд. руб. В ходе комплексного анализа информации о фактической деятельности плательщиков, имеющейся в налоговых органах и поступившей из других органов и организаций, в т.ч. в виде электронных баз данных, в бюджет дополнительно привлечено 154 млрд. руб.

В результате анализа информации о деятельности организаций, допускающих убытки на протяжении нескольких отчетных периодов, данными плательщиками исчислен к уплате 121 млрд. руб. налога. Кроме того, в 2011 г. по итогам 688 проверок плательщиков, совершавших хозяйственные операции с субъектами, осуществляющими лжепредпринимательскую деятельность, предъявлено к уплате 93,7 млрд. руб.

Проводимые  на постоянной основе проверки обоснованности возврата НДС позволили оставить в распоряжении бюджета 119,3 млрд. руб. (в т.ч. при экспорте товаров (работ, услуг) в Россию 15,9 млрд. руб.).

Не осталась без внимания налоговых органов  и виртуальная сфера. В прошлом  году был проведен мониторинг 1182 субъектов  хозяйствования, использующих в предпринимательской  деятельности электронные средства связи для осуществления торговли и получения выручки (реализация товаров через интернет-магазины, использование электронных денег  в качестве оплаты за товар). Было установлено, что электронные кошельки открыты  у 132 проанализированных субъектов, обороты  по которым, согласно информации банков, составили 3,8 млрд. руб. А по итогам 387 проверок таких лиц было доначислено в бюджет 3,7 млрд. руб., арестовано товарно-материальных ценностей на 2,2 млрд. руб. За допущенные нарушения законодательства к административной ответственности привлечено 315 лиц, которые были оштрафованы на 300,6 млн. руб. Так что освоение «высоких технологий» дорого обошлось бизнесменам [12].

Таким образом, контроль за исполнением бюджета  и работой местных финансовых органов и налоговых инспекций по обеспечению доходов бюджета, своевременному и эффективному финансированию расходов выходит за рамки внутриведомственного контроля. Работники финансовых и налоговых органов привлекаются к участию в комплексных ревизиях, которые проводятся не реже одного раза в три года. В перечне вопросов, подлежащих проверке, как правило, содержатся те, которые связаны с работой местных финансовых и налоговых органов [3, с. 44].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Итак, бюджетный  контроль осуществляется относительно выполнения субъектами бюджетных правоотношений установленных Законом правил поведения в области формирования, распределения и использования бюджетных средств. Требования соблюдения законности в этой сфере имеют конституционную основу.

Имея  много общего с финансовым контролем, бюджетный контроль имеет свои особенности. Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него особое содержание, свой специфический объект, субъекты, цели и задачи.

Бюджетный контроль относится к государственному вневедомственному контролю.

Ему присущи  те же формы, что и в целом финансовому  контролю: предварительный, текущий  и последующий.

Относительно  стадий бюджетного процесса бюджетный контроль по формам его осуществления можно соотнести следующим образом: составление проекта бюджета — предварительный, рассмотрение — текущий, исполнение — последующий. Однако каждая из этих форм может присутствовать на любой из стадий бюджетного процесса.

По методам  он также аналогичен финансовому контролю: обследования, анализ, проверки, ревизии, заслушивание отчетов.

Бюджетный контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти общей компетенции, но решающая роль принадлежит финансовым органам. Их права и обязанности в этой сфере установлены в Бюджетном кодексе, постановлениях Совета Министров и других нормативных актах.

Контроль  за исполнением республиканского бюджета  осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

Контроль  за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами

В системе  Министерства финансов контрольные  функции выполняет исключительно Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его аппарат на областном, городском и районном уровнях. Его деятельность регламентирована Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь»

За прошедший  период контрольно-ревизионная служба заняла достойное место среди  контролирующих органов Беларуси.

Рыночные  реформы в Беларуси, в первую очередь, коснулись ее бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной систем. Если раньше в сфере финансового контроля находились операции, связанные с  движением денежных средств внутри одной союзной финансовой системы, то в новых условиях значительная часть финансовых операций осуществляется между субъектами-резидентами разных финансовых систем. Если в прошлом  операции осуществлялись посредством  советских денег, то в настоящее  время финансовые и хозяйственные  сделки могут осуществляться как  в национальной так и в иностранной  валюте.

Усложнение  бюджетно-финансового контроля в  Республике Беларусь обусловлено и  тем обстоятельством, что республика, как полноценный участник международных  политических и экономических отношений  приняла на себя обязательство по осуществлению контроля за движением  финансовых потоков, имеющих криминальное происхождение или связанных  с финансированием террористической деятельности.

Усложнение, и причем значительное, произошло  и вследствие того, что кроме денег  и материальных ценностей в сфере  бюджетно-финансового контроля оказываются  и операции с квазиденьгами, денежными  обязательствами, электронными деньгами и другими финансовыми инструментами.

Совершенствованию финансового контроля в республике уделяется большое внимание. Совершенствуются прежние и вырабатываются новые подходы к организации и координации финансового контроля.

С 2010 года принципиально изменились подходы  к организации и проведению проверок в стране - вступил в силу Указ Президента № 510 «О совершенствовании  контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Документ ужесточил  требования к организации и проведению проверок, обоснованности их назначения, качеству проведения и оформления результатов, а также к реализации материалов проверок. Такие меры позволили сократить  число проверок в организациях и  субъектах хозяйствования, заметно  повысив при этом их качество.

Так, в  соответствии с данным Указом все  плательщики распределяются по группам  риска. Так, всех плательщиков предлагается разделить на три группы риска:  высокую, среднюю и низкую.

Каждому плательщику сообщат, к какой  группе и почему он отнесен. Но такая  информация будет известна только налоговому органу и плательщику. Если последний  объяснит ситуацию с отдельными показателями (например, снижение налоговой нагрузки или рентабельности) или предъявит положительное аудиторское заключение, проверка может быть отсрочена. Такие четкие критерии отнесения субъектов хозяйствования к группам риска, несомненно упорядочат процесс назначения проверок контролирующими органами.

Возможно, теперь тяжесть санкций станет еще  меньше: согласно п.18 Указа Президента № 510 незначительность некоторых правонарушений позволяет не считать их административными.

Положительные тенденции прослеживаются в нормах п.15 Указа, согласно которым проверяемый  субъект признается добросовестно  исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. Также согласно п.15 Указа Президента № 510 в случае неясности или нечеткости предписаний  акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Настораживает п.19 Указа Президента № 510, дающий контролирующим органам право при выявлении  грубого нарушения законодательных  актов и постановлений Совмина  внести в регистрирующий орган представление  о ликвидации юридического лица, прекращении  деятельности индивидуального предпринимателя.

Сокращения  числа проверок в настоящее время  потребовала также Директива  № 4 «О развитии предпринимательской  инициативы и стимулировании деловой  активности в Республике Беларусь». В целях сокращения количества проверок, плановые проверки в отношении субъектов  хозяйствования, которые добросовестно  исполняют обязательства перед  бюджетом и не имеют фактов нарушений  законодательства, должны проводиться  не чаще одного раза в пять лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 

1

Воробев, М.К. Финансовый контроль: учеб.-метод. комплекс / сост. М.К. Воробьев, И.А. Осипов. – Минск: изд-во. МИУ, 2010. – 316с.

2

Ромаш, М.В. Государственный бюджет: учеб.-метод. пособие / М.В. Ромаш, Т.Г. Ролева. – Минск: МИТСО, 2008. – 96с.

3

Ханкевич, Л.А. Финансовый и налоговый  контроль: ответы на экзаменац. вопр. / Л.А. Ханкевич. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 128с.

4

Сатарова, Н.А. Бюджетное право: учебник / под ред. Н.А. Сатаровой. – Спб.: Деловой  двор, 2009. -  296с.

5

Основы бюджетного контроля / [Электронный  ресурс] – Режим доступа: www.mabico.ru – Дата доступа 14.08.2012.

6

Кодекс Республики Беларусь "Бюджетный  кодекс Республики Беларусь" от 16.07.2008 N 412-З (с изм. от 29.12.2009) // Консультант  Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012 – Дата доступа 15.08.2012.

7

Бурцуев, В.В. Система финансового  контроля / В.В. Бурцуев // Маркетинг. – 2007. – №4. – С. 19.

8

Н. Муха, М. Чайковская Государственные  средства под контролем // Финансы, учет, аудит. – 2011. -  №7. – С. 21-22.

9

Официальный сайт Комитета государственного контроля Республики Беларусь /  [Электронный  ресурс] – Режим доступа:  http://www.kgk.gov.by – Дата доступа 18.08.2012.

10

Фридкин, Л. Легко ли быть проверяемым / Л. Фридкин // Экономическая газета. – 2009. - №83. – С. 9.

11

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (ред. от 09.03.2010) "О совершенствовании  контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (вместе с "Положением о порядке организации  и проведения проверок") // Консультант  Плюс: Беларусь [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012 – Дата доступа 16.08.2012.

12

Герасимова, В. В зоне акцизного и прочего внимания /  Выпуск газеты №14(1533) от 17.02.2012 / Официальный сайт издания «Экономической газеты» / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.neg.by – Дата доступа 20.08.2012.

13

Официальный сайт Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь /  [Электронный  ресурс] – Режим доступа:  www. nalog.by – Дата доступа 18.08.2012.

14

Официальный сайт Минфина / [Электронный ресурс] – Режим доступа:  www.minfin.gov.by – Дата доступа 17.08.2012.

15

Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А.Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 432с.

16

Государственный бюджет: Учеб.-метод. Пособие / Г.М. Корженевская. – Мн.: МГЭИ, 2008. – 166с.

17

Государственные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. Г.К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 166с.

18

Крылович, И. Нет предела совершенству / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.belmarket.by – Дата доступа 20.08.2012.

19

Долги, проверки и вывод из тени / [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.neg.by – Дата доступа 20.08.2012.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие