Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:28, реферат
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Введение
1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
2. Проблемы реализации принципов бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня» // 2.
Как видим, формулировки, содержащие
многочисленные «либо», фактически означают,
что вышестоящие органы власти (именно
они распоряжаются нормативами
отчислений в нижестоящие бюджеты)
могут устанавливать их произвольно.
Юридическая состоятельность
Таким образом, фактическое
положение дел в реализации принципа
самостоятельности можно
-- доля собственных источников
доходов муниципальных и
-- растет уровень централизации бюджетной системы;
-- повышается зависимость бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы от решений федеральных органов власти.
Резюмируя изложенное, заметим,
что Бюджетный кодекс не раскрывает
глубинных основ бюджетной
На самом деле принципы
единства и самостоятельности являются
базовыми для построения бюджетной
системы федеративного
Природа федеративного государства
проявляется в построении его
бюджетной системы на основе названных
принципов (единства и самостоятельности).
Они должны реализовываться таким
образом, чтобы система устойчиво
функционировала и развивалась.
О сложности достижения данного
условия свидетельствует
В результате, для современной России характерна весьма высокая нарастающая дифференциация регионов и муниципальных образований по бюджетной обеспеченности и иным параметрам социально-экономического развития. Причем, если последнее не всегда зависит непосредственно от бюджетного устройства, то кардинальные различия в бюджетной обеспеченности прямо вытекают из него.
Модель бюджетного федерализма
в России имеет в своей основе
механизм автономного функционирования
бюджетов различных уровней
а) законодательно закрепленных расходных полномочиях разных уровней государственной власти;
б) правовом разграничении доходных, прежде всего, налоговых полномочий;
в) функционировании механизма финансового выравнивания.
В целях анализа основных
тенденций в области отношений
между бюджетами различных
Доходы консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
в период с 2005 по 2008 год выросли
с 2 997 559 до 6 198 775,0 млн. рублей, а расходы
с 2 940 427 до 6 253 147,0 млн. рублей. Прирост
расходов в консолидированном бюджете
субъектов Российской Федерации
в 2008 году превышает прирост доходов,
что свидетельствует о
Доля налоговых доходов
федерального бюджета в консолидированном
бюджете страны уменьшилась с 63,1%
в 2005 году до 61, 6% в 2007 году, тем не менее
на основании этих данных можно сделать
вывод о значительной централизации
финансовых ресурсов в федеральном
бюджете в ущерб бюджетам субъектов
Федерации, что может привести к
нарушению региональной автономии
и уменьшить положительный
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам Российской Федерации являются одним из основных элементов системы межбюджетных отношений. Их доля в 2006-2008 г.г. составляет более 30% всех расходов федерального бюджета, в то время как в 2005 году их доля составляла 24,3% // Приложение Г.
Рассмотрим совокупный объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2005-2008 годах // Приложение Д.
В исследуемый период наблюдается рост объёма межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, так в 2006 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 15%, в 2007 - на 28,8%, а в 2008 году - на 23,7%.
Анализ структуры межбюджетных трансфертов показывает, что наибольшую долю в структуре межбюджетных трансфертов в 2005-2008г.г. занимают трансферты внебюджетным фондам. Их доля колеблется от 60,9% до 56,6%.
Финансовая помощь бюджетам других уровней направленная на выравнивание межбюджетных различий в 2005-2008 г.г. изменяется в пределах от 28,8 до 26,0% // Приложение Е.
Согласно изменениям, внесенным
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
на основании Федерального закона «О
внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации в части
регулирования бюджетного процесса
и приведении в соответствие с
бюджетным законодательством
Так же как и 2005-2007г.г., наибольшую долю в структуре межбюджетных трансфертов занимают трансферты внебюджетных фондов - 59,4%. Финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации подразделяется на 2 раздела, дотации и субсидии бюджетам субъектов РФ, их общая доля составляет 30,4%, что больше чем в 2007 году на 2,6% // Приложение Ё.
Основным видом финансовой помощи бюджетам других уровней является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, его основная цель - выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2005 году он составлял 53% от объема всех расходов на оказание финансовой помощи региональным бюджетам, в 2006 году - 61%, а в 2007 - 51%. Прирост объёма Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2006 году к предыдущему году составил 20,2% а в 2007 году - 15,9% // Приложение Ж.
Значительную часть
Ещё одним механизмом межбюджетного регулирования является Федеральный фонд регионального развития (ФФРР). Средства этого фонда идут на выравнивание обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой. Прирост в 2007 году по сравнению с предыдущим составил 138% // Приложение Ж.
Важным инструментом поддержки региональных бюджетов является Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Объем Фонда на 2007 год составил 35 621, 2 млн. рублей, что на 36,1 % превышает уровень текущего года, в то время как Объем Фонда в 2006 году к уровню 2005 года увеличился всего на 3,5% // Приложение Ж. Главной целью Фонда софинансирования является поддержка бюджетов субъектов Федерации в форме частичного возмещения расходов регионов на решение приоритетных, социально значимых задач.
Главной задачей Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов является поощрение регионов, наиболее эффективно работающих со своими финансами, со своим бюджетом. Его объем в 2006 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 135,4%, а в 2007 на 39,3% // Приложение Ж.
На основании проведённого анализа можно сформулировать следующие выводы:
1. В настоящее время
осуществлено законодательное
В результате органы власти
субъектов Федерации и особенно
местного самоуправления не имеют возможности
обеспечить сбалансированность своих
бюджетов и вынуждены проводить
политику выборочного и/или частичного
исполнения возложенных на них обязательств,
накапливая (в том числе за счет
заимствований) просроченную задолженность.
В таких условиях полностью отсутствуют
стимулы к проведению ответственной
бюджетной политики, повышению прозрачности
и объективности бюджетной
2. Сложившаяся модель
распределения налоговых
Особенно остро эта проблема стоит с инвестиционной финансовой помощью. Средства на инвестиционные цели из федерального бюджета идут в регионы самыми различными путями, вне названных 5 фондов. До настоящего времени отсутствует единый для всех регионов порядок распределения средств из Фонда регионального развития, а также процедура и критерии отбора получателей этих средств.
Существующая модель распределения межбюджетных трансфертов (как и модель межбюджетных отношений в целом) способна отчасти решить задачу выравнивания финансовой обеспеченности территорий, но не способна стимулировать экономическое развитие территорий. Региональные органы власти при такой системе не только не заинтересованы в наиболее эффективном использовании собственных возможностей, но ориентированы на иждивенческую модель поведения.
Заключение
Подводя итоги работы, следует отметить, что в настоящее время остается актуальной проблема выбора модели бюджетного устройства и совершенствование межбюджетных отношений как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для недавно начавших рыночные преобразования. Для России изучение опыта стран, где механизм бюджетного регулирования давно сложился, а также стран, лишь недавно прошедших сложный путь бюджетных преобразований, учёт их ошибок в этом процессе, может оказать помощь в решении данной сложной и многогранной проблемы.